Урок по истории Олимпийские игры 5 кл

Урок: «Олимпийские игры»

Звучит музыка (Сиртаки)

Слайд с греческими пейзажами

Учитель и: Здравствуйте, дорогие ребята! Я думаю, вы уже догадались, что на сегодняшнем уроке мы продолжим путешествие по Древней Греции. Кое-что об этом государстве мы уже знаем. (ребята называют известные факты из истории Греции)

Учитель м: Подождите! Подождите! К нам кажется, кто-то идёт на урок!

Входят послы в тогах со свитками

1 посол: Всем! Всем! Всем!

2 посол: Приближается великий праздник благословенной Эллады!

1 посол: Священный мир объявлен, дороги безопасны!.

2 посол: Приглашаем граждан свободной Эллады на Олимпийские игры!

1 посол: Да победит сильнейший!

Учитель и: Куда – куда они нас приглашают? (дети – на Олимпийские игры) Ну что, отправляемся? Тема урока: Олимпийские игры (слайд). Совсем недавно закончились зимние Олимпийские игры. Где они проходили? (В Канаде, г. Ванкувер). Я думаю, вы с интересом следили за соревнованиями спортсменов. Оказывается эти захватывающие состязания появились в Древней Греции. Сегодня на уроке мы познакомимся с историей Олимпийских игр.

Учитель м: Но мы сможем не только познакомиться с историей, но и устроим свои олимпийские игры

Учитель и : Это как? Вы собираетесь здесь устроить кулачные бои, бега, будете метать копья? Эдак мы до конца урока не доживём!

Учитель м: Да нет же. После наших соревнований точно все живы останутся, так ещё и умнее станут. Если древние олимпийские игры это спортивные состязания, то мы устроим интеллектуальные соревнования.

Учитель и: Ну что ж, тогда я согласна.

Учитель м: Тогда начнём всё по-порядку. Перенесёмся в Олимпию (слайд) – место, где и проходили Олимпийские игры.

Учитель и : Олимпия была не городом, а священным округом. Она находилась в небольшой закрытой долине реки Алфей, окружённой со всех сторон горами. Помещения для упражнений атлетов, дома жрецов, многочисленные храмы – вот постройки Олимпии. Самым знаменитым был храм Зевса Олимпийского (Слайд) со знаменитой статуей сидящего Зевса, работы Фидия, (слайд) являющейся одним из чудес света. Именно с именем главного греческого бога Зевса связан миф обосновании Олимпийских игр. (видеофрагмент из мулт. «Олимпионики»)

Учитель и: Первые олимпийские игры состоялись в 776 г. до н.э. (слайд) Они проходили раз в 4 года. Последние прошли в 394 г. н.э. именно в этом году они были запрещены римским императором Феодосием I, который насильственно насаждал христианство, а игры считал «пережитком язычества». Проведение Олимпийских игр возобновилось в 1896 г. по инициативе французского аристократа Пьера де Кубертена в Афинах (даты на слайде)

Учитель м: Подождите, подождите! Цифры, это моя стихия. Насколько я знаю перед началом игр атлеты, так называли участников соревнований должны были 10 месяцев тренироваться у себя в родном городе, а потом за месяц до игр прибыть в Олимпию и там продолжить тренировки. Давайте и мы разомнёмся перед ответственными состязаниями.

Задачи

Сколько лет продолжались древние олимпийские игры? (1170)

Сколько лет назад состоялись первые в истории игры? (2786)

В каком году игры отметят 3000 юбилей? (2224)

Сколько лет насчитывает современная история Олимпийских игр? (114)

Сколько лет игры не проводились? (1502)

Сколько игр прошло бы, если славная традиция не нарушалась? (696)

Учитель м: Я смотрю, между командами разгорелась нешуточная борьба. Как бы до войны не дошло!

Учитель и: А вот в древности в год Олимпийских игр все войны между греческими государствами прекращались. Когда в 424 г. до н.э. спартанцы во время перемирия осадили враждебный им город, то в наказание атлетов Спарты лишили права участвовать в играх целых 20 лет. В скольких играх, спартанцы не смогли принять участие? (5) (слайд)

Учитель и: Ты обратил внимание, что девчонки в наших командах едва ли не активнее мальчишек отвечают на вопросы?

Учитель м : А что тебя удивляет? Эмансипация!!!!

Учитель и: Дело в том, что в Древней Греции женщин не допускали до состязаний. (слайд) Они не могли даже присутствовать на стадионе, чтобы поболеть за своих братьев, мужей, отцов. За всю многовековую историю древних Олимпиад только одной женщине удалось нарушить запрет и появиться в Олимпии во время Игр. (видеофрагмент)

Учитель и: Участвовать в играх могли только свободные греки: бедные и богатые, знатные и незнатные. Главное, отличающиеся высокими моральными качествами. Не совершившие убийства или проступка не достойного гражданина



Вопрос: Почему же обычно участниками игр были в основном зажиточные греки?

Ответ (Жившие своим трудом крестьяне и ремесленники не могли столько времени уделять тренировкам, земледельцы должны были работать в поле, ремесленники изготовлять свои орудия.)

Учитель и: На Олимпийские игры атлеты съезжались из разных греческих городов. (слайд)

Учитель м: И сегодня на наших интеллектуальных играх собрались команды из 4 городов.. Может быть команды расскажут, а заодно и покажут откуда они к нам прибыли? (Пантикапея, Кирены, Милета и Афин)



Представление команд

Учитель и: Спасибо за представление. Олимпийские игры продолжались 5 дней. В первый день атлеты приносили жертву богам.

Учитель и: Перед началом соревнований участники произносили клятву. Давайте и мы поддержим эту традицию.

- Клянемся биться достойно и честно. (Клянёмся! 3 р.) Уважать соперников и судей. (Клянёмся! 3 р.)

27. Учитель м: Мне кажется команды готовы. Мне не терпится начать соревнования.

28. Учитель и: Давайте познакомимся с состязаниями в которых участвовали греческие спортсмены (слайд). А помогут нам греческие сосуды.

29 Выступление группы 1 (бег)

Дистанция бега равнялось одному стадию то есть 191 м (отсюда наше слово - стадион) . Беговая дорожка была глиняной, сверху она посыпалась слоем песка. Античные бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям . один бегун догнал зайца, а спартанский атлет бежал так легко и быстро, что не оставлял следов на песке.

30. Решение задач

31. Демонстрация следующего слайда — прыжки в длину

32. Выступление группы 2 (прыжки в длину)

Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед. Прыжки сопровождались музыкой. Музыка была обязательной для соревнований. Она помогала атлетам соблюдать ритм.

33. Решение задач

34. Демонстрация следующего слайда – борьба

35. Выступление группы 3 (борьба)

Одним из самых интересных состязаний была борьба. В борьбе побеждал тот, кто трижды противника кидал на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Панкратион велась до полной победы, пока противник уже не мог двигаться. Нельзя было кусать, выбивать глаз. Еще одна хитрость борцов, они старались вывалять в пыли соперника, чтобы лучше обхватить его ведь перед схваткой они обмазывались оливковым маслом. Самым прославленным среди борцов был Милон. Еще подростком он ежедневно поднимал теленка и носил его на плечах. Со временем теленок превратился в быка, а Милон в первого силача. Он был победителем на 6 олимпиадах.

36. Решение задач

37. Демонстрация следующего слайда – метание копья и диска

38. Выступление группы 4 (метание копья и диска)

Метание копья и диска производилось с небольшого возвышения. При этом копьё кидали не на дальность, а на точность. Атлет должен был поразить специальную мишень. А о появлении соревнования по метанию диска есть такое предание (видеофрагмент)

39. Решение задач.

40. Демонстрация следующего слайда (гонки колесниц)

41. Учитель и : Захватывающее зрелище представляло соревнование колесниц, запряженное четверкой лошадей. Это состязание происходило на специально устроенном иподроме. По сигналу трубы возницами взмахивали бичами и колесницы устремлялись вперед, чтобы сделать двенадцать кругов около 13 км. В двух местах ипподрома, имевшую овальную формы, стояли поворотные столбы. Чтобы сократить расстояние каждый стремился на повороте проехать как можно ближе к столбу. Нередко колесница, задев столб переворачивалась , колесницы сталкивались возницы получали увечья и раны Участвовать в гонках колесниц могли только очень богатые люди: иметь конюшню скаковых лошадей стоило очень дорого. .При этом владелец упряжки мог сам не управлять лошадьми в любом случае победа присуждалась ему, а не возничему.



Но не меньшей славой пользовались и возницы. Возничий Полиамид мог удержать колесницу и упряжку из четырех лошадей одной рукой т.к. у него другая рука была изувечена. И о нем слагали легенды как о победителе.

42. Решение задач

44. Учитель м: Наши игры подошли к концу. Пора подводить итоги.

45. Учитель и: Пятый день — заключительный был днем награждения. (слайд) Олимпиоников – так называли победителей игр — венчали в храме Зевса оливковой ветвью, срезанной золотым ножом в священной роще. Кроме этого они награждались пурпурными одеждами, им ставили статуи в родном городе, выделяли денежное вознаграждение. Победитель получал право на почётное место в театре и бесплатные обеды .

46 Учитель м: Пора и нам наградить победителей. (фанфары)

Приглашается команда победителей под звуки фанфар, одеваются им на головы венки и вручаются талоны на бесплатную пиццу в школьной столовой.

47. Учитель и: Мы с вами прощаемся. Совсем скоро в 2014 году Олимпийские игры пройдут у нас в России в г. Сочи. Тогда вы сможете своим родным или друзьям поведать их историю, а ещё рассказать как уже принимали в них участие.