Урок на тему Кто такой солист

Тема урока: КТО ТАКОЙ СОЛИСТ ?

З а д а ч и: дать определение термину «солист», научить детей различать на слух хоровое и сольное исполнение, определять части песни – вступление, куплет, припев; научить разделению песни на сольные и хоровые части.

М у з ы к а л ь н о – л и т е р а т у р н ы й м а т е р и а л: «Вместе весело шагать», «Антошка», серенада Трубадура и песенка охраны из м/ф «Бременские музыканты»

Х о д у р о к а.

Беседа по ходу прослушивания песни.

Звучит песенка Антошки из мультфильма «Антошка».

— Ребята, в каком мультфильме звучала эта песенка? (в м/ф «Антошка»)

- Как поют герои мультфильма – все вместе или по очереди? (По очереди. Сначала ребята, а потом Антошка)

— Верно. Антошка поет свои фрагменты песни один, он отвечает в песне на предложения своих друзей, даже спорит с ними. На музыкальном языке такой исполнитель называется солистом. Давайте еще раз послушаем часть песни и попробуем определить, одну и ту же мелодию, одинаковые или разные слова поет Антошка.

Повторное прослушивание фрагмента песни.

— Что вы заметили? (Друзья Антошки поют в песне разные слова, а у Антошки слова периодически повторяются). Скажите, в какой части песни одинаковые слова? ( в припеве).

— Верно. А другая часть песни – с разными вариантами слов – называется куплетом. Теперь назовите, какую часть песни поет Антошка, а какую-его друзья? (Друзья поют куплет, а Антошка – припев)

— Проверим, внимательно ли вы слушали песню. Ответьте: песня начиналась с пения мелодии со словами или сначала звучала только мелодия в инструментальном исполнении? ( сначала звучала инструментальная мелодия, без слов)

— Такую часть песни называют вступлением. Оно служит для того, чтобы предупредить: начинается песня. А еще вступление настраивает исполнителей и слушателей на правильное восприятие ритма, темпа произведения, подготавливает к чистому интонированию, творческому дыханию, вводит в мир музыкальных звуков, показывает характер песни – веселый или грустный; то, как мы будем петь – быстро или медленно. Видите, какая важная часть песни вступление?



Как мы уже отметили, Антошка – солист, а его друзья, которые поют все вместе, демонстрируют хоровое исполнение и называется словом хор. Как мы поем песни на уроках – сольно, то есть по одному, или хором? (хором). Что отличает сольное пение от хорового? (Ответы детей).

Беседа « Что такое красивое пение?».

— Красивое пение – это очень непростая наука. Послушайте стихотворение В.Степанова «Я красиво петь могу» и попробуйте разобраться, что можно делать певцу, а от чего лучше отказаться, чтобы сохранить голосовой аппарат в хорошей форме, здоровым для красивого пения.

Однажды я, разгорячась,

Воды холодной выпил всласть,

Потом мороженое съел

И… захрипел, и засипел.



Стал голос тихим и больным,

Как будто вовсе не моим,

И, представляете, три дня

Никто не мог понять меня.

Играли как-то мы в хоккей,

Кричал я громче всех друзей,

Потом по грудь в сугроб залез –

И голос мой совсем исчез.

С тех пор кричать я перестал,

Воды холодной пить не стал,

Не прихожу домой в снегу…

Зато красиво петь могу.

— Чего не стоит делать певцу? ( Певцу нельзя пить холодную воду, валяться в снегу, громко кричать и есть много мороженого).

Слушание серенады Трубадура, песенки стражников; анализ.

- Теперь серенаду Трубадура из мультфильма «Бременские музыканты».

Звучит фрагмент.

- Определите, где у песни куплет и где припев.(Ответы детей)

- Какой характер у песни?(Грустный, задумчивый , спокойный)

- Как нужно петь, чтобы получился такой характер? (Протяжно, негромко, плавно)

- Молдцы! Тперь послушайте песенку охраны из того ж мультфильма. По вступлению попробуйте определить характер этой песни.

Звучит фрагмент.

- Какой он? ( Задорный, шутливый, бодрый)



— Теперь послушайте песню целиком. В данном случае у вас другая задача: показать, когда поют хором, а когда – соло. Во время хорового фрагмента поднимайте раскрытую ладошку, а во время сольного пения – кулачок.

Звучит фрагмент. Дети выполняют задание.

- Вы замечательно справились с заданием.

Разучивание песни.

Итог урока.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Как называют исполнителя, который поет один? (солист)

- А если поют вместе, то это …( Хор)

- Музыкальное вступление звучит в начале песни или в конце? (В начале)

- Как называют ту часть песни, где слова постоянно повторяются? ( Припев)