УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 9 КЛАССЕТРУДОВЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Урок по теме: «Трудовое право несовершеннолетних». Урок обществознания в 9 классе (2 урока).

Цели:

способствовать созданию представлений учащихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений. Помочь овладеть основами трудового законодательства.

С помощью различных методов преодолевать правовой нигилизм молодежи. В ходе изучения темы отрабатывать материал, касающийся правосознания, правового поведения, правовой культуры.

Способствовать усилению интереса к данному курсу с помощью учебно-познавательных мотивов, мотивов самообразования, социальных мотивов (внутренняя мотивация – самосовершенствование через познание и общение). При необходимости использовать и внешние мотивы (мотивы-стимулы).

Задачи:

Дать характеристику трудовых отношений с применением норм трудового права РФ.

Ознакомить учащихся с основами трудового законодательства в РФ.

Ознакомить с основами работы с правовыми документами. Научиться анализировать трудовой договор с целью выявления нарушений требований законодательства в нем;

Дать возможность практически применить и закрепить знания и навыки, полученные при изучении данной темы.

Учащиеся должны знать: порядок трудоустройства несовершеннолетних, определять ограничения для трудоустройства несовершеннолетних, знать документы, необходимые для трудоустройства.

Учащиеся должны уметь: написать заявление о трудоустройстве, понимать суть трудового договора, уметь работать со статьями Конституции РФ и Трудового кодекса РФ.

Формы и методы работы:

Поиск новой информации. Возможно опережающее задание по поиску и прочтению определенного материала данной тематики. Это необходимо учащимся среднего уровня и слабоуспевающим, для которых контроль за усвоением знаний должен быть более четким.

Структурированная дискуссия с элементами лабораторной работы. Эвристическая беседа.

Работа с документами (по определенному плану), анализ текста. Организация понимания материала через обсуждение, дискуссию.

Применить теоретические знания на практике при решении правовых задач и получить психологический опыт поведения в ситуациях, возникающих при защите своих прав.Опережающее домашнее задание: Ознакомиться с материалами о трудоустройстве несовершеннолетних. Работа с Трудовым кодексом РФ, Конституцией РФ.

Ресурсы к занятию: ИКТ, Трудовой кодекс РФ, Конституция РФ, правовые задачи по темам, таблица «Положение несовершеннолетних по трудовому праву».

План урока:

I. Вступление

11..Беседа о роли труда в жизни человека и общества.

1.2. Законодательное регулирование труда несовершеннолетних работников.

II. Положение несовершеннолетних в трудовом праве.

Возрастные ограничения при заключении трудового договора.

Медицинский осмотр и испытательный срок.

Условия труда несовершеннолетних.

Рабочее время несовершеннолетних.

Время отдыха.

Материальная ответственность несовершеннолетних.

Расторжение трудового договора с несовершеннолетними.

Как регулирует законодательство труд несовершеннолетних подростков в США, Западной Европе.

Работа группы: «Мы журналисты молодежной газеты».

III. Юридическая консультация- практикум. Решение правовых задач.

IV. Ознакомление с трудовым договором и заявлением о приеме на работу.

V. Заключение.

VI.Домашнее задание.

Ход урока:

Вступительное слово учителя о задачах работы на уроке.

Беседа о роли труда в жизни человека.

Беседа по вопросам:

1.Что такое труд? Примерные варианты ответов: Средство для поддержания жизненных потребностей человека; Средство для развития творческого потенциала человека; Способ достижения жизненных благ, карьеры, социального статуса; Участие в развитии общества;2.Зачем нужно трудиться? 3.Может ли человек прожить без работы? 4. Что отмечено в Конституции РФ о праве на труд? Конституция закрепляет право каждого на труд, который он свободно выбирает или свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий. Принудительный труд запрещен (статья 37).5.Право на труд. Право или обязанность?

В жизни каждого человека выбор рода занятий, места работы, характера труда — серьезный и ответственный шаг. От него зависит благосостояние твоей семьи, жизненные перспективы. В настоящее время во всех сферах экономики ощущается потребность в повышении образовательного уровня работников, увеличивается спрос на квалифицированный, профессиональный труд. Поэтому все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым. Мировой опыт подсказывает тенденцию более позднего вступления молодежи в активную трудовую деятельность. Но по данным ВЦИОМ почти треть россиян заработала свои первые деньги в 15-17 лет. В наше время рыночных отношений молодые люди стремятся, как можно раньше начать зарабатывать, дабы перестать быть материально зависимыми от родителей. Неудивительно, что труд подростков в различных организациях стал обыденным явлением. Трудовая деятельность этой категории работников имеет свои особенности.

Молодые люди, начиная трудовую деятельность, сталкиваются с нарушениями и в порядке заключения трудового договора и в вопросах оплаты, предоставления отпуска, учета трудового стажа (оформления трудовой книжки) и т. д. Очень важно, чтобы вы, приходя на работу, знали и умели защитить свои права. Сегодня мы будем учиться заключать трудовой договор, узнаем о наших трудовых правах.

Класс разделен на 9 групп. Каждая группа получает отдельное задание. Для работы каждая группа получает документы: Конституцию РФ, статьи из Трудового кодекса РФ, Закон «Об образовании РФ» ст.19 с дополнениями, внесенными в марте 2006 г., тексты правовых задач по данной тематике, материалы СМИ.

I. 2. Законодательное регулирование труда несовершеннолетних работников.

С 1 февраля 2002 г. основным документом, регулирующим труд работника до 18 лет, является Трудовой кодекс (глава 42). До этого таким документом был КЗоТ (Кодекс законов о труде). К важным документам относится: «Положение о порядке и условиях добровольного труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в свободное от учёбы время», закон города Москвы от 2004 г. «О квотировании рабочих мест» (квота — минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, т. е. работодатель не сможет взять на это место взрослого человека).

Положение несовершеннолетних в трудовом праве.1 группа работает по теме: «Возрастные ограничения при заключении трудового договора». Заполняется таблица « Положение несовершеннолетних в трудовом праве»Вопросы: * трудовой договор с работниками, достигшими возраста 16 лет; * трудовой договор с работниками возраста 15 лет; *трудовой договор с лицами возраста 14 лет; *трудовой договор с лицами до 14 лет. Почему законодательство не допускает приема на работу лиц моложе 16 лет (а при определенных условиях – 14 лет)? Работают с ч.3 ст.20, ст.63 ТК РФ, ч.2 ст.63, ч.4 ст.63 ТК РФ. Несовершеннолетний может искать работу путем прямого обращения к работодателю либо через службу занятости. Найдя подходящую работу, работник пишет заявление о приеме на работу и заключает трудовой договор. Трудовой договор (трудовой контракт, трудовое соглашение) — это соглашение между работодателем и работником о характере трудовых отношений. Именно трудовой договор юридически оформляет взаимные права и обязанности участников трудового процесса. Каковы особенности подписания трудового договора несовершеннолетним? (Работа с текстом Трудового кодекса РФ — статья 63 « Возраст, с которого допускается заключение трудового договора»). Учащиеся делают вывод о порядке заключения трудового договора с 16 лет; с 15 лет; с 14 лет; Таблица №1 «Положение несовершеннолетних в трудовом праве»

№ Вопросы

Положения Трудового кодекса Российской Федерации

1.Возраст, с которого допускается заключение трудового договора

Ст. 63

2.Обязательные процедуры при приеме на работу.

Ст.67

Ст.66

Ст.266

3.Испытательный срок

при приеме на работу

Ст.70

4.Работы, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних

Ст.265

Ст.268

5.Продолжительность рабочей недели

Ст.92

6.Ежегодный оплачиваемый отпуск

Ст.267

7.Материальная ответственность

Ст.242

Ст.244

8.Обязательные условия при расторжении трудового договора по инициативе работодателя

Ст.269

Приложение №14 вариант заполнения таблицы.2 группа работает по теме: «Медицинский осмотр и испытательный срок».

Вопросы: 1.Подлежат ли лица, не достигшие возраста 18 лет, при заключении трудового договора медицинскому обследованию? 2.За чей счет будут проводиться эти обследования? 3.С какой целью проводится этот медицинский осмотр? 4.Почему на несовершеннолетних возлагается обязанность проходить медицинские осмотры ежегодно? 5.Устанавливается ли испытательный срок при приеме несовершеннолетних на работу? Работают со ст.69, ч.1 ст.266 ТК РФ, ч.2 ст. 266 ТК РФ.

Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу в соответствии с образцом трудового договора с несовершеннолетним только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию). Ст. 69 и 266 ТК.3 группа работает по теме: «Условия труда несовершеннолетних». Вопросы: 1. На каких работах запрещается привлечение несовершеннолетних? 2. Какая норма переноса тяжестей для несовершеннолетних установлена российским законодательством? 3. Какие исключения существуют в отношении творческих работников? Работают со ст.265, 282,342,268 ТК РФ. При получении работы, надо помнить, что несовершеннолетний работник не может быть занят на определенных работах. Ст. 265 ТК РФ.Запрещение применения труда лиц в возрасте до восемнадцати лет вызвано особой заботой государства: Об их здоровье — запрещение физически тяжелого труда и труда в опасных и вредных условиях; Об их нравственном развитии — запрещение труда в определенных сферах деятельности ( учащиеся выделяют соответствующие работы). При подъеме и переносе тяжестей вручную в течение рабочей смены предельно допустимая масса груза в кг. составляет для юношей и девушек в возрасте 14-15 лет соответственно 3 и 2 кг. А в возрасте 16-17 лет- 3 и 4 кг. *Какие дополнительные ограничения имеет труд несовершеннолетних? (Ст.268) ( предельная норма по переноске и передвижению тяжестей в 14 лет – ручной груз не больше 12 кг, в 15 лет -15 кг.) несовершеннолетние не могут быть приняты: 1. на работу по совместительству; 2. на работы, связанные с производством, хранением и торговлей спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами; 3. на государственную должность государственной службы; 4. на муниципальную должность муниципальной службы; 5. на работу, которая требует заключения договора о полной материальной ответственности; 6. на работу во вневедомственную охрану; 7. на работу, выполняемую вахтовым методом.

Не разрешается направлять несовершеннолетних в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, в выходные и нерабочие праздничные дни (за исключением творческих работников СМИ, организаций кинематографии, театров, концертов и т.д., а также профессиональных спортсменов). 4 группа работает по теме: «Рабочее время несовершеннолетних» Вопросы: 1.Каковы нормы рабочего времени, установленные законодательством для несовершеннолетних? 2.Какова продолжительность рабочего дня во время каникул и в течение учебного года? 3.Как оплачивается их труд? Работа со ст. 91,92,94, 93,ст. 270,271 ТК РФ. Рабочее время.Учащиеся работают со статьей 91. Вводится понятие рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени. Анализируются ст.92 и 94 о сокращенной продолжительности рабочего времени и ст.270 о нормах выработки.

Составляется памятка:

Продолжительность рабочего дня

Во время каникул: 14-15 лет — не более 5 часов в день;

16-18 лет — не более 7 часов в день.

В течение учебного года: 14-15 лет — не более 2,5 часов в день

16-18 лет — не более 3,5 часов в день

Продолжительность рабочей недели у несовершеннолетнего меньше 40 часов (статья 92)

14-15 лет – 24 часа

16-18 лет – 36 часов

Во время учебного года:

14 – 15 лет – 12 часов

16 – 18 лет – 18 часов

5 группа работает по теме: «Время отдыха». Вопросы:1.Какова продолжительность отпуска, установленного для несовершеннолетних? Почему им дается в этом отношении льгота?





2.Какова продолжительность отпуска у несовершеннолетних работников?Работа со ст.122,124,125,126 ТК РФ.6 группа работает по теме: «Материальная ответственность».Вопросы:1)В каких случаях на этих работников возлагается полная материальная ответственность?2)Может ли заключаться с несовершеннолетним договор о полной материальной ответственности?Работа со ст.244 ТК РФ.7 группа работает по теме: «Расторжение трудового договора».Вопросы:1).Как проводится расторжение трудового договора с несовершеннолетним? 2)Какую роль в этом случае играет профсоюз, если несовершеннолетний работник является членом профсоюза? 3)Как оформляется прекращение трудового договора? Работа со ст. 77,79, 81, 84,292 ТК РФ. Трудовой договор с несовершеннолетним может быть расторгнут по любому из оснований, указанных в ст.77 ТК РФ (чтение и анализ ст. 77, 80,81). Дополнительным основанием для расторжения трудового договора с несовершеннолетним может стать нарушение правил его приема на работу. Например, работник до 18 лет был принят для выполнения тяжелых, вредных или опасных работ, в ночной клуб или в магазин, торгующий спиртными напитками. Расторжение трудового договора с несовершеннолетним работником по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем), помимо соблюдения общего порядка, допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ст.269.8 группа работает по теме: « Как законодательство регулирует труд несовершеннолетних подростков в Европе, СШАРабота проводится по материалам СМИ и частично предоставлена группе в отдельной папке. Приложение №159 группа работает по теме: « Мы журналисты молодежной газеты». Группа получает подобранный материал, из которого создает страницы мини-газеты по теме: «Трудовые права несовершеннолетних». «Какие профессии самые популярные среди подростков? Куда пойти работать?» Приложение №16II.2. Проводится обсуждение по темам после ответов групп.III. Решение правовых задач, которые были предложены группам.Задача 1.Сергею 17лет, он хотел бы устроиться на работу. Работодатель заставляет его проходить медосмотр. Обязан ли он проходить медосмотр?Согласно действующему Трудовому кодексу РФ лица до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста 18-ти лет, ежегодно подлежат медицинскому осмотру. Осуществляются они за счет средств работодателя.Задача 2.Елена и Екатерина обучаются в школе. После уроков подрабатывают. Сколько часов в день они могут работать, если им исполнилось 15 лет?Согласно Трудовому кодексу РФ для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой в возрасте от 14 до 16 лет продолжительность ежедневной работы не может превышать 2,5 часа.Задача 3.Сможет ли несовершеннолетний Юрий устроиться на работу по трудовому договору, если ему только что исполнилось 14 лет?По трудовому договору 14-летний Юрий может устроиться на работу только при определенных условиях. Согласно Трудовому кодексу РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. Но с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения

Задача 4.Во время летних каникул Екатерина хотела устроиться в танцевальную группу одного из ночных клубов нашего города. Администрация клуба ответила отказом, сославшись на то, что ей еще нет 18-ти лет. Правы ли работники администрации ночного клуба? Администрация ночного клуба права. Согласно ст. 265 Трудового кодекса РФ запрещается применение труда несовершеннолетних на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, перевозки и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, в том числе работа в ночных клубах).

Задача 5.Валерий Немченок, ученик 10 класса, решил подработать в период школьных каникул. Он устроился почтальоном. Поскольку рабочий день почтальона начинался в 6 часов утра, он попросил начальника почты учесть, что он несовершеннолетний, и разрешить приходить ему на работу к 9 часам. Начальник почты ему отказала, мотивируя тем, что к 8 часам утра все граждане, проживающие в зоне обслуживания почтового отделения, уже должны получить почту, чтобы до отхода на работу суметь просмотреть ее. Как должна быть разрешена данная ситуация? Отказ начальника почты вполне законен. Несовершеннолетние по закону не должны трудиться в ночное время (с 12 ночи до 6 часов утра). Действительно, почтовая корреспонденция обычно просматривается за завтраком, в транспорте, в первые часы рабочего дня, но к обеду или к вечеру она может быть получена из других источников. Нужно еще успеть рассортировать корреспонденцию в почтовом отделении. Отказ начальника почты Валерию был вполне законен.

Задача 6.17-летний Вадим Спиридонов после окончания школы пытался найти работу, но безуспешно. Он обратился в службу занятости с просьбой подыскать ему работу или зарегистрировать его в качестве безработного. Однако ему в этом отказали по той причине, что по закону (Семейный кодекс РФ) детей до 18 лет должны содержать родители, а если они не хотят его содержать, то пусть сами и ищут ему работу. Тогда Вадим написал плакат «Безработный» и каждый день выходил на автобусную остановку, надеясь, что кто-нибудь ему предложит работу. Однажды его забрали в отделение милиции. Кто прав в этой ситуации? Прав Вадим, а не работники милиции и тем более не работники службы занятости, которые должны были его, достигшего 16 лет, зарегистрировать в качестве безработного. Родители обязаны содержать своих детей до 18 лет, но ведь Вадим сам стал трудоспособным и хочет реализовать себя. Он совершенно справедливо обратился за помощью к компетентному органу, службе занятости, которая именно для этого создана. Работники милиции не правы в том, что забрали Вадима в отделение милиции. Он не совершал правонарушение.

Задача 7.Петр Алексеев, ученик 10 класса, решил поработать в период летних школьных каникул. С 1 июня он устроился в детский сад дворником. Однако с 1 июля по 1 августа дети вместе с работниками детского сада выезжали на летний отдых. Заведующая детским садом, полагая, что в услугах дворника детский сад будет нуждаться и за городом, дала Петру распоряжение собрать личные вещи и рабочие инструменты к назначенному сроку. Петр отказался. Законно ли Алексеев отказался выполнить распоряжение заведующей детским садом. Распоряжение в отношении Алексеева считается незаконным ст. 72 ТК РФ.

Задача 8.Екатерина Семенова после школы устроилась в почтовое отделение доставщиком телеграмм. Проработав 3 месяца, она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск, поскольку ее мама приобрела две туристические путевки, и она хотела бы отдохнуть. Начальник почтового отделения ей отказала в просьбе, заявив, что отпуск надо еще заработать. Законен ли отказ? Отказ в предоставлении отпуска Семеновой считается незаконным ст. 267 ТК РФ.

Задача 9.После окончания школы Валерий Тарасов долго искал работу и был очень рад, когда его приняли на бензоколонку в качестве заправщика автомашин. Но радость была недолгой. Владельцу бензоколонки было указано на нарушение законодательства о труде. Законно ли увольнение Тарасова? ТК РФ. Увольнение Тарасова с бензоколонки считается незаконным ст.265 ТК РФ.Задача 10.Петров Андрей после окончания школы поступил на работу в ресторан учеником повара. После двухнедельной стажировки администрация ресторана обратила внимание на его умение ладить с людьми и хорошие манеры. С его согласия Андрей был переведен на должность официанта. Законно ли был произведен перевод? Перевод на должность официанта считается незаконным ст. 244 ТК РФЗадача 11. С какого возраста гражданин России может начать работу? Каким будет рабочий день несовершеннолетнего? ответ: Не моложе 15 лет; 16-18 лет — не более 36 часов в неделю, 14-15, 15-16 – не более 24 часов в неделю, но учащиеся 14 лет могут работать только в свободное от учебы время и с согласия родителей. А до 14 лет в организациях кинематографии, театрах, цирках и т.д. ( Ст .63 ТК РФ)Задача 12.Семнадцатилетний гражданин в апреле поступил на работу и попросил предоставить ему отпуск в один из летних месяцев этого же года. В отделе кадров ему объяснили, что отпуск предоставляется через 11 месяцев с начала работы. Правильно или нет? Ответ: Нет. Отпуск несовершеннолетним предоставляется и до истечения 11 месяцев работы на данном предприятии. При этом отпуск оплачивается полностью (31 календарный день). Отпуск может быть предоставлен в удобное для работника время. ( Ст.276)Задача 13. 16-летний и 20-летний юноши были приняты на работу с испытательным сроком. По истечении 1 месяца обоих уволили как не выдержавших испытательного срока. Правомерны ли действия администрации? Ответ: Действия администрации неправомочны в отношении несовершеннолетнего – увольнение невозможно без согласия комиссии по делам несовершеннолетних и Государственной инспекции труда ( ст.269).Задача 14.17-летний молодой человек хотел бы работать в ночное время. Допускается ли такой вариант работы несовершеннолетнего? Ответ: Нет. К работам в ночное время, к сверхурочным, к работам в выходные дни лица моложе 18-ти лет не допускаются. (Ст.268)Задача 15.Возможна ли работа несовершеннолетнего по совместительству? Ответ: Нет. Не разрешается работа по совместительству несовершеннолетних.Задача 16. Какие документы необходимы при поступлении на работу впервые? Ответ: Паспорт, диплом или свидетельство об окончании учебного заведения (при получении работы, требующей специальной подготовки). Обязателен медицинский осмотр (за счёт средств работодателя).Задача 17. Какие нормы выработки должны быть, если гражданину 17 лет? Ответ: Нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм, пропорционально существующей для несовершеннолетних сокращенной продолжительности рабочего времени (ст.270).IV. Учащиеся знакомятся с примерным трудовым договором и заявлением о приеме на работу. Обращаем внимание на то, что трудовой договор заключается в письменной форме и подписывается работником и работодателем в 2-х экземплярах. Один экземпляр остается у работника. После заключения договора издается приказ о приеме на работу несовершеннолетнего. При этом подросткам должна быть оформлена трудовая книжка. Испытательный срок при приеме несовершеннолетнего на работу не устанавливается. Вариант трудового договора в Приложении №17V. Возможно, при наличии времени провести проверку «Верно или нет». А). Для приема на работу работник должен представить работодателю справку с места жительства? (Нет.) Б). Для оформления на работу необходимо заключить трудовой договор? (Да.)В). Если у работника нет трудовой книжки, то его не примут на работу? (Нет.) Г). В приказе о приеме на работу работодатель вправе указать дополнительные условия работы, которые не были записаны в трудовом договоре с работником? (Нет.) Д). Основным документом о трудовой деятельности является трудовая книжка? (Да.) Задание выдается каждому учащемуся на карточке с предложением поставить рядом с правильным, на его взгляд, высказыванием слово «Да», а рядом с ошибочным – «Нет». Домашнее задание: Работа с учебником, составить таблицу «Гарантии при приеме на работу».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации

Декларация прав ребенка

3. Трудовой кодекс Российской Федерации 4.Конвенция о правах ребенка.

5. Семейный кодекс Российской Федерации.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации.

7. Журавлева И.А. «Конвенция о правах ребенка: принимать и исполнять», журнал «Право в школе» №3, 2009

8. Петрова Т.В. «Правовое воспитание – приоритет современного российского образования», журнал «Право в школе» №3, 2009

9. Морозова С.А. «Экспериментальное пособие для учащихся 8 класса Обществознание: социально-правовой статус подростка», журнал «Право в школе», №3, 2009

10. Козленко С.И., Козленко И.В.«Особенности и перспективы развития правового образования», журнал «Право в школе», №4, 2009

11.Пронина А.Г. «Права человека, права ребенка», журнал «Право в школе»,№4, 2009

12. Петренко О.Л. Образовательная технология «Дебаты на уроке и во внеурочной работе». Технологии открытого образования, М. 2002

13. Петренко О.Л. «Технология «Дебаты» на уроках права», журнал «Право в школе», №3, 2009

14. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе, М., Издательский дом «Новый учебник», М. 2002

15. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10 класса», «Русское слово», М. 2005

16. «Обществознание. Уроки учительского мастерства. Нетрадиционные уроки. Изд. «Учитель», Волгоград , 2007

17. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе, Издательство «Новый учебник», М. 2004

18. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. «Основы права. Методическое пособие для преподавателей» Учебник для учреждений среднего профессионального образования, Издательство «Высшая школа», М.2005

19. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Современный урок ч. 2». Издательство «Учитель», 2005

20. «Правоведение. Вопросы, задания, ответы», изд. «Дрофа», М. 2001

21.«О преподавании права в 2009-2010 году», Методическое пособие, М. МИОО, 2009

22. «Единый день правовых знаний», Методические рекомендации, выпуск 4, МИОО, М. 2009

23. Введение в обществознание. 8-9 кл. Под ред. Л.Н.Боголюбова.

24. Василенкова О.А. «Основы правовых знаний». Учебное пособие для 7 класса школ гуманитарного профиля, «Новый учебник», М., 2002

25. Суворова Н.Г.,Королькова Е.С. «Граждановедение»,7 класс, «Новый учебник», М., 2003