Урок письма Согласные звонкие и глухие Г — К в 3 классе

МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Урок письма

«Парные звонкие и глухие согласные Г – К»

3 класс

Составила учитель: Фомина О.В.

Цель: учащиеся должны распознавать парные звонкие и глухие согласные на слух и при письме.

Образовательные задачи: учащиеся должны правильно записывать слова со звонкими и глухими согласными в сильной позиции;

учащиеся должны уметь производить звукобуквенный анализ слов;

учащиеся должны знать правописание гласных после шипящих в словах.

Коррекционные задачи: учащиеся должны различать на слух и в произношении звонкие и глухие согласные и объяснять особенности их звучания;

учащиеся должны соблюдать правильную рабочую позу при письме;

развитие у учащихся абстрактно – логического мышления при отгадывании загадок.

Воспитательные задачи: учащиеся должны поднимать руку для ответа и не выкрикивать с места.

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель: Тихо, дети, встали дружно.

Дети: Нам теперь шуметь не нужно.

Учитель: Мы услышали звонок.

Дети: Нам пора начать урок.

Учитель: Тихо садитесь за парты. Проверим на партах: учебник, тетрадь, пенал, дневник.

Учитель: Ручки есть и у кастрюли,

И у девочки у Юли,

У ракетки ручка есть,

Ручка и у двери есть!

Ручек много – всех не счесть!

Учитель: А у вас какие ручки? Покажите, как нужно правильно держать ручку при письме, чтобы буквы в тетради получались ровные красивые. Какое правило нужно соблюдать при письме?

Дети: Парта – это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно,

И веди себя достойно.

Учитель: Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Ребята, когда я открывала журнал, то обнаружила вот такие карточки.

Подчеркнуть глухие согласные в слове растутПодчеркнуть глухие согласные в слове растутКаким цветом подчеркивтся глухие и звонкие?Каким цветом подчеркивтся глухие и звонкие?

Посмотрите и скажите, что на них изображено? Кому они могут принадлежать?

Дети: Буратино.

Учитель: Из какой сказки это герой?

Дети: «Золотой ключик или Приключения Буратино».

Учитель: Закройте глаза. Представьте, что мы попали в кукольный театр. Занавес открывается. Откройте глаза. Поаплодируем артистам.

(учитель показывает героев сказки на сцене кукольного театра)

Учитель: Кого вы видите на сцене?

Дети: Буратино, Мальвину, Пьеро.

Учитель: Мальвина – это самая красивая кукла из кукольного театра Карабаса Барабаса. Мальвина – учительница.

2.Работа над

звукобуквенным анализом слова.

Учитель: Назовите по порядку звуки в слове Мальвина. Произнесите первый звук. Какой он: гласный или согласный? Если согласный, то твёрдый или мягкий? Каким кружком его обозначим? (и т.д. учащиеся выполняют звукобуквенный анализ слова) Сколько звуков в слове?

Дети: 7 звуков.

С какой буквы будем писать имя девочки? Запишем его под звуковой схемой. Сколько букв в слове Мальвина?

Дети: 8 букв.

Почему в этом слове 7 звуков, а букв – 8?

Дети: Ь звука не обозначает.

3.Орфографическая работа.

Учитель: На уроке у Мальвины сидел Буратино. Учиться он не желал, все задания ему казались трудными. Давайте ему поможем, чтобы он не получил двойку в дневник.

Мальвина показывает картинку. Что это?

Запишите: 4-ю букву в слове «машина»

2-ю букву в слове «часы»

2-ю букву в слове «щука»

2-ю букву в слове «портфель»

(учитель проверяет у учащихся правильность выполнения задания в тетрадях; при неверном ответе – просит записать на доске и в тетради это слово и подчеркнуть место, где была допущена ошибка)

Учитель: Какие буквы записали в тетрадях?

Дети: и, а, у, о.

Какие это буквы: гласные или согласные? Почему?

Дети: Они поются, голос свободно проходит.

4.Повторение пройденного материала.

Учитель: Сейчас мы будем учиться на уроке Мальвины. Прочитайте столбик слогов.

Дети:

па

пу

пе

пя

Учитель: Прочитайте первый слог в этом столбике (па).

Назовите первый звук (п). Какой он звонкий или глухой? Почему?

Дети: Произносится без голоса, горлышко не дрожит.

Учитель: Мальвина просит изменить каждый слог так, чтобы первый звук звучал звонко, с голосом. И для этого вешает колокольчики – звоночки.

(дети называют образовавшиеся слоги, а учитель вешает справа столбик с другими слогами)

Цена звонкий или глухой

па

ба

пу

бу

пе

бе

пя

бя

Учитель: Какие слоги образовались, прочтите.

Прочитай первый слог во втором столбике (ба).

Назови первый звук (б). Какой он: глухой или звонкий? Почему?

Учитель: Мальвина говорит: «Посмотрите на альбом Буратино.

Я хотела научить его думать. Наклеила картинки и написала слова. Но Буратино возмутился: «Это не учение, мучение!» Сунул нос в чернильницу, сморщился, и упали на слова чернильные кляксы». Давайте восстановим альбом, вставив вместо кляксы нужный слог из этих столбиков, которые мы прочитали.

(учитель демонстрирует на доске карточки)

Согласные звонкие черным цветомСогласные звонкие черным цветом

па

ба

Учитель: Какой слог подходит к каждому слову? Вставь его.

Запиши слова: шляпа, бабочка.

Какой слог вставили в слово «шляпа»? (па) Какой первый звук в слоге па? (п) Звонкий он или глухой? Подчеркнём чёрным цветом.

Какой слог вставили в слово бабочка? (ба) Какой первый звук в слоге ба? (б) Звонкий он или глухой? Подчеркнём жёлтым цветом.

5.Физминутка.





Учитель: Но Буратино не сидится на месте. Он сбегает с урока письма. И не замечает, что его преследует злой Карабас Барабас. Нужно скорее остановить злодея. Он не любит, когда хлопают в ладоши и радуются. Остановим его. Если услышите звонкий звук б – хлопайте в ладоши, если глухой звук п – топайте: белка, палка, зубы, шапка, пальто, банан, булка, пенал, брюки, папка.

Молодцы! Благодаря нашим стараниям Буратино не попался в руки Карабаса Барабаса.

6.Изучение нового материала.

Учитель: Мальвина всеми силами старается научить Буратино читать и писать. Девочка дала проказнику задание: составить предложение пои картинке и записать его.

(учитель демонстрирует на доске рисунок с предложением)

Подчеркнуть глухие согласные в слове растут

Тащит мышонок в норку

Огромную хлебную горку.

Учитель: Прочитайте, что он написал. Может быть такое?

Как правильно будет звучать предложение? В чём ошибка? Исправим: горку на корку. Запишем: горка – корка

Одинаковое или разное значение имеют эти слова? Объясни, что такое горка? Корка?

Какими буквами различаются эти слова? (горка – корка) Подчеркнём буквы г и к в словах.

Посмотрите, одна буква изменила смысл слова.

Какой звук обозначает бука Г? Звонкий или глухой? Каким цветом подчеркнём?

Какой звук обозначает бука К? Звонкий или глухой? Каким цветом подчеркнём?

Итак, сегодня мы познакомились с ещё одной парой звонких и глухих согласных? (Г – К)

Почему звук Г – звонкий?, а звук К – глухой?

Дети: При Г — горлышко дрожит; при К – не дрожит.

Учитель: Подставим руку к горлышку, произнесём.

Буратино стало интересно, как это из одной буквы может меняться смысл слова. И попросил Мальвину придумать такие слова. Мальвина диктует слова, а мы вместе с Буратино попробуем записать их в нужный столбик.

г

к

(под диктовку учителя учащиеся записывают слова на доске и в тетради, подчёркивая буквы, которыми они различаются жёлтым и коричневым карандашами)

Голос – колос, кол – гол, угол – укол, деньки – деньги.

Учитель: Буратино так понравилась эта игра, что Мальвина придумала ещё задание: отгадать загадки, а отгадки записать в нужный столбик.

(когда дети назовут отгадку, учитель показывает картинку, чтобы проверить правильность ответа)

*По лужку он важно бродит.

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки.

Дарит мягкие перинки. (гусь)

*За верёвочку – узду

Через двор коня везу.

С горки вниз на них лечу.

А потом я их тащу. (санки)

Придумайте предложение со словом санки.

(учащиеся записывают предложение)

7.Речевая разминка.

Нужно быть внимательным и не путать звуки г и к.

Чтобы не допускать ошибок, выучим скороговорку.

Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки.

8.Задание на классификацию.

Учитель: Мальвина так обрадовалась стараниям Буратино, его стремлению учиться, что за это ему купила целый мешок игрушек.

(на столе находится мешочек, наполненный игрушками)

Мальвина попросила, чтобы этими игрушками Буратино поделился с Пьеро. Поделите эти игрушки так, чтобы предметы, в названии которых будет звонкий звук г, принадлежали Буратино. А в названии которых есть глухой звук к – принадлежали Пьеро.

Какие игрушки достались Буратино? (грабли, гном, тигр, бегемот)

Какие игрушки достались Пьеро? (ракетка, трактор, конструктор, кубики)

Какой одинаковый звук встречается в каждой группе слов? Звонкий он или глухой?

9.Самостоятельная работа.

Учитель: Мальвина желает проверить, как мы научились различать звуки Г и К. Каждому из вас она приготовила задание на карточках, которые нужно выполнить в тетради.

Карточка №1

Списать:

Грач и кукушка – птицы. Тигр и волк – звери.

Подчеркни звонкую согласную г – жёлтым цветом.

Подчеркни глухую согласную К – чёрным цветом.

Карточка №2

Выписать слова с буквами Г и К:

Мы играли у реки. Кругом песок. Слава принёс глину. Он делал из глины и песка кирпичи.

Подчеркни Г и К соответствующим цветом.

Карточка №3

Вместо точек вставь нужную букву:

Свё.ла, .орох, .апуста, я.ода, .олова, нит.и, .азета, ш.ола

Подчеркни Г и К соответствующим цветом.

Карточка №4

Прочитай начало предложения и подумай, название какой картинки подходит по смыслу. Спиши, вставляя слова.

Галя взяла красные и голубые….

Гоша кормил….

В огороде растёт крупная….

У Кати в руке…..

Подчеркнуть глухие согласные в слове растутКаким цветом подчеркивтся глухие и звонкие?Каким цветом подчеркивтся глухие и звонкие?Цена звонкий или глухой

Подчеркни Г и К соответствующим цветом во всех словах.

Карточка №5

Записать предложения. Вместо рисунков вставить слова.

В лесу растут Согласные звонкие черным цветом и Согласные звонкие черным цветом.

Дети собирают их в Подчеркнуть глухие согласные в слове растут .

Подчеркни Г и К соответствующим цветом.

Карточка №6

Письмо под диктовку предложений:

Костя и Гриша катались на коньках. Гриша упал и сильно ударил ногу. Он громко плакал.

Подчеркни Г и К соответствующим цветом во всех словах.

10.Домашнее задание.

Учитель: Мальвина рада, что вы все справились с заданиями, и приготовила упражнение, которое вы выполните дома.

(запись домашнего задания в дневниках)

11. Подведение итогов урока.

Учитель: Мальвина очень рада, что в нашем классе учатся такие старательные ученики. И я с ней согласна.

(учитель анализирует деятельность учащихся, ставит им оценки)

Урок окончен.