Урок по истории Порядки Афин и Спарты

Тема: «Порядки Афин и Спарты»

Этап урока

Слайд

Учитель

Ученик

Вводный

№ 1

- О каком понятии, с которым мы с вами познакомились на прошлом уроке, идёт речь? Как бы вы озаглавили это стихотворение?

- Почему вы так считаете? Какие строки служат нам подсказкой?

(Полис)

- С каким полисом мы начали знакомство на прошлом уроке?

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с Афинами, а также узнаем о жизни в Спарте – крупнейшем полисе Греции.

(Афины)

№ 2

- Тема урока «Порядки Афин и Спарты»

Запись в тетрадь

Проблемная ситуация

№ 3

- А в начале, давайте обратимся к известным нам героям – Антошке и Источниковеду и послушаем, о чём они говорят.

-Что имел в виду Археолог, когда сказал, что «Афины и Спарта это две ноги, на которых стоит Эллада». Судя по этим словам, как жители Афин и Спарты должны были относиться друг к другу?

- Однако, что отвечает Археолог?

(дружить)

(они враждовали)

№ 4

- Сравните факты. Какое мы наблюдаем противоречие? Какой напрашивается вопрос?

Почему Афины и Спарта враждовали?

Выдвижение версий и планирование деятельности

№ 5

- Какие у вас будут предположения? Почему или из-за чего могли враждовать два полиса Афины и Спарта?

- Давайте возьмём две версии ТЕРРИТОРИЮ И РАЗНЫЙ УКЛАД ЖИЗНИ и проверим их?

Территории, кто главнее, они были разными

Проверка гипотез

ИЛИ

№ 6

- Давайте посмотрим на карту. Учебник стр. 115

- В какой области находиться полис Афины? В какой части Греции он расположен?

(Аттика, Средняя Греция)

- Найдите на карте полис Спарта. В какой области находиться полис Спарта? В какой части Греции он расположен?

Лаконика, п-ов Пелопоннес

- Какое положение они занимают друг по отношению к другу? Можно ли считать их соседями? Есть ли у них общая граница?

- Если бы они хотели захвата территорий, то куда бы они направили свои взоры, прежде всего?

- Т. О. какой мы с вами можем сделать вывод? Могло это быть причиной вражды?

Нет

На соседние полисы

Скорее нет

№ 7

- Давайте проверим второе предположение.

- Что нам необходимо сделать, чтобы проверить её?

- А что мы будем сравнивать?

- Занятия, общество, управление, культура

Сравнить

Занятия, общество, управление, культура

- Используя материал учебника и дополнительные материалы заполните таблицу. Работайте в парах. Для быстроты распределите задания между собой. используйте информацию, полученную на прошлом уроке.

Самостоятельная работа с учебником

№ 8

Проверяем первую позицию «ЗАНЯТИЯ»

- Какие занятия были распространены в Аттике? Как географическое положение и природные особенности способствовали им?

- Какие занятия были распространены в Спарте? Как географическое положение и природные особенности способствовали им?

Озвучивают содержание таблицы, корректирую записи.

- Сравните занятия афинян и спартанцев. Какой вывод мы можем сделать?

№ 9

Проверяем позицию «Общественное деление»



- Какие группы мы с вами можем выделить в афинском обществе? (афинское общество состояло из…)

- Какие группы мы с вами можем выделить в афинском обществе? (спартанское общество состояло из…)

Озвучивают содержание таблицы, корректирую записи

№ 10

- Проанализируйте данные таблиц о численности различных групп населения Афин и Спарты. В чём были главные различия между населением Афин и Спарты?

- Как вы считаете, связаны ли обстоятельства: военизированность Спарты и наличие большой массы рабов в составе населения? Тяжело держать в подчинении столько рабов?

Анализ данных таблицы

(спартанцев было больше, в Спарте было больше рабов чем свободных)

Для того, чтобы держать в подчинении рабов нужна была армия

- Сравните общество афинян и спартанцев. Какой вывод мы можем сделать?

№ 11-12

13

Проверяем позицию «Управление»

- Схема органов управления какого полиса отражена на схеме? Конкретизируйте схему. Как называлась данная форма правления? (демократия)

- Схема органов управления какого полиса отражена на схеме? Конкретизируйте схему. Как называлась данная форма правления? (аристократия)

Озвучивают содержание таблицы, корректирую записи

- Познакомьтесь с отрывком из речи Перикла и укажите, о каких признаках демократии там говориться.

№ 14

Или

Попробуйте определить, какие позиции характеризуют демократию, а какие аристократию.

- Сравните управление в Афинах и Спарте. Какой вывод мы можем сделать?

дополнительно

Проверяем позицию «Культура»

- На основе сложившихся у вас представлений о порядках в Афинах и Спарте, какому из полисов могла принадлежать следующая характеристика:

«Этот город был очень красив. Чужеземцы обычно любовались его крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями»

- Почему вы так считаете? Найдите в тексте учебника подтверждение вашим словам.

Выводы

№ 15

- Какой вывод на основе нашего сравнительного анализа мы можем сделать?

В этих полисах разный уклад жизни, из-за этого могло возникать непонимание и вражда

Первичное закрепление

диск



I – тест по вариантам (проверка соседа по парте) + (сверка с правильными ответами)

II – Решение филворда

III – «Вставьте слова в текст»

Выполнение задание, взаимопроверка

Заключение

- Сегодня на уроке, мы с вами сравнили порядки Афин и Спарты и выяснили, что они были различны и это порождало вражду между ними.

- Но давайте задумаемся ведь мы с вами тоже разные. У нас разный возраст, пол, национальность, интересы, увлечения. Но при этом мы с вами нормально общаемся, дружим. Как так?

- Что необходимо, чтобы люди такие разные жили мирно и счастливо?

- Как вы думаете а в отношении между государствами чтобы не было конфликтов соблюдать эти принципы необходимо?

- Кстати, понимание этих простых истин пришло в Афины и Спарту в ходе Греко-персидских войн. Где понадобилось объединиться, забыть противоречия и дать отпор общему врагу – персам.Но об этом на следующих уроках

Уважать друг друга, ценить, помогать

ДА

Д/З

16



П. 30, 31

Сочинение «Путевые заметки»

- «Путешествие из Афин в Спарту»

- «Путешествие из Спарты в Афины»

Запись в дневник