Урок на тему Инструментальная полифония

Тема урока: «Инструментальная музыка»

З а д а ч и : дать понятие «полифония», познакомить с органом, вариантами исполнения полифонии ( хор a capella, инструментальный квартет, орган)

М у з ы к а л ь н ы й м а т е р и а л : И.С.Бах: «Ария» (струнный квартет), токката и фуга d-moll.

И з о б р а з и т е л ь н ы й р я д : старинный квартет ( XVII- XVIII ), орган.

Х О Д У Р О К А

Повторение.

В начале урока вспомнить термин «многоголосие», основные черты народных песен и церковных гимнов.

- На прошлом уроке мы с вами побывали в тех далеких временах, когда не было современных музыкальных инструментов. Скажите, какой инструмент у человека всегда с собой? (голос)

2. Слушание: как звучит орган.

- А теперь продвинемся во времени немного вперед и попадем в XVI век, который был полон очень важными для музыки событиями. В это время появляется не только церковная музыка, но и светские сочинении я. То есть сочинения для исполнения «в свете» — на праздниках, балах. Именно тогда получил развитие и «король инструментов» — орган. Давайте послушаем его голос.

Звучит фрагмент токкаты d-moll И.С.Баха.

- Попробуйте охарактеризовать звучание органа (громко, мощно, торжественно)

- А теперь познакомимся с этим инструментом поближе. Рассмотрите его внешний вид, строение. ( фотография органа)

- Попробуйте понять, почему у нее такое мощное. Яркое звучание и откуда берется множество голосов, которые создают такую плотную музыкальную ткань.

- На сцене концертного зала вы видите фасад органа с частью труб. Сотни их находятся за фасадом, располагаясь ярусами вверх и вниз, уходя рядами в глубину обширного помещения. Одни трубы расположены вертикально, другие – горизонтально, а некоторые даже подвешаны на крюках. У современных органов число труб доходит до 30 тысяч. Самые большие – высотой более 10м, самые маленькие – 10мм. Кроме того, орган имеет воздухонагнетальный механизм – мехи и воздуховоды, и кафедру, где сидит органист и где сосредоточена система управления механизмом.

Звук органа производит огромное впечатление. Это как бы целый оркестр. У органа несколько (от2 до 7) ручных клавиатур – мануалов, расположенных терассообразно. Особая клавиатура – ножная педаль. Она имеет 32 клавиши — для игры носком и каблуком.

Органы всегда строились для определенного помещения, поэтому в мире нет двух одинаковых инструментов, каждый – уникальное творение мастера. Один из лучших – орган Домского собора в Риге.

Орган известен с глубокой древности. Изготовление первого органа приписывают механику из Александрии Ктесебию, жившему в III в. до н.э. Это был водяной орган – гидравлос. Постепенно инструмент совершенствовался и к XVI в. приобрел почти современный вид.

— Как вы думаете, есть ли еще на свете такой же большой инструмент? (нет) Верно. А «королем инструментов» его зовут за то, что он один может заменить целый оркестр. Послушайте еще раз прозвучавший фрагмент и попробуйте сосчитать, сколько голосов звучит одновременно.

Повторное прослушивание фрагмента.

- Итак, сколько голосов? (сначала один, а потом много). Вспомните, как называется такое звучание? (многоголосие, что значит «много голосов»).

3. Знакомство с понятием «полифония».

- Сегодня мы познакомимся с другим термином, который произошел от греческих слов «поли» -много, и «фон» — звук. А все вместе – «полифония». Но это не просто много звуков, а несколько мелодий, которые звучат одновременно.

Давайте попробуем изобразить эти самостоятельные мелодии с помощью движения вместе с пением русской народной песни «Со вьюном я хожу». ( разделить класс на 3 группы и выстроить их в три цепочки. Ведущий каждой цепочки описывает свою фигуру – круг, зигзаг и т.д. Это и будет иллюстрацией самостоятельного голоса. Так как спеть многоголосие дети еще не сумеют)

4. Слушание и анализ полифонии.

Демонстрация изображения струнного квартета.

- Мы видим целую семью из четырех инструментов. Скажите, есть ли у них что-нибудь общее? (да, они похожи своей формой)

- Правильно, а чем они различаются? (размером)

- Молодцы. Эти инструменты называются: скрипка, альт и виолончель. Они из одной группы струнно-смычковых инструментов, так у всех есть струны и смычок.

А еще они различаются своими голосами. У кого самый низкий голос? ( у виолончели), а самый высокий? (у скрипки)

- Когда они вместе исполняют какую-нибудь многоголосную музыку, то каждый инструмент берет себе одну мелодию, а при звучании эти мелодии сплетаются воедино и мы слышим «разговор четырех умных людей».

Давайте послушаем с вами отрывок такого произведения-разговора. ( звучит «Ария» И.С.Баха).

- Каков характер такой музыки? (неторопливый, напевный, задумчивый). Давайте попробуем изобразить свою полифонию, но только не мелодическую, а ритмическую.

Разделить класс на две группы.

1-я группа: ПI / ПI (дили-дон, дили-дон)

2-я группа: IП/ IП (дон-дили, дон-дили)

Повторить несколько раз, чтобы дети уловили ритмическое чередование.

5. Рассказ о композиторе И.С.Бахе.

-Обратите внимание на этот портрет. (демонстрация)

- Как выдумаете, этот человек жил в давние времена или это наш современник? ( он жил давно).

- Почему? ( Он в старинной одежде, у него на голове парик)

- Да, этот человек жил давно, в 1685-1750 гг. Это знаменитый композитор Иоганн Себастьян Бах. Музыку. Которую мы слушали сегодня, написал он.

И.-С.Бах был удивительным человеком. Он родился в небольшом немецком городке Эйзенахе. Мальчик имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Позже он освоил орган и клавесин и был лучим исполнителем музыки на этих инструментах среди современников. Музыка Баха при его жизни не получила признания. Современники считали ее слишком яркой, красочной и человечной. И действительно, музыка Баха не отвечала, а скорее противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного. Интерес к музыке База возник почти 100 лет спустя после его смерти, благодаря немецкому композитору Ф.Мендельсонй-Бартольди, который начал публично исполнять произведения Баха. Прошло уже более 250 лет со дня смерти Баха, а музыканты всего мира до сих пор поражаются красоте и вдохновению, мастерству и совершенству его музыки.

6. Итог урока.

- На этом уроке вы познакомились с органом. Как его еще называют? (король инструментов). Что такое «полифония»? На греческом языке «поли» — это… (много), «фон» — (звук)

- Правильно. А еще мы познакомились с величайшим мастером полифонической музыки. Как его имя? ( Иоганн Себастьян Бах)

- Замечательно. Со струнным квартетом мы не прощаемся, будем слушать его еще не раз.