Урок обобщения и итогового тестирования по творчеству НВГоголя

Итоговый урок по творчеству Гоголя в 9классе.

Цель: подведение итогов изучения творчества Гоголя, актуализация давно пройденного материала.

Оборудование: портреты Н.В.Гоголя, иллюстрации к произведениям писателя, при имеющихся возможностях в виде презентации на итерактивной доске.

Метод: лекция, тестирование.

Слово учителя:

Н. В. Гоголь — первый крупный русский писатель-прозаик. В этом качестве он, по мнению многих современников, стоял выше самого Пушкина, которого признавали прежде всего как поэта. Например, Белинский, похвалив пушкинскую «Историю села Горюхина», сделал оговорку: «…Если бы в нашей литературе не было повестей Гоголя, то мы ничего лучшего не знали бы».

Ученикам предлагается презентация «Гоголь и его герои».

С Гоголем и «гоголевским направлением» обычно связывают расцвет реализма в русской прозе. Для него характерно особое внимание к социальной проблематике, изображение (нередко сатирическое) социальных пороков николаевской России, тщательное воспроизведение социально и культурно значимых деталей в портрете, интерьере, пейзаже и других описаниях.

В произведениях Гоголя много юмора. В гоголевском юморе преобладает абсурдное начало. Традиции Гоголя унаследовали многие русские юмористы конца XIX и XX в., а также те писатели, которые ориентировались на эстетику абсурда (например, «обэриуты»: Д. Хармс, А. Введенский и др.)

- Какие смешные эпизоды из произведений Гоголя вы помните? (могут быть упомянуты сцены из «Ревизора», «Ночи перед Рождеством» и др.)

Сам Гоголь был в некотором роде идеалистом и страстно желал «научиться» изображать положительно-прекрасный мир, подлинно гармонические и возвышенно-героические характеры. Склонность изображать только смешное и безобразное психологически тяготила писателя.

-Каковы основные черты творчества писателя вы можете назвать? Ответы: сочетание реального и фантастического, роль деталей, особое изображение Петербурга.

Выступает первая группа лекторов (материал заранее подобран при помощи учителя). Основные положения лекции записываются в тетради учеников.

Сочетание реального и фантастического в произведениях Н. В. Гоголя

Реальное в сюжетах Гоголя соседствует с фантастическим на протяжении всего творчества писателя. Но это явление претерпевает некоторую эволюцию .

В ранних произведениях Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий») фантастическое выходит на передний план сюжета (чудесные метаморфозы, появление нечистой силы), оно связано с фольклором (малороссийские сказки и легенды) и с романтической литературой, которая тоже заимствовала такие мотивы из фольклора.

Одним из «любимых» персонажей Гоголя является «чорт». Различная нечистая сила часто появляется в сюжетах «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в не страшном, а скорее смешном виде (просит учеников привести примеры таких произведений). В произведениях более позднего периода сильнее чувствуется мистическая тревога автора, ощущение присутствия чего-то зловещего в ми-. ре, страстное желание победить это смехом.

В петербургских повестях фантастический элемент резко отодвигается на второй план сюжета, фантастика как бы растворяется в реальности. Сверхъестественное присутствует в сюжете не прямо, а косвенно, опосредованно (просит учеников привести примеры произведений). Только в повести «Портрет» происходят действительно сверхъестественные события.

Наконец, в произведениях последнего периода («Ревизор», «Мертвые души») фантастический элемент в сюжете практически отсутствует. Изображаются события не сверхъестественные, а скорее странные и необычайные (хотя в принципе возможные). Зато манера повествования (стиль, язык) становится все более причудливо фантасмагорической. Теперь ощущение кривого зеркала, «смещенного» мира, присутствия зловещих сил возникает не благодаря волшебно-сказочным сюжетам, а через посредство абсурда, алогизмов, иррациональных моментов в повествовании.

Выступает вторая группа лекторов.

Роль детали в произведениях Н. В. Гоголя

Гоголь — общепризнанный мастер художественных описаний. Описания в прозе Гоголя самоценны, их манера и стиль очень выразительны, прежде всего благодаря обилию предметно-бытовых, портретных, языковых и других деталей. Детализация — важный аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь.

Но необходимо помнить, что реализм Гоголя очень своеобразен, в нем всегда есть элемент гротеска и фантасмагории. Мир Гоголя можно сравнить с мозаикой кривых зеркал. В каждом маленьком кусочке мир гротескно преломляется, становится пародией на себя. Вещь искажается под «микроскопически» точным описанием Гоголя (в «Шинели» — жирный и грязный ноготь, точно «у черепахи череп» и др.).

Мир вещей. Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, так близко, что они меняют свой привычный облик. Вещь в изображении Гоголя часто наделена самостоятельной жизнью, даже характером (так, мебель в доме Собакевича словно бы кричит: «Я тоже Собакевич!..», просит учеников привести еще примеры).

Мир вещей в поэме показан как хаос, бессмысленное нагромождение, куча-мала, своего рода кладбище вещей. Вещь часто находится не на своем месте, выглядит бессмысленной, потерявшей назначение. (Найдите примеры этого в интерьерах Манилова, Ноздрева, Плюшкина. Обратите внимание на изображение ненужного хлама (Плюшкин), безделушек (Манилов, Ноздрев). Как эти образы вещей выражают характеры помещиков?) Благодаря таким описаниям вещей создается картина своеобразного «антимира» или «ада» в миниатюре.

Отдельно можно говорить о детали в портрете. Если в романтической традиции важны глаза, то у Гоголя их или вовсе нет в портрете, или они ассоциируются с животным, вещью и т. п. (у Плюшкина «маленькие глазки… бегали…’как мыши», Манилов «имел глаза сладкие, как сахар», дырочки, которые «натура… ковырнула большим сверлом» — у Собакевича и др.).

Много выразительных деталей и в пейзажных описаниях. (Найдите примеры выразительных деталей в описании пейзажа в «Мертвых душах».)

Выступает третья группа лекторов.

Образ Петербурга в творчестве Н. В. Гоголя

Петербург — один из важных мотивов в творчестве Гоголя (просит учеников привести примеры,он присутствует в сказочной повести «Ночь перед рождеством», гротескно описывается Хлестаковым в «Ревизоре», изображается в «Повести о капитане Копейкине» из «Мертвых душ»). У Гоголя есть также цикл петербургских повестей, который может служить наиболее характерным примером раскрытия этой темы.

Петербург в повестях Гоголя — фантасмагорический полупризрачный город, в котором странное переплетается с повседневным, реальное — с фантастическим, величественное — с низким, красивое — с безобразным.

Одновременно с этим в произведениях Гоголя присутствует глубоко реалистическое видение Петербурга. Чаще всего писатель изображает мир чиновников, их специфические взаимоотношения, определяемые табелью о рангах (обратите внимание, что этот институт был введен Петром I: весь бюрократический Петербург — это, образно выражаясь, «постройка» Петра).

На первый план выходит образ бедного чиновника, невысоко стоящего на служебной лестнице. В социально-психологическом отношении этот тип близок пушкинскому «станционному смотрителю» или главному герою поэмы «Медный всадник». Такого героя в критике, как правило, называют «маленьким человеком». Это фигура одновременно пародийная и трагическая. Пародийна она по отношению к романтическому герою. От него «маленький человек» унаследовал острый конфликт мечты и реальности, глубокое чувство неудовлетворенности самим собой и своей судьбой. Соответственно в сюжетной линии «маленького человека» встречаются некоторые типично романтические в своих истоках мотивы (мечта, сон, безумие, несчастная любовь, фантазии), в различных формах выражающие переход из мира реальности в мир фантасмагории. В романтической литературе этот герой имеет очень высокий статус, там его никак нельзя было бы назвать «маленьким человеком». Однако у Гоголя ему придаются вполне конкретные социально-психологические черты. (просит учеников привести пример, ярким примером такого героя служит Акакий Акакиевич Башмачкин из повести «Шинель»).

Подведение итогов. Оценка выступления лекторов и поощрение наиболее активных учеников.

Тестирование.

 Будущий великий писатель Гоголь появился на свет в селе Великие Сорочинцы Полтавской губернии в этот весёлый весенний день (по новому стилю). Что это за день?

(1 апреля 1809 года. 20 марта по старому стилю.)

 Верно ли, что Н.В. Гоголь родился в MDCCCIX году, а умер в MDCCCLII году?

(Да, годы его жизни в арабской записи 1809-1852.)

 Какому литератору, намекая на его фамилию, однажды сказали: «Если вы и птица, то небесная!»?

(Н.В. Гоголю.)

 У какого российского классика было два носа?

(У Н.В. Гоголя, его собственный и повесть «Нос».)

 Кому Гоголь читал первые главы своего произведения «Мёртвые души»?

(А.С. Пушкину.)

 Какую европейскую столицу Н.В. Гоголь, долго прожив в ней, называл «родиной своей души»?

(Рим.)

 Откликнувшись на смерть Гоголя «Письмом из Петербурга», этот писатель отсидел месяц в тюрьме «за ослушание и нарушение цензурных правил». Кто он?

(И.С. Тургенев.)

 Сюжеты каких знаменитых произведений Н.В. Гоголя были подарены ему А.С. Пушкиным?

(Это сюжеты пьесы «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души». В 1833 году Пушкин, собирая материалы по истории пугачевского восстания, был принят губернатором одной из губерний за тайного чиновника из Москвы. Именно об этом случае Пушкин поведал Гоголю.)

 Какая комедия Николая Гоголя заканчивается «немой сценой»?

(«Ревизор».)

 Какому императору принадлежат слова, сказанные после премьеры «Ревизора»: «Ну и пьеска, всем досталось, а мне –  больше всех»?

(Николай I.)

 Какую гоголевскую пьесу Проспер Мериме собственноручно перевёл на французский, озаглавив результат «Генеральный инспектор»?

(«Ревизор».)

 Эпиграфом к какому произведению служит пословица: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»?

(«Ревизор» Н.В. Гоголя.)

 Кто из гоголевских персонажей брал взятки борзыми щенками?

(Судья Ляпкин-Тяпкин, комедия Н.В. Гоголя «Ревизор».)

 Какая должность была у Сквозник-Дмухановского – персонажа комедии «Ревизор»?

(Городничий.)

 Какому персонажу комедии Гоголя «Ревизор» принадлежат слова: «Александр Македонский – герой, но зачем же стулья ломать»?

(Городничему.)

 Иван Александрович, приезжий из Петербурга, утверждал, что каждый день на балах играет в вист с самим министром иностранных дел, французским, английским и немецким посланниками. Как фамилия этого приезжего?

(Хлестаков из гоголевского «Ревизора».)

 Кто из героев Гоголя был «с Пушкиным на дружеской ноге»?

(Иван Хлестаков.)

 Сколько, по словам Н.В. Гоголя, бед в России?

(Две: это дураки и дороги.)

 Пушкин подарил Гоголю сюжеты пьесы «Ревизор» и этого произведения. Какого?

(«Мёртвые души».)

 Как называется самая известная поэма Н.В. Гоголя?

(«Мёртвые души».)

 Сколько томов «Мёртвых душ» запланировал написать Гоголь?

(Он решил написать три тома, в которых можно было бы показать Русь всесторонне. Во втором и третьем томах Гоголь хотел показать положительных героев, а также нравственное возрождение мошенника Чичикова. Но сделать этого ему не удалось. Второй том писателем был сожжён, а из дошедших до нас черновиков видно, что положительные герои вышли жизненно неубедительными.)

 Кому из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» принадлежит книга, всегда раскрытая на 14-й странице?

(Манилову.)

 Каким непривычным именем Манилов назвал своего старшего сына?

(Фемистоклюс.)

 Кто заломил гоголевскому Чичикову самую большую цену за «мёртвые души»?

(Собакевич.)

 Назовите любимые сказки Павла Ивановича Чичикова.

(Ревизские сказки. Именные списки населения России 18 — 1-й пол. 19 вв., составлявшиеся во время ревизий.)

 «Зеркальная дорога без меры в ширину, без конца в длину реет и вьётся по зелёному миру». Какую реку описывает Николай Гоголь?

(Днепр.)

 Какая река «при тихой погоде» чудилась Гоголю «вылитой из стекла»?

(Днепр.)

 Какая птица, согласно Н.В. Гоголю, долетит до середины Днепра?

   (Редкая. Пингвин птица редкая. Значит, до середины Днепра долететь должна?!!)

 «Птица» из «Мёртвых душ» Гоголя – это …

(Тройка лошадей.)

 Какое название блюда совпадает с фамилией героя «Женитьбы» Гоголя?

(Яичница.)

 «Право, такое затруднение – выбор! Если бы ещё один, два человека, а то четыре. Как хочешь, так и выбирай!» Назовите эту героиню Н.В. Гоголя.

(Агафья Тихоновна из «Женитьбы».)

 Назовите содержимое люльки гоголевского Тараса Бульбы.

(Табак, люлька – это ещё и курительная трубка..)

 Как называлось село, в котором жил гоголевский персонаж Вакула?

(Диканька.)

 Кем по родству приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле?

(Матерью.)

 Кем по профессии был Вакула из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»?

(Кузнецом.)

 Назовите «транспортное средство» кузнеца Вакулы при полёте в Петербург.

(Чёрт.)

 Название какого проспекта Санкт-Петербурга стало названием повести Гоголя?

(Невского проспекта.)

 Старожилы «Мосфильма» уверяют, что церковь, выстроенную в павильоне для экранизации этой гоголевской повести, все обходили стороной. Назовите страшную повесть.

Вий».)

 На сюжет какой повести Н.В. Гоголя написана картина И.Н. Крамского «Русалки»?

(«Майская ночь».)

  Продолжите знаменитую фразу Гоголя: «Какой же русский не любит быстрой …»?

а) Езды;                                              б) Выгоды;

в) Еды;                                                 г) Реки.

 

 Что, по мнению Николая Гоголя, является второй (после дураков) бедой России?

а) Дороги;                                          б) Мосты;

в) Бюрократы;                                    г) Взяточники.

 

 Как Гоголь определил жанр своего произведения «Мёртвые души»?

а) Роман в стихах;                             б) Поэма в прозе;

в) Научный трактат;                          г) Современная былина.

 

 Как заканчивается фраза Н.В. Гоголя: «Чуден Днепр…»?

а) Для редкой птицы;                        б) При тихой погоде;

в) Во время разлива;                         г) Без Днепрогэса.