Урок по чтению в коррекционной школе VIII вида Тема товарищества в повести Кавказский п

Открытый урок в коррекционной школе VIII вида

Чтение

7б класс

Учитель: Газиева Нурия Нуриахметовна

Тема урока: Тема товарищества в повести «Кавказский пленник».

Цель урока: Подвести учащихся к решению проблемного вопроса, кто из героев может называться « Настоящим товарищем»

развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;

воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать, ценить положительные качества и порицать отрицательные качества человека;

Эпиграф урока:

Сам погибай, а товарища выручай.

А. Суворов

Оборудование урока: компьютер, презентации басни, текста «Песни о друге», «Музей забытых слов», видеоролик фильма «Кавказский пленник», аудиозапись «Песня о друге» В. Высоцкого, экспозиция иллюстраций, распечатанные тесты.

Формы урока: работа творческих групп, работа в парах, коллективная.

Этап урока/время

Ход урока

Действия уч-ся

Мои действия

I

Оргмомент

II

Создание проблемной ситуации

Басня «Два товарища»

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?»

«А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

Создание проблемной ситуации: Чтение басни Л.Н. Толстого «Два товарища»

На экране – басня «Два товарища»

- Мораль в том, что нельзя товарища оставлять в беде.

- Потому что в произведении «Кавказский пленник» автор поднимает эту же проблему.

- Ребята, а почему мы начали урок с чтения басни? Какова мораль басни?

Эпиграф урока: Сам погибай, а товарища выручай.

На доске- эпиграф

II.

Повторение.

Тест (Жилин, Костылин)

«Восстановите события». (2 группы)

Располагают картинки в том порядке, в котором происходили события и «оживляют» картину

Давайте восстановим последовательность событий произведения. Работаем в группах.

III

Работа с текстом учебника. Часть 5.

Словарная работа

Смотрят и читают презентацию «Словарь» по цепочке

Посетим музей непонятных слов

Презентация «Словарь»

Проверка домашнего чтения.

Отвечают на вопросы главы

Выборочное чтение.

1.Почему побег пленников был неудачным? Расскажите, как это случилось.

2. Как вел себя Жилин по отношению к Костылину?

3. Давайте прочитаем ту часть, которую можно озаглавить «Настоящий товарищ». (стр. 123)

4. Если бы Костылин оказался выносливее Жилина, как бы он отнёсся к товарищу? Докажите своё мнение.

IV.

Сравнительная характеристика главных героев.

Составляют кластер.

Почему первый побег пленников был неудачным?

Поговорим подробнее о двух героях – Жилине и Костылине.

Рассмотрим взаимоотношения героев с остальными персонажами произведения.

На доске рисую кластер.





Определяем героев, опираясь на данный текст

О ком?

О Жилине

О Костылине

О каком качестве героя это говорит?

Он написал письмо домой, пять тысяч монет пришлют.

С тех пор пошла про …слава, что он мастер.

Нет, не пойду: не годится товарища бросать. 

Да как же бежать, мы и дороги не знаем.

Ну, так поедем. Только уговор — не разъезжаться.

… ещё раз писал домой, ждал присылки денег и скучал.

Подожди хоть немножко, дай вздохнуть, — у меня ноги в крови все.

- А ты ему, собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас…

А … хоть невелик ростом, а удал был.

А теперь сделаем вывод, каковы же наши главные герои:

Делаем вывод: Составляем таблицу.

Жилин

Костылин

Проецируется картина «Жилин и Костылин»

V. Вывод

Опираясь на таблицу, делают вывод.

Мы говорили уже с вами, что Жилина можно назвать настоящим товарищем.

Значит, каким должен быть настоящий товарищ?

А были ли в вашей жизни случаи, похожие на этот рассказ? Приходилось ли вам испытать товарища? Каким проявил он себя в этой ситуации? Какие фамилии из вашего класса, школы можно было бы вписать вместо фамилии Жилина?

Физминутка

Физминутка – Молчанка.

Если высказывание верное, дети кивают головой, если неверное — мотают головой отрицательно.

Читаю:

1. События происходили осенью. (-)

2. Жилин был невелик ростом, да удал. (+)

3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его бросил. (+)

4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей. (-)

5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать. (+)

6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. (-)

7.Раньше татарами называли всех горцев (+)

8. Жилин поднимался на гору, чтобы любоваться природой. (-)

9. О Жилине пошла молва, что он мастер.(+)

VI.

Закрепление

Слушаем песню «Если друг оказался вдруг…»

читаем текст песни.

Проблема товарищества волновала многих писателей, поэтов. Давайте послушаем песню Владимира Высоцкого, который дает характеристику другу.

Аудио+ презентация текста песни.

VII.

Рефлексия.

1.-Я понял, что…

-Я было интересно…

-Было трудно…

-меня удивило…

-Урок дал мне для жизни…

- мне захотелось…

2.На какой ступеньке я стою:

Оценки.

Резерв

Другу ты отдать сумей

Все тепло души своей.

Все отдал — богаче стал.

Что сберег, то потерял.

Лишь тот не на год — навсегда богат,

Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.

Лишь тот не на год — счастлив навсегда,

Кто дружбу пронесет честно сквозь года.

Н. Доризо

Как необходимо относиться к людям другой национальности?

Что мешает людям жить в мире и дружбе?

Что роднит всех людей, помогает преодолевать национальную вражду?

Возможна ли дружба людей разных национальностей?

Какова основная идея рассказа?