Урок по истории России Обобщение по теме Первая половина 18 века

Тема: «Россия в первой половине 18 века».

Цель: обобщение и контроль знаний.

Ход урока.

Вступительное слово учителя с использованием презентации:

Презентация: Тема урока.

Сегодня на уроке мы повторим историю России в первой половине 18 в.

На какие два периода можно разделить историю России первой половины 18 в.

1725-1762

1725-1762

1682-1725

1682-1725

(На доске вывешиваем

Петр

Петр

Дворцовые перевороты

Дворцовые перевороты

Проблемное задание.

Для повторения по этому вопросу нам необходимо создать 3 творческие группы, каждая из которых в ходе повторения должна подобрать факты, подтверждающие одну из следующих оценок Петра.

А. С. Пушкин высоко оценивал деятельность Петра: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник»

Н. М. Карамзин обвинял Петра в измене «исконно русских начал», а его реформы называл «блестящей ошибкой»

Русский народ называл Петра «антихристом»

(Группам раздаются листы с заголовками

А. С. Пушкин: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник»

2. Н. М. Карамзин: «Реформы Петра I – блестящая ошибка».

Русский народ: «Петр I – антихрист»

На эти листы в ходе урока учащиеся соответственно по группам выписывают факты, подтверждающие их оценку реформ)

Работа с документом учебника «Современник о Петре»

Учащиеся после небольшой подготовки характеризуют документ соответственно схеме

Первая группа – 1,2,3.

Вторая группа – 4,5,6.

Третья группа – 7,8.

Задание 1 группе.

В 1701 г. Пётр I разослал по стране повеление собрать в пользу государства часть церковных колоколов. К маю общий вес скопившихся в Москве колоколов достиг примерно 90 000 пудов. Церковь же при этом не роптала. Почему?

Задание 2 группе.

Во второй части прибавления к Духовному регламенту (1724 г.) приведено такое постановление: «Монахам никаких писем и выписок из книг не писать, чернил и бумаг не держать». Почему Пётр I так решил? Чем монахи провинились перед царём и государством? Ведь в этой связи народ, видимо, в ещё большей мере обрекался на неграмотность? В то же время государь пёкся о заимствовании просвещения и культуры с Запада.

Задание 3 группе.

Оценивая деятельность ПётраI часто говорят: «Он много сделал для России». Но почему тогда в ходе этих «многодеяний» население Центральной России, а ведь именно эту территорию в первую очередь затронули преобразования Пётра I, сократилось в годы его царствования на 25- 40 %?

После задания группы вписывают в листы факты, подтверждающие их оценку деятельности Петра.

Отсутствие выхода России к незамерзающим морям.

Учитель:

В средние века и даже в новое время экономически процветали страны, располагавшие возможностью связываться с остальным миром морями: Англия, Голландия, Испания, Италия и другие.

Презентация:

К. Маркс: «Ни одна великая нация никогда не существовала и не могла существовать в таком отдалённом от моря положении, в каком положении первоначально находилось государство Петра Великого»

Учитель:

Согласны ли вы с мнением Маркса? Пусть у России не было выхода к южным морям: вход к Азовскому и Чёрному морям запирали Азов и Очаков, но у России был выход в Белое море (Архангельск); а на Дальнем Востоке берега России омывает Тихий океан; также Россия не была лишена и выхода в Каспийское море. Попробуйте доказать мнение К. Маркса.

1 группа – Белое море

2 группа – Дальний Восток

3 группа – Каспийское море

Примерные ответы учеников.

1 группа.

Действительно роль единственных морских ворот в страны Западной Европы выполнял город – порт Архангельск. Но:

От Москвы до Архангельска в два раза дальше, чем до Балтийского моря.

Путь через Белое море в два раза длиннее, чем через Балтийское море.

Морской путь через северные моря таил много опасностей: обледенение, айсберги, суровые условия плавания.

2 группа.

Действительно, что границы Дальневосточной части России омываются морями Тихого океана, но это мало что давало России так как:

Дальний Восток только начинал осваиваться

Он удалён от Европейской части России.

3 группа.

Действительно на юге России Астрахань открывала путь в Каспийское море, что обеспечивало морские связи с Востоком, но оно не имело выхода к океанским просторам, не давало связь с развитой Европой.

После задания группы вписывают в листы факты, подтверждающие их оценку деятельности Петра.

Великое посольство. Беседа по вопросам:

Какая задача стояла перед Петром?

Примерный ответ:

(Добиться выход к незамерзающим морям (Чёрное и Балтийское)

Что для решения этих задач предпринял Петр?

(Азовские походы в 1695 – 1696 г.г.)

Каковы итоги азовских походов?

(России не удалось добиться выхода в Чёрное море)

Каковы уроки азовских походов?

(России нужен флот и союзники)

Назови цели Великого посольства в Западную Европу.

(Найти союзников в войне с Турцией

Познакомиться с достижениями передовой Европы

Изучить корабельное дело

Привлечь в страну иностранных мастеров)

Какие из задач были решены?

(Не нашли союзников в борьбе с Турцией, остальные – решены)

Что ещё удалось решить Петру во время поездки?

(Найти союзников для борьбы со Швецией: Дания, Саксония и Речь Посполитая)

Северная война.

Каковы цели войны?

Как началась для России эта война?

(Проиграли битву под Нарвой)

Работа с картой:

Назови и покажи на карте основные сражения Северной войны.

Где и когда и на каких условиях был подписан договор?

Реформы Петра.

Работа с раздаточным материалом.

Значение реформ (Найди ошибку)

Значение петровских преобразований

Для государства

Для народа

Для безопасности страны

Для положения России в Европе

Значительно укрепили Российское государство

Усилили налоговое бремя.

Ухудшили положение народа.

Народ лишён участия в решении своей судьбы.

Ослабили безопасность страны

Поставили Россию в ряд Европейских держав

Заполни сравнительную таблицу «Реформы Петра I»

Линии сравнения

Допетровское время

Правление Петра I

Армия

1

Флот

2

Экономика

Промыш-

ленность

3

Сельское

хозяйство

4

Социальные

Для

дворян

5

Для

крестьян

6

Духовная

сфера

Образование

7

Церковь

8

Культура

9

Уч-ся получают материал колонок 2 и 3 каждую ячейку под номером и в таблицу записывают номера.

Итог работы

Линии сравнения

Допетровское время

Правление Петра I

Армия

1

Дворянское войско и стрелецкие полки. Привлечение иностранных солдат и офицеров на службу.

22

Регулярная армия на основе рекрутских наборов, состоявшая из пехотных, кавалерийских и артиллерийских частей.

Открыты школы для подготовки отечественных офицерских кадров. Введены военные уставы, ордена и медали. Создан Генеральный штаб. 15

Флот

2

Отсутствие собственного военно – морского флота 10

Создан военно – морской флот.

27

Экономика

Промыш-

ленность

3

Слабое развитие промышленности. Около 20 мануфактур, основанных на подневольном труде.

16

Более 200 мануфактур. Политика меркантилизма и протекционизма. Активное вмешательство государства в деятельность русского купечества. (Гос. монополии на продажу ряда товаров; переселение купцов в Петербург; введение податей и повинностей купцов в пользу государства. 11

Сельское

хозяйство

4

Орудия труда крестьян: деревянная соха с железными сошниками, деревянная борона, топор, цеп для молотьбы. 13

Внедрение новых орудий труда: литовская коса, грабли. Разведение новых пород лошадей и овец.

23

Социальные

Для

дворян

5

Две категории феодалов: бояре и дворяне.

Продвижение по службе зависит от знатности рода.19

Указ о единонаследии (уравнял в правах дворян и бояр, наследует один сын)

Обязательная служба для дворян.

«Табель о рангах» 21

Для

крестьян

6

Подворный налог

Помещичьи крестьяне, черносошные крестьяне, холопы, другие тягловые категории населения. 12

Введена подушная подать.

Холопы переведены в разряд крепостных

Сформировано новое сословие: государственные крестьяне.

26

уховная

сфера

Образование

7

Отсутствие системы образования

24



Страницы: 1 | 2 | Весь текст