Урок на тему Дуэт

Тема урока: «ДУЭТ».

З а д а ч и : дать определение термину «дуэт»; рассмотреть виды дуэтов – «согласие», «диалог», спор»; вокальные, инструментальные, смешанные дуэты.

М у з ы к а л ь н ы й м а т е р и а л : «Все мы делим пополам», дуэт Трубадура и Принцессы из м/ф «Бременские музыканты», дуэт Волка и Зайца («Расскажи, Снегурочка, где была…») из м/ф «Ну, погоди!».

ХОД УРОКА.

Сообщение темы урока.

Звучит дуэт Волка и Зайца из м/ф «Ну, погоди!».

— Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами поговорим… о разговорах. Да, не удивляйтесь, это очень интересная тема, потому что разговоры бывают разными.

Ознакомление с видами дуэтов.

- Давайте представим такую ситуацию: накануне Нового года встречаются на дороге лесник и медведь. (Ролевое чтение)

- Ты куда идешь, медведь?

- В город, елку присмотреть.

- Что ж не вырубил в лесу?

- Жалко, лучше принесу.

— В литературе такой разговор называется диалогом. А как мы назовем беседу, где один участник перебивает другого, каждый говорит о своем и не слушает собеседника? (Спор)

- Еще бывают речевые ситуации, когда люди говорят об одном и том же, и один дополняет другого. Такой разговор называется согласием. Как вы думаете, в музыке есть разговоры? ( Да)

- Правильно. Только герои не разговаривают, а поют. В самом начале урока звучал музыкальный фрагмент. Из какого он мультфильма? ( «Ну, погоди!». Его поют Волк и Заяц)





- Обратите внимание на слова, которые поет Заяц: «… нет, Дед Мороз, погоди!». Какой получается между ними разговор и почему? ( Спор, потому что Волк не соглашается с Зайцем)

- Сколько персонажей участвуют в разговоре? ( Двое).

- На музыкальном языке такое исполнение произведения называется дуэтом, когда обязательны два участника действия. Дуэты, как и разговоры, можно разделить на споры, диалоги и дуэты согласия. Послушайте дуэт Трубадура и Принцессы из м/ф «Бременские музыканты» и попробуйте определить, к какому виду он принадлежит. (звучит фрагмент).

- Как мы назовем такой дуэт? (Дуэт согласия)

— Дуэты могут быть не только вокальными, то есть когда их поют певцы. Есть дуэты, где действующие лица –инструменты. Например, скрипка и рояль, флейта и гитара, балалайка и баян, две гармони. Такие дуэты называются инструментальными. Послушайте фрагменты инструментальных дуэтов.

- Обратите внимание, здесь нет главного инструмента. Они как будто меняются ролями – сначала мелодию ведет один инструмент, потом плавно подхватывает другой. Инструменты дополняют друг друга, делят между собой сольные партии так, что каждый из них звучит достаточно для того, чтобы услышать красоту его тембра, ведения звука, заметить технику исполнения пианиста, гитариста, баяниста и т.п.

3. Разучивание песни.

4. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что было интересного?

- Вспомните как называется на музыкальном языке разговор двух героев? (Дуэт)

- С какими видами дуэтов вы сегодня познакомились? ( Спор, диалог, дуэт согласия).

- Есть ли в дуэте главный исполнитель? ( Обе партии равны).