Урок на тему Изменения происходящие с веществами

МОУ Николо-Погореловская средняя общеобразовательная школа

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ХИМИИ

«ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ»

проведенный в 8 классе

Учитель: Корнеева Р.Н.

2010-2011 учебный год

Цель урока: повторить классификацию и названия химических веществ, закрепить умения производить расчёты по химическим уравнениям, записывать уравнения химических реакций и определять их тип, проводить химические эксперименты соблюдая правила техники безопасности. Подготовить учащихся к предстоящей контрольной работе и химическому практикуму.Задачи урока:Обучающие: систематизировать знания учащихся о химических реакциях, повторить простейшие расчеты по химическим уравнениям.Развивающие: продолжить развитие умений объяснять смысл изученных понятий, устанавливать причинно-следственные связи между ними, делать выводы. Наблюдать и объяснять результаты химического эксперимента (речевые навыки, формирование химического языка).Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, чувства взаимного уважения между школьниками, их адекватной самооценке. Способствовать созданию положительной психологической атмосферы в классе.Методы: репродуктивный, частично-поисковый.Форма организации: фронтальный опрос, беседа, лабораторный опыт.

Форма организации работы в классе: индивидуальная, фронтальная, работа у доски.Оборудование и реактивы: проектор, пробирки, спиртовка, держатель для пробирок, спички, лучина; карбонат натрия (раствор), раствор серной кислоты, хлорид меди (ΙΙ), гидроксид натрия.Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.

ХОД УРОКА:

Организационный момент:

Учитель. Сегодняшний урок хотелось бы начать со стихов Ирины Чернухиной, учителя химии.

Я – химия!

Я математики и физики сестра,

Я – химия!

Познай со мной Природу!

Ученые мужи все влюблены в меня,

Молекулы и атомы для них звучат как оды.

Я вездесуща! С вами я везде –

За партой вы или за столом сидите.

И необъятна я подстать Земле,

Таинственна, как родина моя – Египет.

Учитель. Сегодня заключительный урок по теме: «Изменения, происходящие с веществами». Нам необходимо подготовиться к предстоящей контрольной работе. Как вы считаете, какие вопросы нам необходимо отработать, какую мы поставим перед собой цель?Ученик. (слайд №2)1. Повторить понятия о физических и химических явлениях;2. Вспомнить признаки химических реакций;3. Повторить классификацию и названия химических веществ; 4. Закрепить умения записывать уравнения химических реакций и определять их тип;5. Производить расчёты по химическим уравнениям;

Итак, мы начинаем наш урок и я желаю вам успехов.

Задание 1: Химический диктант ( слайд № 3 — № 4)

1. Касается физических или химических явлений. При ответе надо ставить Ф – если физическое явление и Х – если химического явление.

плавление алюминия;

на медных предметах образуется зеленый налет;

если к духам или одеколону прилить воду, то происходит образование мути;

испарение воды;

серебряные ложки со временем чернеют;

ржавление гвоздя

Ответ: ФХХФХХ

2. Здесь речь пойдет о чистых веществах и смесях, В ответе должно быть:

В – если вещество, и С – если смесь.

сера;

фосфор;

воздух;

соль;

почва;

медь.

Ответ: ВВСВСВ.

Задание 2: (индивидуально на рабочем месте). Лабораторный опыт по инструктивной карточке.Проведите химический эксперимент (соблюдая правила техники безопасности) в соответствии с планом:1. Налейте в пробирку раствор карбоната натрия.2. Прилейте осторожно в пробирку серной кислоты.

3. Обратите внимание, что происходит. Что наблюдаете?4. Сделайте вывод о признаке химической реакции. Задание 3 (индивидуально на рабочем месте). Лабораторный опыт по инструктивной карточке.Проведите химический эксперимент (соблюдая правила техники безопасности) в соответствии с планом:1. Налейте в пробирку хлорид меди (ΙΙ).2. Прилейте в пробирку (осторожно!) гидроксид калия. Что наблюдаете?3. Сделайте вывод о признаке химической реакции. Учитель. Укажите о каких явлениях, физических или химических, идет речь в следующих высказываниях поэтов. Ответ обоснуйте.Задание 4: 

И трещат сухие сучья, Разгораясь жарко,Освещая тьму ночнуюДалеко и ярко.  И.Суриков (Слайд № 5 )В декабре, в декабре Все деревья в серебре,Нашу речку, словно в сказке,За ночь вымостил мороз…  С.Я.Маршак (Слайд № 6 )….А если медь в печи нагреть, То станет тяжелее медьС окалиною вместе.Не верите – так взвесьте  Е.Ефимовский Слайд № 7 )На рукомойнике моемПозеленела медь.Но так играет луч на нем,Что весело глядеть.  А.Ахматова  (Слайд № 8 )Когда металл в крутые формы льем, Мне верится, что оживут в металлеГорячие полдневные поля.Кипит металл, и ждут его поля.  А.Кравцов (Слайд № 9)



Учитель. Сделайте вывод, чем химические явления отличаются от физических? По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция?Учитель. Все многообразие химических веществ возникло благодаря процессам, называемым химические реакции. Они – подлинная душа химии, ее главное содержание. Невозможно даже приблизительно подсчитать, сколько химических реакций происходит в мире, скажем, в течение всего лишь одной секунды. Мы говорим, думаем, радуемся, печалимся – и за всем этим скрываются миллионы химических реакций.Учитель. Скажите, с помощью какой записи выражается сущность химических реакций? Ученик. С помощью химических уравнений — условной записи химических реакций с помощью химических формул и коэффициентов перед ними, а также математических знаков.Учитель. Как вы думаете, на основе какого закона составляют химические уравнения?Ученик. Химические уравнения составляют на основе закона сохранения массы веществ. Учитель. Сформулируйте этот закон Ученик. Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате этой реакции.Задание 5. (Слайд № 10 ). Определите, какие из предложенных ниже записей можно назвать химическим уравнением:а) H2 + Сl2 = НСl;  б) 2Mg + O2 = 2MgО; +в) Fe(ОН)2 = FeО + H2O; г) Ca + НСl = CaCl2 + H2.Учитель. Какие типы химических реакций вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?Ученик. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Дает определения.Задание 6. (Слайд № 11 ). Расставьте коэффициенты в схемах реакций и определите их тип:а) K + N2 = K3 N;б) Zn + H2 SO4 = ZnSO4 + H2;в) Na2 SO4 + BaCl2 = BaSO4 + NaCl;г) KCIO3 = KCI + O2.Ответ: (Слайд №12)а) 6K + N2 = 2K3 N – реакция соединения;б) Zn + H2 SO4 = ZnSO4 + H2 – реакция замещения;в) Na2 SO4 + BaCl2 =BaSO4+ 2NaCl – реакция обмена;г) 2KCIO3 = 2KCI +3O2 – реакция разложения.Задание 7. (самостоятельно) (Слайд №13)Учитель. Для выполнения следующего задания нужно уметь по названиям веществ составлять химические формулы.Напишите уравнения реакций по схемам, определите типы химических реакций:а) оксид калия + вода = гидроксид калия;б) оксид меди(II) + углерод = медь + оксид углерода(IV)в) серная кислота + гидроксид калия = сульфат калия + водаг) оксид ртути = кислород + ртуть

Ответ: (Слайд №14)а) K2 О + Н2 О =2 KОН – реакция соединения;б) 2СuO + C = 2Cu + CO2 – реакция замещения;в) H2 SO4 + 2KOH = K2 SO4 + 2H2 O – реакция обмена (реакция нейтрализации);г) 2HgO = O2 + 2Hg – реакция разложения.

Учитель. Необходимо правильно оформить и решить задачу. Задания лежат на партах.

1.Составьте уравнение реакции горения магния и вычислите массу и количества оксида магния (МgО), который получится при сгорании 6 г. металла.

2.Составьте уравнение реакции горения фосфора (при этом получается оксид фосфора (V) Р2О5) и вычислите массу и количества вещества оксида фосфора (V), если в реакцию вступил кислород объемом 10 л.

Домашнее задание: повторить п. 25-33 (слайд №16) .Подведение итогов. (слайд №15)Учитель. Как вы считаете, достигли ли мы цели, которую поставили в начале урока?Выставление оценок Учитель. Комментарий оценок. Заключение.Урок хочется закончить словами: (Слайд № 17)Без химии ты глух и нем.

И шагу не шагнешь порою,Не вырастишь хороший хлебИ дом хороший не построишь.Химию любить и не лениться – Значит, понятно будет все:Почему коптит порою примус,На морозе сушится белье.Жизнь вокруг себя узнаешь,Разрешишь любой серьезный спор,Без огня в дороге яйца сваришьИ без спичек разведешь костер.Всем спасибо за урок.(слайд №18)

Инструктивная карточка

лабораторного опыта

Опыт 1. Проведите химический эксперимент (соблюдая правила техники безопасности) в соответствии с планом:1. Налейте в пробирку раствор карбоната натрия.2. Прилейте осторожно в пробирку серной кислоты.

3.Обратите внимание, что происходит. Что наблюдаете?4. Сделайте вывод о признаке химической реакции.

Опыт 2. Проведите химический эксперимент (соблюдая правила техники безопасности) в соответствии с планом:1. Налейте в пробирку хлорид меди (ΙΙ).2. Прилейте в пробирку (осторожно!) гидроксид калия. Что наблюдаете?3. Сделайте вывод о признаке химической реакции.

Инструктивная карточка

лабораторного опыта

Опыт 1. Проведите химический эксперимент (соблюдая правила техники безопасности) в соответствии с планом:1. Налейте в пробирку раствор карбоната натрия.2. Прилейте осторожно в пробирку серной кислоты.

3.Обратите внимание, что происходит. Что наблюдаете?4. Сделайте вывод о признаке химической реакции.

Опыт 2. Проведите химический эксперимент (соблюдая правила техники безопасности) в соответствии с планом:1. Налейте в пробирку хлорид меди (ΙΙ).2. Прилейте в пробирку (осторожно!) гидроксид калия. Что наблюдаете?3. Сделайте вывод о признаке химической реакции.



МОУ Николо-Погореловская средняя общеобразовательная школа

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ХИМИИ

«ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ»

проведенный в 8 классе



Учитель: Корнеева Р.Н.

2010-2011 учебный год

Решить задачи:

1.Составьте уравнение реакции горения магния и вычислите массу и количества оксида магния (МgО), который получится при сгорании 6 г. металла.

2.Составьте уравнение реакции горения фосфора (при этом получается оксид фосфора (V) Р2О5) и вычислите массу и количества вещества оксида фосфора (V), если в реакцию вступил кислород объемом 10 л.

Решить задачи:

1.Составьте уравнение реакции горения магния и вычислите массу и количества оксида магния (МgО), который получится при сгорании 6 г. металла.

2.Составьте уравнение реакции горения фосфора (при этом получается оксид фосфора (V) Р2О5) и вычислите массу и количества вещества оксида фосфора (V), если в реакцию вступил кислород объемом 10 л.