Урок по истории России Основание в Москве первого Российского университета и Академии х

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ФИО учителя: Попова Татьяна Анатольевна

Предмет: история России

Класс: 8

Программа специальной (коррекционной) программы 8 вида

Тема урока

Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств

Цель урока

Дать учащимся представление о первом Российском университете и Академии художеств

Задачи урока

1.Познакомить учащихся с первым Российским университетом и Академией художеств.

2.Рассмотреть понятия «разночинцы», «мещане».

3.Развивать умения работать в группе, с учебником.

4.Сформировать представление о значении основания Московского университета и Академии художеств.

Планируемые результаты

Учащиеся знают, когда и кем были открыты первый Российский университет и Академия художеств; владеют понятиями «разночинцы», «мещане»; умеют определять исторические личности, сыгравшие роль в основании Московского университета и Академии художеств.

Формы и методы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый.

Методы контроля: устный.

Приемы: технология ИКТ, проблемные задания и вопросы.

Формы: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Основные понятия и термины

Разночинцы, мещане

Оборудование

Компьютер, презентация, рабочий лист (рабочая тетрадь) с заданиями по теме, учебник Б.П. Пузанов «История России» 8 класс для спец.(коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ТЕМЕ: «ОСНОВАНИЕ В МОСКВЕ ПЕРВОГО РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

И АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ»

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Сообщение темы и целей урока

Запись даты и темы урока в тетрадь.

(Слайд 1)

Учащиеся работают в тетради

2.Изучение нового материала

Дать представление об основании Московского университета и Академии художеств, понятиях «разночинцы», «мещане».

Учащимся предлагается рабочий лист с заданиями, учебник и слайд (Приложение).

Сейчас мы с Вами попытаемся выполнить задания, которые нам помогут в изучении нового материала.

-В рабочем листе найдите задание 1. (стр. 152 – абзац 2, стр. 153 – абзац 4)

(Слайд 2)

Действительно в 1755 году в Москве был открыт университет по инициативе М.В. Ломоносова при поддержке Ивана Ивановича Шувалова, фаворита императрицы Елизаветы, а в 1759 году по проекту И.И. Шувалова была открыта Академия художеств в Санкт-Петербурге.

(Слайд 3)

-1 ученик — В рабочем листе решите анаграмму (Задание 2);

-2 ученик – В рабочем листе заполните перфокарту (Задание 3, стр. 152 – абзац 3 и стр. 153 – абзац 1)

(Слайд 4)

Давайте посмотрим, а что по этому поводу говорится в учебнике – стр. 155.

В Московском университете могли получать высшее образование не только дворяне, но и дети из других сословий – разночинцы и мещане.

(Слайд 5)

Давайте узнаем, а какие отделения (факультеты) были открыты при университете:

-В рабочем листе заполните схему «Основные отделения (факультеты) при Московском университете» (Задание 4, стр. 152 – абзац 4).

(Слайд 6)

Да, действительно, при университете было открыто три отделения – юридический, философский и медицинский. Преподавание велось на русском языке, а не на латинском.

При Екатерине 2 открылись:

- Смольный институт благородных девиц (для женщин);





- Коммерческое училище (на средства Демидовых – владельцев уральских заводов).

(Слайд 7)

Учащиеся читают текс и выполняют задание. Озвучивают результат

Учащиеся выполняют задания по учебнику

Учащиеся выполняют задания по учебнику

3.Физ.минутка

Здоровье сбережение

Включить презентацию с физ.минуткой для отдыха учащихся

Уч-ся выполняют упражнения

4.Первичное закрепление изученного материала

Организовать групповую и индивидуальную работа. Обнаружить и устранить пробелы

Работа с рабочим листом

-Групповая работа. Решите примеры, прочтите и запишите слово. Что означает полученное слово? (Задание 5.)

- Индивидуальная работа. Соотнесите учебные заведения с именами, благодаря которым они были открыты. Соедините стрелками. (задание 6).

(Слайд8)

Учащиеся работают в группе

Учащиеся работают с рабочим листом

5.Подведение итогов урока

Выставление отметок.

Оценивание. Что получилось, что не получилось?

Учащиеся оцениваю себя и других совместно с учителем

6.Домашнее задание

Сообщить домашнее задание и способы его выполнения

1.Просмотрите записи в рабочем листе.

2.Выполните в рабочем листе задание 7.

(Слайд 9)

Учащиеся записывают домашнее задание

ПРИЛОЖЕНИЕ (РАБОЧИЙ ЛИСТ)

Основание в Москве первого Российского университета

и Академии художеств

Задание 1. Укажите знаком «+», в каком году произошли следующие события

Год

События

1759

1755

Открытие в Москве университета

Открытие в Санкт-Петербурге Академии художеств

Задание 2. Решите анаграмму. Запишите полученное слово

А)

3

2

4

1

6

5

Щ

Е

А

М

Е

Н

Слово_________________________

Б)

2

7

4

9

1

6

10

3

5

8

А

И

Н

Ц

Р

Ч

Ы

З

О

Н

Слово_________________________

Задание 3. Заполните перфокарту. На пересечении вопроса и правильного ответа поставьте знак «+»

Понятие

Что означает

разночинцы

мещане

Горожане, жители города

Служащие, имеющие разные низшие чины

Задание 4. Заполните схему «Отделения (факультеты) при Московском университете»

Отделения (факультеты) при Московском университете

Задание 5. Решите примеры. В таблице под числовыми ответами напишите буквенные ответы. Прочтите и запишите полученное слово

41 – 40 = к

6 – 4 = е

38 – 35 = а

2 * 2 = я

25 : 5 = и

18 : 3 = м

5 + 2 = а

4 * 2 = д

7

1

3

8

2

6

5

4

Слово _____________________________

Задание 6. Соотнесите учебные заведения с именами, благодаря которым они были открыты. Соедините стрелками

Демидовы Московский университет

И.И. Шувалов Коммерческое училище

М.В. Ломоносов Академия художеств

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы

Л _ М _ Н _ С _ В

Л _ Б _ Р _ Т _ Р _ Я

Е _ И _ А _ Е _ А

О _ С _ Р _ А _ О _ И _

Ш _ В _ Л _ В

Е _ А _ Е _ И _ А

А _ А _ Е _ И _