Урок по истории Казахстана на тему Народное образование и литература Казахстана во втор

Тема урока: Народное образование и литература Казахстана во второй

половине ХІХ века

Цель урока: Сформировать целостное представление у учащихся знаний о

развитии народного образования и литературы в Казахстане во

второй половине XIX века

Задачи урока:

Образовательнаяспособствовать освоению знаний об основных направлениях

развития народного образования, системе просвещения и

развития литературы

Развивающая способствовать развитию аналитического мышления, навыков

сравнения, сопоставления

Воспитательнаяспособствовать воспитанию патриотических чувств, интереса

к образовательному процессу

Тип урока: Интегрированный (история Казахстана, казахская литература)

Технология: Развивающее обучение

Оборудование: Таблица, слайды, даты, портреты писателей, кластер.

План урока:

Система образования

Казахская литература

Ход урока:

Организационный момент.

Отметить, что тема урока «Народное образование и литература Казахстана во второй половине ХІХ века», но прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте, ребята, определим с вами наши цели и задачи. Учащиеся дают свои версии, из которых выбираются самые лучшие и которые вместе с учителем корректируются и заносятся в тетради и записываются на доске.

Приблизительные варианты:

Вспомнить развитие образования в первой половине XIX века.

Выявить причины изменений в развитии образования во второй половине XIX века, если они есть.

Изучить систему народного образования во второй половине XIX века, сравнивая с образованием в первой половине XIX века.

Выявить трудности и проблемы развития образования во второй половине XIX века.

Показать вклад казахских деятелей в развитие образования и литературы во второй половине XIX века.

Опрос домашнего задания (по теме «Развитие просвещения в первой половине XIX века»).

Тогда давайте для начала вспомним развитие образования в первой половине XIX века.

Фронтальный опрос (вопросы в слайдах)

Вопросы по истории Казахстана:

В чем причина развития просвещения в первой половине XIX века?

Какого типа стали открывать в это время учебные заведения?

Какие были трудности, и какие существовали проблемы в развитии образования в первой половине XIX века?

Что можно выделить положительного во вмешательстве Российской империи в сферу образования в первой половине XIX века?

Вопросы по казахской литературе:

Каких казахских поэтов первой половины XIX века вы знаете?

Какая тема была основной в их произведениях?

Какие их произведения вам знакомы?

Тест на узнавание. История Казахстана.

Учащимся на слайдовой доске предлагается цифровая сетка, в которой зашифрованы даты. Задача учащихся в каждой строке найти подходящую дату и дать ей соответствующее историческое значение.

А

0

1

2

5

1

8

3

6

4

1

7

5

2

8

9

Б

4

7

1

8

0

2

5

1

8

2

5

6

1

1

2

В

6

5

1

3

4

7

1

6

2

7

3

1

8

3

1

Г

4

2

5

7

6

2

7

1

8

1

1

8

5

0

6

Д

0

2

6

1

8

4

1

5

1

7

4

8

3





2

1

Выделенные жирным цветом и есть зашифрованные даты, но для учащихся они не будут выделены. После каждого ответа проверять правильность, используя слайд.

А) 1836г. – Открыт интернат для казахов в Усть-Каменогорске

Б) 1825г. – военные училища стали готовить чиновников для российской правящей администрации

В) 1831г. – открытие училищ с русским языком обучения в Омской области, организовано одно из первых училищ в Семипалатинске

Г) 1850г. – открытие школ при Оренбургской комиссии, в которых для казахов велось преподавание на русском языке.

Д) 1841г. – В Ханской ставке в Букеевской Орде Жангир организовал школу на русском и татарском языках

Новая тема

Как и на прошлом уроке, учащиеся работают над заполнением следующей таблицы:

Вопросы

Пер. пол. ХІХ века

Втор. пол. ХІХ века

1

Влияющие факторы на развитие образования

Присоединение Казахстана к России, «Уставы» 1822г., 1824г.

Реформы 1867-1868гг., общественный прогресс, общественное движение.

2

Система народного образования

Мектебы, медресе, школы с русским языком обучения, специальные учебные заведения

Начальные учебные заведения, средние учебные заведения, учебные заведения со специальной подготовкой.

3

Проблемы, трудности в развитии народного образования

Игнорирование потребностей населения в светском образовании на родном языке, слабая материальная база

Слабая материальная база, нехватка профессиональных учителей

4

Положительные стороны в развитии народного образования

Обогащение культурного процесса, упрочение казахско-русских связей

Русско-казахские школы, небольшая плата за образование детей казахских шаруа

5

Казахская литература

Махамбет Утемисов, Шернияз, Шоже, Суюнбай Аронулы

Абай Кунанбаев, Ыбырай Алтынсарин

Средний столбец учащиеся выполняли на предыдущем уроке, поэтому работа ведется над заполнением последнего столбца таблицы. Каждый вопрос учащиеся разбирают самостоятельно, используя текст учебника. Дается время ознакомиться с текстом учебника §27 на стр.186. Т.к. эта форма работы уже знакома ребятам и они способны сосредоточиться на необходимой информации, то и времени, соответственно, дается немного. После знакомства с текстом ребятам предлагается дать ответы на все вопросы. Учащиеся по очереди высказывают свои мнения, затем правильные ответы записываются каждым учащимся в соответствующие ячейки своей таблицы. Тем временем на доске появляется слайд с готовым текстом в ячейке. Заполненные ячейки показываются после ответов на каждый вопрос.

Далее слово предоставляется учителю казахской литературы Бекмолдаевой А.Б.

IV. Закрепление темы.

В закреплении можно поработать над запоминанием дат, т.к. очень важно в историческом образовании. Учащимся показываются даты, события к которым они должны найти в учебнике.

Далее задание на логическое мышление – найти ошибку.

Система просвещения

во второй половине XIX века

Начальные учебные заведения: школы грамотности, прогимназии, женские и мужские гимназии

Средние учебные заведения: реальные училища, учительские семинарии

Средне специальные учебные заведения: учительские школы, сельскохозяйственные, ремесленные школы

Высшие учебные заведения: учительские институты, военные училища

Правильный вариант

Начальные учебные заведения: школы грамотности, прогимназии

Средние учебные заведения: реальные училища, учительские семинарии, учительские институты

Учебные заведения со специальной подготовкой: учительские школы, сельскохозяйственные, ремесленные школы

V. Итог урока. Рефлексия и оценки за урок.

VI. Домашнее задание. §27 прочитать, выучить все даты.