Урок на тему Трио и квартет

Тема урока: «ТРИО И КВАРТЕТ»

З а д а ч и : дать определение терминам «трио» и «квартет»; показать символическое значение числа 3 в сказках и былинах; определить состав трио и квартета; познакомить с квартетом как мини-оркестром; раскрыть понятие «умение и навыки музыканта».

М у з ы к а л ь н о — л и т е р а т у р н ы й м а т е р и а л : «А третий – это я» (сл. и муз. В.Сибирского); басня И.А.Крылова «Квартет»; репродукции картин В.М.Васнецова на сказочно-былинные темы («Три богатыря», «Три царевны подземного царства»); иллюстрации художников к сказкам «Три медведя», «Царевна-лягушка» (три царевича).

ХОД УРОКА.

Актуализация опорных знаний.

— Здравствуйте ребята. Сегодня у нас в гостях цифра 3. Это очень необычная цифра, потому что она волшебная. Не верите? Напрасно. Скажите, пожалуйста, где живет все самое волшебное, самое неожиданное и чудесное? ( В сказках)

- Правильно, а цифра 3 в этих сказках очень частый гость. Назовите сказки, где можно встреть число, которое обозначает эта цифра. («Три поросенка», («Три медведя»)

- Верно, а еще «Жихарка». Помните, там еще было три друга: Кот, Петух и мальчик Жихарка. Посмотрите внимательно и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? («Три медведя»)

- Верно. Подумайте, а почему иллюстрация к сказке «Золотое, серебряное и медное царство» тоже оказалось на нашей выставке? (Потому, что в названии сказки – три царства, а на картинке – три царевны)

- А эта иллюстрация к какой сказке? ( «Три поросенка»)

- Мы с вами убедились, что число 3 – очень частый гость в сказках. Как вы думаете, какая роль в музыке отведена этому символическому числу? ( важная)

Введение понятия и три, квартете.

- Конечно, ведь не зря мы называем музыку волшебной страной. Поэтому у числа 3 на музыкальном языке есть сове название – трио. Оно итальянского происхождения и означает ансамбль из трех музыкантов или певцов. ( показать фотографию с изображением инструментального трио)

- Посмотрите и скажите, сколько на этой фотографии изображено музыкантов? ( трое)

- Кто знает, как называются инструменты исполнителей? ( ответы детей).

- Раньше этот инструмент можно было видеть в основном на народных гуляньях, а теперь гармонь завоевала себе место и на сцене.

- Вы заметили, что трио и дуэт похожи между собой? Основное их отличие – количество участников. А какие бывают дуэты по составу? ( Вокальные, инструментальные и смешанные)

- Правильно, эти же разновидности характеризуют и трио. Часто участником трио становится рояль. И когда музыкант-пианист становится «начальником», то есть следит, чтобы остальные инструменты вступали вовремя. Играли слаженно, задает тон всему звучанию ансамбля из трех участников.

- Послушайте басню И.А.Крылова и попробуйте догадаться, что для музыкантов самое главное. (учитель читает басню И.А.Крылова «Квартет»)

- Что же самое главное?( умение играть на инструментах)

- Верно. А еще терпение, внимательность и трудолюбие. Почему у зверей ничего не получилось? (потому что они спешили, ссорились между собой, каждый, не владея навыками исполнения на музыкальных инструментах, хотел представить себя главным музыкантом)

- Что еще мешало героям выступать слаженным музыкальным коллективом – ансамблем? ( они решили, будто могут играть сразу ,а учиться не обязательно)

- Действительно, чтобы приобрести это самое «умение», надо долго и упорно учиться, не опускать руки, если что-то не получилось, и внимательно слушать учителя. А как называлась басня? («Квартет»)

- Что это за странное слово? Давайте посчитаем, сколько зверей учавствовало в этом действии? ( Мартышка, осел, козел, медведь)

- Правильно, четыре. Попробуйте сами объяснить, что такое квартет? ( когда играют вчетвером).

- Давайте послушаем, как звучит квартет.( видео или аудио фрагмент квартета)

- А теперь посмотрите на эту фотографию. ( показать фотографию струнного квартета)

- Посмотрите, как сидят музыканты. Стулья стоят полукругом, чтобы исполнителей хорошо видели и слышали. Иногда знак к началу произведения дает первая скрипка, но чаще музыканты даже делают вместе вдох и одновременно начинают играть. Первая и вторая скрипки ведут мелодию, альт ее украшает, а виолончель – это опора, фундамент всего квартета. Если мы послушаем произведение целиком, то увидим, что у каждого инструмента есть своя партия, каждый немножко «побывал главным» , но музыканты внимательно слушают друг друга, поэтому у них получается стройная и очень красивая музыка. Теперь давайте послушаем, как звучит вокальный, то есть певческий квартет. ( фрагмент из м/ф « Пес в сапогах»)

3. Маршево –ритмическая импровизация.

- Какой характер мелодии этой песни? ( бодрый, боевой, задорный)

- Попробуйте помаршеровать под эту песню.

- Молодцы. Сложно было все делать одновременно и четко? ( нет, если смотреть на товарищей и выполнять соответственно, подстраиваться друг под друга)

4. Разучивание песни.

5. Разгадывание кроссворда (закрепление)

1

2

1

2

3

4

П о г о р и з о н т а л и :

Большой и певческий коллектив. ( Хор)

Ансамбль из тех исполнителей ( Трио)

Ансамбль из четырех исполнителей ( Квартет)

Название, образованное от слов «много» и «звук» (многоголосное произведение) ( Полифония)

П о в е р т и к а л и :

Композитор, автор многих многоголосных произведений ( Бах)

Артист, исполняющий самостоятельную партию ( Солист)

Автор басни «Квартет». ( Крылов )

6. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Сколько участников в три? (трое)

- Как называется коллектив, в котором музыкантов четверо? (Квартет)

— Как нужно играть, чтобы получилось красивое музыкального исполнения или вокального произведения? ( слаженно)