Урок по истории в 5 классе Древняя Спарта_2070

Урок в 5 классе: «Древняя Спарта»

Тип урока:

урок с элементами дискуссии и работы с рабочим листом.

Средства обучения:

ПР «Древняя Спарта»

Словарь «Исторические личности»

Цели урока:

познакомить с природой, занятиями и населением Спарты, создать представления о военизированном олигархическом государственном устройстве Спарты, ее армии и особенностях воспитания, показать, что основа могущества Спарты базировалась на ее армии, подвести к пониманию того, что история жизни каждого человека неразрывно связана с историей его страны;

приступить к освоению умений различать и оценивать альтернативные суждения, определять свою позицию по рассматриваемым вопросам.

План урока:

Географическое положение и природа Спарты

 А. легендарные законы Ликурга,    Б. состав населения Спарты,    В. государственное устройство Спарты,    Г. спартанское войско,    Д. спартанское воспитание.

Дифференциация обучения:

Адресные индивидуальные задания ученикам разных уровней . Важно на этом уроке стимулировать ответы, в которых ученики проявляют эрудицию, сообщают сведения по новой изучаемой теме.

Преемственные связи:

Межпредметные – обществознание (опережающие): право. Внутрикурсовые – Древние Афины.

Основные понятия:

спартиаты, илоты, периэки

Особенности урока:

На этом уроке преобладают приемы воспитания. Готовые ответы на вопросы презентации даются не в основном тексте, а в ссылках, и их можно не выводить на экран.

Подготовка к уроку:

Возможно сообщение для учеников (по учебнику) «Спартанское воспитание».

Ход урока

Организационный момент.

Хайрете, пайдес! Калой кай агатой!

Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!

Сегодня мы продолжаем путешествовать по Древней Греции

Объяснение нового материала.

Мы знаем, что Древняя Греция была небольшой страной, но в ней образовалось много самостоятельных государств. Наиболее значительными из них были два: Афины и Спарта. Сами греки говорили: наша родина Эллада – как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское, а другой Спартанское государство, о котором пойдет речь на уроке. Давайте откроем тетради и запишем тему. ( Слайд 1)

Цель нашего урока: познакомиться с общественным и государственным устройством Спарты. Обратите внимание на программу путешествия. (Слайд 2)





Справка для учителя: Лаконика представляла собой плодородную, спускающуюся к побережью долину, которую прорезала река Эврот. Гаваней, удобных для мореплавания, в Спарте не было. Со всех сторон долина была окружена труднопроходимыми горами. В Спарте имелись запасы железной руды. О возникновении г. Спарта в литературе есть две версии. 1 – город существовал при ахейцах, был разрушен и заново отстроен дорийцами, 2 – дорийцы основали новый город, объединив ряд небольших поселений.

У каждого на столах лежат карты путешественника. Давай те познакомимся с ними.

Работа с картой на слайде 4-5.давайте поработаем с аппликациями, вы должны:

Правильно расположить территории и обозначить их. Задание 1

Переходим к следующему пункту программы. ( Слайд 8)

Теперь нас интересует население Спарты, и по каким законам и обычаям оно живет.

Обратимся к нашему другу и помощнику – учебнику. Работаем по плану.

В рабочем листе задание 2.

По законам, традициям, обычаям похож Спартанский полис на другие греческие полисы?

После работы с заданием 2: Как и в других полисах в Спарте существовало собственное управление. Давайте поработаем с текстом на ваших столах « Система управления»,а потом выполним задание 3 в листе. к доске выходит 1 ученик и чертит схему.

.

Вывод: законы, нормы и правила поведения, установленные Ликургом, привели к сплочению “общины равных”, укрепили власть над покоренным населением. Главная задача государства держать в повиновении илотов.

Как вы думаете, почему спартанцы так стойко выносили такое суровое правление? Корни такой жизни кроятся в воспитании и образе жизни спартанцев.

Спартанцы большое значение придавали физическому развитию. Давайте и мы немного отвлечемся от умственного труда и займемся физкультминуткой.

Физкультминутка

 Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать,

Раз подняться на носки, потянутся,

Два наклониться, потянутся,

Три, в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре, руки шире,

Пять, руками помахать,

Шесть, за стол, тихонько сесть!

Работа со слайдом 17. Как вы думаете чем занимаются все эти мужчины?

Работа со слайдами18-22. Вопросы перед началом работы с источником: как воспитывали подрастающее поколение в Спарте? Что вам понравилось в воспитании спартанцев, а что нет и почему?

Завершение изучения нового материала при работе с выводами урока нужно обсудить следующий вопрос. Процветание Афин основывалось на хозяйственной деятельности жителей Аттики, а мощь Спартанского государства заключалась исключительно в военной силе. Какой путь развития страны кажется более перспективным и почему?

Вывод : VI век до н.э. Спарта – одно из самых могущественных государств – полисов в Греции. Но суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни привели к духовному оскудению народа, экономической отсталости Спарты по сравнению с другими греческими полисами. Она не дала мировой культуре ни одного философа, поэта, оратора, скульптора, художника. Все, что могла создать Спарта – это сильная армия.

Домад. пар 31 и написать сочинение «Путешествие в Спарту»