Урок по истории РоссииТемаНачало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга

Тема урока: «Начало Северной войны и строительство Петербурга».

Цель урока: показать, что выход в Балтийское море был жизненно необходим для Русского государства; отметить прогрессивный характер Северной войны; дать представление о строительстве Санкт-Петербурга, назначении этого города.

Задачи:

Показать необходимость создания регулярной армии и военно-морского флота; дать общее представление о начале Северной войны, дать представление о строительстве Санкт-Петербурга и его назначении.

Продолжить развивать умения работать с иллюстрациями и текстом учебника.

Воспитывать у учащихся уважение к труду народа, к людям труда, создающим богатства на земле, борющимся за независимость и процветание страны

Основные знания: 1700- начало Северной войны ,причины Северной войны,1703- основание Санкт- Петербурга.

Основные термины и понятия: Санкт-Петербург, лоцман, регулярная армия.

Оборудование: карточки, иллюстрации, слайды

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I.Организация класса

Урок не обычный

Отсутствующие и причина

Осанка учащихся

Здоровье учащихся

II. Вводная беседа (портрет Петра I на доске и слайд)

Из какой царской династии Петр I?

Когда родился? (карточка 1672 г.)

Кто был его отцом? (слайд с портретом Алексея Михайловича)

О каких важных событиях в жизни Петра I вы знаете?

С какой целью он организовал «Великое посольство»?

Почему раньше срока вернулся в Россию? (слайд Царевна Софья и Утро стрелецкой казни)

Кого встретил Петр I возвращаясь, домой? (карточка Август II)

О чем они договорились?

Далее учащиеся работают по тестам по теме: «Начало Северной Войны».

Тесты прилагаются. Повторение пройденного материала.( индивидуальная работа у доски слабо обучающихся Гурин Р и Олейникова Ю.)

Подвести итоги работы с тестами и итог проверки пройденного материала.

Перейти к изучению нового материала.

IV. Актуализация знаний.

Построив Петропавловскую крепость (слайд крепости) в устье реки Невы, Петр I тем самым положил начало строительства нового города. В 1703 году (карточка на доске 1703 г.) вокруг крепости начинается строительство города.

Сообщение темы урока: «Строительство Санкт-Петербурга» (карточка на доске, запись темы в тетради).

Словарная работа: «Санкт-Петербург» — означает «город святого Петра», в честь покровителя царя апостола (карточка) Петра.

По замыслу Петра I название города в честь апостола Петра имело символическое значение ,так как город был призван стать ключом к Балтийскому морю.( апостол Петр является обладателем ключей к раю).

П….тербург (карточка) проверочное слово?

Лоцман (карточка) — морской специалист, который проводит корабли из моря в порт.

V. Изучение нового материала.

Северная война против шведов начата, чтобы получить в Балтийское море

Выход нужен для связи с Европой





В поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» есть такие слова:

«Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будут город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно».

Этим окном явилась Ижорская земля и построенный на ней город — порт Санкт-Петербург

Места суров — болота, топь, ужасно сырой климат

Строили город на нескольких островах

Острова окружены водой

Петр сам руководил строительством (слайд)

Часто сам брал в руки топор

С утра и до ночи стучали топоры

Всем знатным людям было велено строить себе дома

Для Петра I был построен деревянный домик (слайды)

Царь велел срубить сосны на берегу залива и построить ему дом. Была построена через два дня одноэтажная изба с двумя комнатами. В ней царь прожил больше четырех лет.

О каких качествах царя говорит этот факт?

Но и когда он его покинул, то продолжал следить за его сохранностью. Домик Петра стоит, и сегодня в городе и является частью экспозиции Русского Музея.

Физминутка.

Не забыли об укреплении обороны города

Строится крепость Кронштадт (карточка)

Санкт – Петербург не только город крепость, но и город – порт (слайд)

Возводятся портовые сооружения и верфь (карточка)

На верфи начинается строительство торговых и военных кораблей

Из других стран пригласили специалистов

Летом 1704 (карточка) года начинают подниматься деревянные дворцы

Начали формироваться улицы

Петр сам рисовал план города (слайд)

Центральная улица — Невский проспект (карточка) начиналась от Петропавловской крепости

Вдоль него и возводился город

На строительстве работали солдаты и работные люди со всей страны

Работали не покладая рук

Как вы понимаете смысл этих слов?

Работали по пояс, стоя в воде, многие болели

Несмотря на тяжелые условия, работы не останавливались

Поистине героический труд во благо Родины

За несколько лет вырос прекрасный город

Дворцы,дома,порт,верфь,церкви,школы,заводы,мастерские,мосты,

каменные набережные – стали украшением города

С 1712 года – город столица России

VI. Закрепление изученного материала.

Работа с текстом учебника: чтение по абзацам

Беседа по вопросам:

О чем мы сегодня говорили на уроке?

Что вы узнали нового?

Зачем был нужен город – порт на берегу Балтийского моря?

В каких условиях шло строительство города?

Что было построено первым?

Зачем нужна была городу крепость?

VI.Итоги урока

Оценить знания учащихся.

VIII. Домашнее задание. Тесты (тесты прилагаются)

Учителю: постоянно следить на уроке за соблюдением правил ТБ

Дополнительно.

Санкт – Петербург – второй по количеству жителей город в России. Он по праву считается одним из красивейших городов Европы. С 1712 по 1918 г. Санкт – Петербург был столицей России и резиденцией российских императоров. Сегодня – это крупнейший промышленный центр, центр культуры и образования.

(звучит отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» и на этом фоне показ слайдов современного Санкт – Петербурга)