УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 7 КЛАССЕ ПРАВА РЕБЕНКА_44175

«ПРАВА РЕБЕНКА» УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 7 КЛАССЕ.

Цели урока:

познакомить учащихся с Конвенцией ООН о правах ребенка и другими международными документами о правах ребенка, документами , в которых говорится о правах ребенка в РФ;

объяснить основные обществоведческие понятия данного урока;

проанализировать некоторые исторические материалы и материалы СМИ о правовом положении ребенка;

подвести к выводам о возможных противоречиях между законом и жизненной практикой.

Задачи воспитательные:

* воспитывать уважение к правам человека, правам ребенка;

* воспитывать чувство гордости за свою страну.

* воспитывать чувство сотрудничества, ответственности при выполнении общего дела.

Образовательные:

* передать школьникам знания о Конвенции прав ребенка, ее истории и содержании статей;

* сформировать представление о системе прав ребенка;

* на основе положительной мотивации усвоения знаний о Конвенции содействовать воспитанию убеждения, что обладание правами и свободой неразрывно связано с ответственностью за поступки и поведение.

Оборудование:

учебник Н.Г.Суворова, Е.С.Королькова «Граждановедение», 7 класс.

Учебник О.А.Василенкова «Основы правовых знаний», 7 класс.

тексты Конвенции о правах ребенка по количеству участников занятия.

тексты главы 2 Конституции РФ (сокращенно ст. 17-64).

отрывки из статей Гражданского и Семейного кодексов РФ, которые содержат информацию о правах детей.

на магнитной доске таблица в четыре позиции: «выживание», «развитие», «защита», «участие» и общий заголовок «Права ребенка». Эпиграф урока на доске: «Если сила соединится со справедливостью, то что может быть сильнее этого союза?» Эсхил.

В папках подготовлены фотографии и рисунки, отрывки из статей о правах детей для пяти групп.

подготовленный материал к плакату: «Сокращенный перечень прав ребенка». Используется материал, подобранный учителем.

На доске календарь правовых дат и ключевые термины к уроку. (Приложение № 10)

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: групповая работа.

Основные понятия урока:

ребенок, Конвенция, Конвенция о правах ребенка, Декларация, Конституция.

Опережающее задание на основе книги Светланы Щегловой «Права детей и дети о правах» — отношение к детям в разные периоды истории и на основе школьного учебника по истории России подготовить сообщения о правовом положении ребенка в России и в разные периоды истории.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

Вам хотелось бы узнать о правах детей? Вы уже знаете, что вам – всем детям России принадлежат основные права человека и гражданина. Многими правами Вы уже пользуетесь и сейчас. Но сегодня мы посвятим урок международным документам о правах детей. А сейчас небольшой экскурс в историю.

II. Отношение к детям в разные периоды истории.

2.1. Работа с текстами по книге Светланы Щегловой « Права детей и дети о правах» (Приложение №7).

Вопросы к тексту:

Почему в далеком прошлом детство заканчивалось рано?

От кого зависели дети в прошлом?

Ваши товарищи подготовили небольшое сообщение о правовом положении детей в России.

2.2. Вопросы для учащихся перед сообщением.

Изменилось ли отношение к детям в наши дни по сравнению с XVII веком? В чем это проявляется?

Сообщение учащихся.

Русское слово «ребенок», вероятно, произошло от «раба» — зависимость или от «orbus» — осиротевшего, потому что именно сироты выполняли тяжелую, «рабскую работу». А древнерусское слово «отрок», означало и дитя, и подростка, и юношу (буквально «не имеющий права голоса»). Главенствующим было положение отца семейства. Поэтому важным было признание ребенка своим отцом. Сильна была родительская власть над детьми. Права жизни и смерти над детьми родители не имели, но в качестве серьезного преступления убийство детей не рассматривалось. Можно было наказывать своих детей. Всем известный Домострой советовал «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство в семейные отношения не вмешивалось. Жаловаться дети на родителей не могли. Для спасения остальных членов семьи отец мог отдать в холопы одного из детей. Наступил XVII век. В Соборном уложении Алексея Михайловича Романова в 1649 году за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. А дети, убившие своих родителей, подвергались казни. Отец с помощью наказаний принуждал детей к повиновению. Хотя церковь осуждала насильственное пострижение детей в монахи, но это было обычной практикой. По данному уложению запрещалось узаконивать внебрачных детей даже в случае брака родителей.

Учащиеся делают вывод об изменении положения ребенка в современном мире.

III. Групповая работа с международными документами о правах детей.

3.1.Слово учителя

Декларация прав ребенка принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году. (Приложение №4). Она состоит из 10 статей. 10 важных принципов обеспечивают защиту и благосостояние детей. Самый главный тезис декларации – «Человечество обязано давать детям лучшее, что имеет». Но декларация – это лишь заявление о намерениях (от лат. — « провозглашение»).

Целых 10 лет готовилась Конвенция о правах ребенка. (Приложение №2). ООН подготовила документ, который имел уже обязательную силу для тех государств, которые ее подпишут. На утверждение этого документа ушла 1 минута. Произошло это событие 20 ноября 1989 г. Ратифицирован нашей страной через год.

Различие между этими двумя международными документами состоит в правовых последствиях. Государство, которое подписывает Конвенцию, берет ответственность и готовится отвечать за невыполнение. Представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. С юридической точки зрения более значима Конвенция о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка – основной источник прав несовершеннолетних граждан. Ребенок – будущий дееспособный гражданин страны. А кого в Конвенции называют ребенком?

3.2.Работа в классе с первой статьей Конвенции.

Первая статья Конвенции гласит: «Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».



В Конвенции выделяют четыре основных требования: выживание, развитие, защита, обеспечение активного участия в жизни общества.

3.3.Работа по группам с текстом Конвенции о правах ребенка.

Мы с вами заполним таблицу. В тексте Конвенции найдите статьи, относящиеся к каждому разделу таблицы. Работу выполняем по группам. Каждая группа отбирает права определенной направленности. Номер статьи, которая соответствует заданию вашей группы, вы пишите в таблице. Поместите эти листы на доске в свою часть таблицы.

Класс делится на 4 группы. Даются задания для каждой группы.

Задания для первой группы:

Найти в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на выживание.

Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал одно или несколько таких прав.

На доске запишите в свою часть таблицы сгруппированные права по теме: «Право на выживание».

Ожидаемые результаты будут оформлены в таблице « Права ребенка» на доске и в газете: « Права ребенка».

Задания для второй группы:

Найти в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на развитие.

Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал одно или несколько таких прав.

На доске запишите в свою часть таблицы сгруппированные права по теме: «Право на развитие».

Ожидаемые результаты будут оформлены в таблице.

Задания для третьей группы:

Найдите в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на защиту.

Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал одно или несколько таких прав. (Приложение №10)

На доске запишите в свою часть таблицы сгруппированные права по теме: « Право на защиту».

Ожидаемые результаты будут оформлены в таблице.

Задания для четвертой группы:

Найдите в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на участие.

Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал одно или несколько таких прав.

На доске запишите в свою часть таблицы сгруппированные права по теме: «право на участие».

Ожидаемые результаты будут оформлены в таблице.

Задание для пятой группы:

Ознакомьтесь с главой 2 Конституции РФ, главой 11 и 12 Семейного кодекса РФ (Приложение №3 и Приложение №5).

Что вы могли бы выделить в Российском законодательстве о защите прав ребенка.3.4.Проверка работы групп. Учитель обращает внимание на результат выполненного задания и просит каждую группу прокомментировать его (Таблица №1 «Права ребенка»). Участники группы №5 отмечают, что статьи главы 2 Конституции РФ « Права и свободы гражданина » определяют основы правового статуса личности в РФ, а значит и права детей. Семейный кодекс РФ – закрепляет права ребенка. Определяет:

Право ребенка жить и воспитываться в семье

Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

Право ребенка на защиту

Право ребенка выражать свое мнение

Право ребенка на имя отчество и фамилию

Право на имущество

Учащиеся приводят сокращенный перечень прав ребенка по Конвенции о правах ребенка и по Семейному кодексу РФ, Гражданскому кодексу РФ (Приложение №5 и Приложение №9).Уголовный кодекс РФ устанавливает серьезные уголовные наказания за нарушения прав несовершеннолетних.

4.Закрепление изученного материала:

4.1.После выступления представителей групп по работе с таблицей выступают представители групп по работе с фотоматериалами и материалами печати.

Цель работы: найти примеры, которые проиллюстрируют:

Соблюдение прав ребенка

Нарушение прав ребенка

Примера защиты прав ребенка

4.2.Работа с материалами анкетирования об отношении к Конвенции о правах ребенка, проведенного по инициативе верховного комиссара ООН Мэри Робинс среди детей до 14 лет. Учебник. Суворова. «Граждановедение с.89.»

Вопросы к тексту материалов анкетирования:

1. Что значит для вас Конвенция о правах ребенка?

Что нужно сделать, для того, чтобы с вашими правами считались?

Таблица №1 «Права ребенка»

Право на выживание

Что нам необходимо, чтобы выжить.

Право на жизнь

Право на реализацию основных потребностей, обеспечивающих его существование

Право на восстановление здоровья

Право на социальное обеспечение

Право на должный уровень жизни, необходимый для физического, умственного и духовного развития

Право на отдых и досуг

Право на развитие

Что нам необходимо, чтобы развиваться как людям. Права на развитие – это те права, которые нужны детям для полноценного роста и развития как человеческих существ.

право на свободу мысли, совести и религии

право на семейную и личную жизнь

право на часть и репутацию

право на тайну корреспонденции

право на неприкосновенность жилища

право на образование

право искать, получать и передавать информацию

Право на защиту

Мы имеем право на безопасность, защиту. Право на защиту касается вредных факторов, от которых должны быть защищены дети.

Право знать своих родителей и не разлучаться с ними

Право на заботу родителей

Право на сохранение своей индивидуальности

Право на воссоединение с семьей

Право поддерживать контакты с родителями

Право на защиту от физического, психологического, сексуального насилия, пыток, оскорблений

Право на защиту от наркомании и токсикомании

Право на защиту от экономической эксплуатации, от работы, наносящей ущерб развитию

Право на участие

Возможность принимать участие. Права на участие уделяют особое внимание той важной роли, которую могут играть дети в жизни их сообществ и народов.

Свобода выражать свое мнение

Право иметь голоса в вопросах, касающихся их жизни

Вступать в ассоциации и проводить мирные собрания

Вывод. Вы ознакомились с правами, которые предоставлены ребенку. Знаем, что государство и граждане страны обязаны защищать права детей и заботиться о них. Но прав без обязанностей не бывает. По мере вашего взросления будет меняться соотношение ваших прав и обязанностей. Знаем, что наши права заканчиваются там, где начинаются права других людей. Сегодня на уроке вы реализовали свое права знать о своих правах.



Домашнее задание: работа с п.10, вопросы к документам.

Возможно написание эссе на тему: «Как выглядит моя реальная жизнь по сравнению с правами, записанными в Конвенции?».