Урок- обозрение Быть знаменитым некрасиво

Урок-обозрение по творчеству Б.Пастернака.

Тема: « Быть знаменитым некрасиво».

Цель: 1. Раскрыть глубину творческой личности Пастернака, его взгляды на призвание и судьбу поэта, пробудить интерес учащихся к его поэзии; раскрыть особенности поэтического таланта Пастернака; показать место лирики поэта в отечественной и мировой культурах;

Продолжать развивать навыки анализа лирических произведений;

Способствовать воспитанию усидчивости и культуры общения. Тип урока: Усвоение новых знаний.

Методы: Элементы лекции, беседа, выразительное чтение, проблемные задания.

КМО: Портреты Б.Пастернака, Блока, Маяковского. Фотографии. Выставка книг поэта.

МПС: История

Ход урока.

Организационный момент.

Мотивация: Проследить жизненный и творческий путь Б. Пастернака. Отметить глубину его поэзии, место в международном литературном процессе.

3. Вступительное слово учителя: Наш урок посвящен творчеству одного из самых талантливых поэтов XX века, лауреата Нобелевской премии — Бориса Леонидовича Пастернака. Прекрасной характеристикой его поэтического феномена могут служить слова его современницы, поэтессы А.Ахматовой: Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и яркостью светил. И вся земля была его наследством, А он её со всеми разделил. Творческий путь Б. Пастернака сложен и тернист. Его поэзия вызывала оценки разноречивые. Но свойственное ему глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы, Вселенной, свежий, образный и взволнованный стих всегда поражали ценителей поэтического искусства.

4.Беседа о писателе. (В ней принимают участие «литературоведы», и«искусствоведы», которые сидят за отдельными столами. Свои ответы онииллюстрируют наглядностью: портретами, фотоснимками, выставкой книгписателя (задания даны заранее)). Беседу целесообразно начать с группы«литературоведов».

Вопросы:



Вам уже известно, что крупные русские поэты XX века формировались в сложных и противоречивых связях с различными литературными течениями. Блок начинал как символист, Маяковский как футурист, Ахматова как акмеист. Была ли литературная судьба Пастернака в этом смысле исключением?

Какие отношения сложились у него с В.Маяковским?

Кого Б.Пастернак считает своим учителем?



Вывод учителя: Творческий путь поэта не был исключением. Он, как и многие поэты начала XX в., испытал влияние определенных литературных течений. Это освежило язык пастернаковской поэзии, помогло ему в работе над словом, позволило осмыслить его глубинную, первородную суть. 4. Что позволило поэту выделиться среди современников? В чём критики

видели достоинство его поэзии? Далее учитель обращается к «искусствоведам» 1.Что способствовало расцвету поэтического таланта Б.Пастернака? Выступление «актеров». Обмен мнениями, анализ содержания стихотворений. Продолжение беседы. Вопросы «литературоведам»

Каковы основные мотивы творчества поэта?

Трудна ли его поэзия для восприятия?

В чем её особенность?

Почему в годы «застоя» замалчивалось истинное значение творчества писателя?

5.Какова судьба романа «Доктор Живаго»?

«Искусствоведы» рассказывают о тесных отношениях Пастернака с представителями отечественной культуры.

5. Знакомство с выставкой книг поэта.

Подведение итогов, выставление и комментирование оценок.

Дом, задание: 1-я группа — приготовить высказывания современников поэта о

его творчестве.

2-я группа выразительно читать стихи: «Во всем мне хочется дойти до

самой сути…», «Определение поэзии», «Весна в лесу», «Когда я устаю от

пустозвонства».



3-я группа — Написать отзывы об этих стихотворениях.