Урок по балладе Жуковского Лесной царь

ВАСИЛИИ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ.

« ЛЕСНОЙ ЦАРЬ » (из И.В. Гете)

Особенности балладного сюжета. Роль диалога.

Слайд 1 (заставка)

ЦЕЛЬ УРОКА:

Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству Жуковского — переводчика, автора баллад.

Раскрыть своеобразие художественного мира Жуковского: тончайший психологизм, «мелодия чувств», неудовлетворенность действительностью, утверждение ценностей человеческой жизни. Формировать представление о балладе как лиро — эпическом жанре, о сюжете, о диалоге и его роли в создании художественного образа и раскрытии конфликта между персонажами.

Развивать память, мышление, воображение, устную речь учащихся.

Воспитывать любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.

Слайд 2 (2 эпиграфа)

Переводчик в прозе есть раб,

Переводчик в стихах — соперник.

В.А. Жуковский

В балладе … главное не событие, а ощущение,

которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя…

В.Г. Белинский

Ход урока

Вступительное слово

Слайд 3 (портрет)

Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль.

Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи.

Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»… Поистине как голубь чист и цел он духом был…» (Ф.И. Тютчев)

Это — Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами Жуковский — автор баллад.

Проверка домашнего задания

Слайд 4 (заставка)

Экспресс-тест по статье учебника

Жанр баллады

Слайд 5 (жанр баллады)

Что такое баллада? Это небольшое лирическое стихотворение, имеющее сюжет, который чаще всего описывает таинственные драматические события.

Слайд 6 (черты баллады)

Песня — баллада есть в русском устном народном творчестве. Но сегодня речь пойдёт о балладе немецкого поэта И.В. Гёте, которую на русский язык перевёл поэт В.А. Жуковский. Называется эта баллада « Лесной царь».

Сегодня нам предстоит познакомиться с её содержанием, поговорить об особенностях балладного сюжета и о роли диалога в произведении.

IV. Особенности балладного сюжета. Роль диалога.

Читая и анализируя балладу «Лесной царь», нам предстоит убедиться в правоте Жуковского, который однажды сказал: «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах — соперник». Эти слова взяты первым эпиграфом к уроку.

Наблюдая за развитием сюжета, мы должны будем определить его особенности. И мне кажется, что в какой — то мере нам в этом поможет мысль В. Г. Белинского о том, что «В балладе главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит…».

Справка:

Слайд 7 (Гёте)

И.В. Гёте (1749 — 1832) — великий немецкий поэт и мыслитель. Многие из его баллад, например «Лесной царь», написаны на основе народных преданий.

Слайд 8 (предыстория)

Баллада Гёте называется «Erlkonig» — «Король эрлов». Слово «Erlkonig» впервые употребил Гердер, старший современник Гёте. Он взял это слово из датской баллады, оно означало главу таинственных существ, странных окололюдских духов, которые являются путнику из тьмы и несут неминучую гибель. Эрлы – эльфы, делающие смертельный укол в спину. Предчувствие беды нас не обмануло.

Слайд 9

Почему же Жуковский назвал свой перевод «Лесной царь»? Один из исследователей мифологии в начале прошлого века описал наших леших как неких родственников прекрасных британских эльфов: «Это обитатели и хранители лесов особливого свойства. Когда идут по лесу, то равны с лесом, когда идут по траве, то равны с травою, а иногда являются они людям в образе человеческом». Леший – хозяин леса и его обитателей. На Севере и в Сибири существуют легенды, что всеми Лешими правит Лесной царь. Вот о таком герое и баллада Жуковского.

1. Знакомство с балладой (аудиозапись на фоне музыки)

Слайд 10

2. Работа по тексту баллады

Слайд 11

В балладе как будто бы встретились известные вам три начала литературы: эпическое (повествование о событиях), лирическое (стихотворная форма, выражение чувств) и драматическое (диалогическая речь).

Повествовательный элемент заключается в сюжете. Сюжет легко пересказать.

Попробуйте это сделать по строфам.

Слайд 12 (1)

1 – холодная ночь, в пути запоздалый ездок с сыном, сын испуганный. Продрогший приникший к отцу-старику.

Слайд 13 (2, 3)

2 – малютке кажется, что лесной царь в тёмной короне, с густой бородой глянул, сверкнул ему в глаза.





3 — лесной царь, обращаясь к младенцу, обещает ему чертоги (дворцы) из золота. Цветы и струи из бирюзы и жемчуга.

Слайд 14 (4, 5)

4 — сын рассказывает отцу об обещании царя, на что старик отвечает, что мальчик увидел колыхнувшиеся от ветра листы.

5 — лесной царь рисует весёлые картины жизни в его дубраве, когда его дочери будут играть с младенцем, летать.

Слайд 15 (6, 7)

6 — испуганный младенец сообщает отцу, что дочери царя кивают ему из тёмных ветвей, отец же успокаивает его, говоря, что это тёмные ветлы.

7 — пленённый красотой младенца, лесной царь убеждён, что он будет его.

Слайд 16 (8)

8 — отец оробел, он не скачет – летит; но младенец уже мёртв.

А чем эта баллада напоминает драматическое произведение?

Если читать по ролям, то сколько человек потребуется?

Слайд 17

Полилог – (от греч. polys – многочисленный и logos – речь) – разговор, беседа между многими лицами.

Кто герои баллады?

(Ездок-отец, ребёнок, Лесной царь).

(по клику – на слайде 17)

В балладе есть диалог, который, как и в драматическом произведении является основным средством создания художественного мира. Диалог в балладе принимает вид спора, тем самым способствует раскрытию конфликта между персонажами, отчетливо проявляя их характеры, цели взгляды и убеждения. Кроме того, именно диалог помогает определить тему и идею произведения. Жуковский показывает яростную борьбу между добром и злом и доказывает мысль о том, что человек — высшая ценность мира.

Слайд 18 (картинки)

Видит ли Лесного царя отец?

(Нет, взрослые менее доверчивы; они слепы)

Почему видение является только сыну?

(Тайный мир невидимого грозит в первую очередь детской невинной душе; Дети невинны, чисты и доверчивы)

Каким нам представляется Лесной царь?

Какое трагическое событие положено в основу сюжета?

(Смерть мальчика).

Почему побеждает Лесной царь и что это означает для ребёнка?

(Отец не верит сыну, не вникает в его страхи… И Лесной царь завладевает душой ребёнка).

Почему ребёнок назван сначала «сын молодой», затем – «дитя», «малютка», «младенец»?

(Мысль о вечном обновлении души: чтобы родиться, надо умереть; ребёнок идёт на убыль)

Труднее всего обнаружить лирическое начало, которое создается всем строем стихотворения, всем его содержанием. Уже в первых строках баллады как будто слышится топот коня, уносящего ездока с сыном от беды. Это предчувствие беды создает у нас тревожное настроение. Тревога сменяется гнетущим страхом за судьбу ребенка, которого невозможно спасти. Таков неумолимый рок.

В какое время происходит действие?

(Ночь; господство тьмы: «под хладною мглой», «в ночной глубине», «тёмные ветви»).

По словарю «свет» — это лучистая энергия, которая делает мир видимым, а «тьма» — это отсутствие света, мрак. И эта ночь, и туман, и мгла – это символы враждебных человеку сил. (Проследить по тексту борьбу света и тьмы: хоть и «белеет», но это белеет «туман», а «при месяце» — будут ребёнка «усыплять»… Всё указывает на гибель).

Слово «тёмный» в XIX веке имело ещё одно значение, кроме нам привычного, — «слепой, заблуждающийся».

К какому герою мы можем это отнести?

(Отец слеп…)

V. Обобщение

У Гёте ребёнок погибает от Лесного царя. Гуманист Жуковский не мог допустить, чтобы ребёнку от прикосновений лесного царя было больно (у Гёте именно так), ему только душно. И к отцу Жуковский добрее, чем немецкий поэт. Сын умирает от страха, т.е. естественной смертью. Отцу от этого менее горестно.

VI. Литература и музыка

Слайд 19 (музыка)

Австрийский композитор Франц Шуберт, современник И. В. Гёте, создал музыкальное произведение на слова баллады «Лесной царь». Современники Шуберта дали яркую оценку музыки баллады: «Мелодия захватывает своей глубокой правдивостью, характеризуя внутреннее содержание действия, смену переживаний отца, ребёнка и Лесного царя».

Его сочинение вы слушали вместе с балладой Жуковского.

(по клику – Ramshtain)

Я надеюсь, вы не только ощутили, как нарастает чувство тревоги, но и поняли, что в балладе «главное всё-таки не событие, а ощущение, которое оно вызывает». В этом В.Г. Белинский прав.

Слайд 20 (Цветаева)

Жуковский вдохнул в эту балладу наш, русский дух. Марина Цветаева об этом писала так: «У Жуковского мы видим старика, величественного, «в тёмной короне, с густой бородой…». Нам от него, как от всякой царственности, вопреки всему всё — таки спокойно. У Гёте — неопределённое — неопределимое! – неизвестное».

Слайд 21 (памятник на могиле Жуковского)

Я надеюсь, вам теперь понятно, что имел в виду Жуковский, когда называл переводчика в стихах соперником. Каждый раз, переводя стихотворения немецких или английских поэтов, Жуковский создавал своё оригинальное, неповторимое произведение. И, как мне кажется, выигрывал поединок.

VII. Домашнее задание