Урок музыки во 2 классе по теме Рождество Христово

Урок музыки во 2 классе по теме «Рождество Христово»

Цель урока:

 Продолжить знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника – Рождества Христова, приобщение учащихся к культурному наследию России.

Задачи:

Знакомство с народными песнопениями, колядками;

Воспитание интереса к народным обычаям и истории их возникновения;

Развитие хоровых навыков исполнения на примере

Развитие образного мышления на примере составления синквейна

Музыкальный материал:

«Ночь тиха» Р. Шуман

Колядка «Елочка»

«Рождественская песенка» муз. Т. Молчан, сл. Л. Войнова

Ход урока:

Каждый год приходит к нам зима. И каждый год приносит она праздник, праздник снежных горок и веселья, елок и подарков, снега и чистоты, праздника Рождества…

-Ребята, а что вы знаете об этом празднике?

1 ученик:

Произошло это более двух тысяч лет назад. Грозные события происходили тогда на земле… Сильные римские полки покорили множество стран, была среди них и земля Иудейская. И решил римский император узнать, сколько у него в этой стране подданных, сколько кому лет и кто из них может быть солдатом, и для этого повелел он сделать перепись народов. И приказал он каждому идти в свой город, откуда он родом. Отправились в свой родной город Вифлеем и праведный Иосиф со Святой девой Марией.

2 ученик:

Много народа собралось тогда в Вифлееме, и уставшие путники нигде не могли найти себе пристанища. Наконец, остановились они в пещере, куда пастухи загоняли на ночь овец. Наступила холодная январская ночь. Мерцали холодные звезды, кругом была тишина. В это время у девы Марии и родился младенец. Никто не знал об этом, казалось, вся земля была объята глубоким сном. И только пастухи сидели у большого костра и пытались согреться.

3 ученик:

Вдруг просиял яркий свет. В испуге вскочили они с земли и увидели лучезарного ангела. «Не бойтесь!» — сказал им ангел. «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям – сейчас родился нам Спаситель, который есть Христос Господень. И вот вам знак - вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях. Ангелы отошли на небо, а пастухи немедленно отправились в Вифлеем, и вокруг опять стало темно.

4 ученик:

Вот тогда и засияла на Востоке большая яркая звезда. Первыми ее заметили персидские мудрецы-волхвы. Давно прочитали они в пророческих книгах, о том, что должен родиться Спаситель, и вот, увидев на небе звезду, поняли, что предсказания древних сбывается. И решили отправиться за ней. Звезда, словно живая двигалась по небу, зовя их за собой. И привела она их в Вифлеем. И остановилась над тем местом, где был младенец Христос. Обрадованные волхвы вошли в хлев, пали перед младенцем на колени и поклонились ему. А потом принесли ему в дар драгоценные сокровища: золото, ладан и смирну.

Об этих событиях двухтысячелетней давности нам рассказывают различные произведения искусства…

Вот как Рождество Христово изобразил Фра Анджелико - итальянский художник, монах, который жил в 15 веке.

Синквеин

Обсуждение картины…

(В яслях, среди животных, лежит младенец Иисус… Пастухи, волхвы пришли поклониться Спасителю, на небе ликуют ангелы)

Татьяна Бокова сочинила такое стихотворение о Рождестве:

РОЖДЕСТВО



Светлый праздник Рождества!Нет счастливей торжества!В ночь рождения ХристоваНад землёй зажглась Звезда.С той поры через столетьяНам она, как солнце светит.Согревает верой души,Чтобы мир стал краше, лучше.Дарит искры волшебстваСветлый праздник Рождества!Мир приходит в каждый дом…Поздравляем с Рождеством!

В нашей стране Рождество — один из самых любимых праздников. С его празднованием связаны интересные обычаи…

С наступлением темноты молодежь рядилась в немыслимые одежды (поэтому молодых людей называли ряжеными) и, с песнями и смехом отправлялись колядовать по деревне. Ряженые стучались в каждый дом и, когда хозяин отворял дверь, исполняли специальные рождественские песни-КОЛЯДКИ. Это маленькие песни, рассказывающие историю появления на свет Спасителя-Иисуса Христа.



Говорят, что колядующие дарят радость. Считалось, что именно их приход принесет хозяевам хороший урожай и добрые новости. Поэтому каждая хозяйка к этому вечеру готовила специальные лакомства, а хозяин, едва заслышав колядки около своего дома, спешил выйти во двор, чтобы встретить дорогих гостей.

В старину считалось: как отблагодаришь колядующих — так и будешь жить дальше. Чтобы в доме был достаток, нельзя скупиться.

-А сейчас я предлагаю вам послушать колядку… «Ночь тиха» Р. Шумана…

Слушание…

-Какое настроение вызывает эта музыка?

-О чем нам рассказывает это произведение?

-Какую картину себе представляете?

Попробуйте перенести на бумагу ваши впечатления…

Повторное слушание….

Теперь и вы вместе со своими друзьями сможете отправиться колядовать…

-А как мы готовимся к Рождеству?

Мы украшаем наш дом, наряжаем елку. А почему мы именно это дерево украшаем у себя дома?

(Ответы детей….)

Давайте обобщим ваши ответы:

Ель — символ бессмертия и вечной жизни, возрождения, не увядания, здоровья, долголетия, верности, цельности, честности, терпения.

Древние люди считали, что в деревьях обитают духи, которых нужно умилостивить подарками. Вечнозеленая ель занимала особое место среди деревьев. На ней ежегодно, в конце декабря (когда начинался солнечный год) люди развешивали разные подарки для духов. Древние германцы украшали ель лентами, амулетами, яблоками, яйцами; у подножия зажигали свечи – так задабривали лесных духов и молили богов даровать счастливый год. Со временем добавились и другие украшения, каждое из которых имело смысл. Лепешки из пресного теста символизировали причастие, фрукты — искупление, яблоки — плодородие, яйца — благополучие и гармонию, орехи — непостижимость Божественного Промысла. Верхушку елки украшали восьмиконечной звездой в память о звезде Вифлеемской, которая указала путь волхвам, шедшим поклониться новорожденному Спасителю. Колокольчики на елке напоминали о тех, что подвешивали пастухи своим овцам. Свечи и фонарики были символами звезд и костров, освещавших путь пастухов в ту Святую ночь.

О ёлке тоже сочинили колядку…

Слушание колядки «Елочка»…(Вот ель в лесу, как зелена…)

Сегодня мы узнали много нового о празднике Рождества Христова.

В заключении урока давайте исполним «Рождественскую песенку», что бы создать

праздничное настроение.

Исполнение «Рождественской песенки» муз. Т. Молчан, сл. Л. Войнова

Ребята, сегодня вы хорошо потрудились и заслужили хорошие оценки…

Домашнее задание: составить синквейн на рождественскую тематику…

Напоминаю правила составления:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Например:

Рождество.

Волшебное, чарующее.

Радоваться, колядовать, веселиться.

Возвращает нас в детство.



Праздник.