Урок музыки в 5 классе

Открытый урок в5 классе.

Тема: Культурно – историческая преемственность

поколений.

Цель урока: Показать, что кроме сюжета замечательные творения композитора, художника и кинорежиссёра, роднит воспетые в этих произведениях чувство патриотизма и любви к Родине.

Задачи урока:

Образовательные:

Повторение жанров русских народных песен и их характерных черт;

Продолжение знакомства с кантатой, как музыкальным произведением торжественного или лирико-эпического характера, состоящим из нескольких законченных номеров и исполняемым певцами — солистами, хором в сопровождении оркестра;

Укрепление понимания взаимосвязи киноискусства, изобразительного и музыкального искусства;

Воспитательные:

Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики, воспевающей силу и мощь русского народа;

Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты кантаты;

Развивать вокально-хоровые навыки;

Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

Повторение пройденного методом устного опроса;

Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);

Анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;

Хоровое исполнение песни Моя Россия Оборудование:

компьютер;

проектор;

звукоусиливающая аппаратура (колонки);

синтезатор.

Материалы:

слайдовая презентация;

видеофрагменты из кинофильма “Александр Невский” режиссёра С.Эйзенштейна –

музыкальные фрагменты из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский»: «Песнь об Александре Невском», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище»;

нотный материал;

фонограмма песни Моя Россия

Видеоклип песни Русь из к-ф « Александр»

Ход урока

Организационный момент . Слушание песни «Русь» Н. Емелин

Учитель: О ком и о чем вы увидели и услышали в этой песни?

Ученики: О России о защитниках отечества.

II. Работа по теме урока

Учитель: Слайд Триптих Корина «Александр Невский»

Ученики: Это Александр Невский

Ученики: С князем Александром Невским, который прославился своими победами над шведами в 1240 году на Неве, за что и получил прозвище Невский и над ливонскими рыцарями на Чудском озере в 1242 году.

Учитель: Как Вы видите славные деяния Александра Невского, происходили как раз недалеко от тех мест, где в 1703 году по приказу царя Петра I началось строительство новой столицы. И по его же приказу в 1724 году мощи Александра Невского были перевезены из Владимира в Александро-Невский монастырь. Я думаю, что Вы догадались, о ком пойдёт речь сегодня на уроке?

Слайд

1. Беседа по теме урока

Учитель: Я предлагаю обратить наши взоры в далёкое прошлое. Но, как Вы думаете, откуда нам известно всё то, что происходило много веков назад?

Ученики: За это мы должны благодарить народных сказителей, которые слагали песни и былины о подвигах русского воинства, передавая их из уст в уста.

А и было дело на Неве-реке,На Неве-реке, на большой воде.Там рубили мы злое воинство,Злое воинство, войско шведское.

Учитель: Как Вы точно заметили. Эти строки, действительно были написаны в XX веке поэтом В. Луговским и композитором С.Прокофьевым, которые стремились воссоздать в своём произведении характерные черты былинных напевов. Послушайте и отметьте, какие это черты? (Звучит «Песнь об Александре Невском», из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева).

Ученики: Очень похожи на былинные напевы, но если предположить, что эти стихи написаны современным автором, то они передают дух старины.

Ученики: Неторопливое, размеренное движение. Мелодия строгая и величественная, с широким дыханием.

Учитель: Фрагмент, который только что прозвучал «Песнь об Александре Невском», был написан композитором С.С.Прокофьевым и является частью крупного произведения, состоящего из 7 частей. Называется это произведение каната «Александр Невский».

Кантата – (латинское canto, буквально – пою). Музыкальное произведение торжественного или лирико-эпического характера, состоящее из нескольких законченных номеров и исполняемое певцами-солистами, хором в сопровождении оркестра.

Учитель: У этого произведения очень интересная история. Кантата «Александр Невский», монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра, создана в 1938 — 1939 годах на основе музыки к одноименному фильму С. Эйзенштейна.

Возникшая из музыки к кинофильму, кантата напоминает ряд проносящихся контрастных кадров. Музыка кантаты очень образна и живописна. Я предлагаю посмотреть фрагмент из кинофильма «Александр Невский» режиссёра С.Эйзенштейна, где Вы ещё раз услышите «Песнь об Александре Невском» и сможете соотнести услышанное и увиденное. (Просмотр видеофрагмента)

А какова основная мысль этой части?

Ученики: Рассказ о недавней победе русских над шведами.

Учитель: Правильно. А может быть кто-то готов дополнить ответ?

Ученики: И о готовящемся новом испытании: «Не уступим мы землю русскую».

Учитель: Я Вам очень благодарен, что Вы были внимательными слушателями и процитировали одну из основных идей, но мне бы хотелось дополнить: «Кто придет на Русь, будет насмерть бит». Эту идею продолжил в своём творчестве народный художник СССР Павел Дмитриевич Корин.

Самым известным его произведением военных лет является триптих «Александр Невский».

2. Обсуждение картины П.Д. Корина «Александр Невский».

А что такое триптих?

Ученики: Это картина, которая состоит из трёх частей.

Учитель: И что очень важно заметить – все три части объединены общей идеей, темой или сюжетом.

Три части картины объединены сюжетной линией — это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками.

На левой части триптиха, которая называется «Северная баллада», изображен русский воин-богатырь из народа, которого провожает на войну женщина — мать, жена или сестра.

В правой части Корин обыграл былинный мотив — эта часть получила название «Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории и культуре русского народа.

На центральной картине триптиха изображен Александр Невский. Каким Вы видите Александра Невского на этом полотне?

Ученики: Облик князя грозен. Это настоящий русский богатырь-защитник, который не даст в обиду свою землю. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда появится враг. Александр опирается на большой меч, а за его спиной широко простирающиеся русские земли. Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость.

3. Знакомство с кантатой С.С. Прокофьева «Александр Невский» (продолжение)

Учитель: А если бы Вам предложили озвучить эту часть картины, то интонации каких жанров Вы бы предпочли?

Ученики: Мне кажется, что образ князя Александра Невского созвучен с мужественным, гордым и торжественным маршем. А вот простирающиеся русские земли, на защиту которых встал Александр Невский и его дружина — музыкальной темой, схожей по характеру с протяжными русскими народными песнями.

Учитель: Пришло время продолжить разговор о кантате С.С.Прокофьева, и сейчас мы послушаем фрагмент, который, возможно, Вам знаком. Это хор «Вставайте, люди русские»

Как начинается этот фрагмент. Какие изобразительные интонации использует композитор?

Ученики: Эта часть кантаты начинается с колокольного звона.

Учитель: С какой целью композитор вводит в звучание оркестра колокольный звон?

Ученики: На Руси был обычай обо всех событиях оповещать людей колокольным звоном. Если нужно было сообщить о приближающейся опасности, то звонари ударяли в набатный колокол. А хор, как отклик, звучит очень активно и призывно.

Учитель: Весь фрагмент звучит активно и призывно? 

Ученики: Нет, в средней части характер меняется. Здесь композитор как бы создаёт образ Родины-Матери, поэтому музыка звучит неторопливо, но при этом величественно. 

Учитель: Отголоски каких жанров русских народных песен напоминает средняя часть хора «Вставайте, люди русские»? 

Ученики: Протяжные, былинные напевы.

Учитель: Мы уже говорили о том, что появлению кантаты предшествовала работа в кино, поэтому ряд музыкальных фрагментов кантаты С.С. Прокофьев дополнил и сейчас у Вас будет небольшая творческая работа, в которой Вы после просмотра видеофрагмента, должны будете отметить, что же изменилось в звучании хора из кантаты. (Просмотр видеофрагмента. Выполнение творческой работы и её обсуждение ).

4. Заключение

Учитель: Как Вы думаете, почему этот xoр был очень любим в годы Великой Отечественной войны?

Ученики: Мы знаем, что весь русский народ откликнулся на призыв Александра Невского, и встал под ружьё от мала до велика. А также мы знаем, что битва с ливонскими рыцарями закончилась победой. Я, думаю, в годы Великой Отечественной войны нужны были такие примеры, чтобы поддержать боевой дух советской армии.

Учитель: Как Вы думаете, в заключении урока какая сейчас должна прозвучать музыка?

О чем и какого характера?

Исполнение «Моя Россия»

«Гимн России»

Домашнее задание:

Учитель: Прослушаем и посмотрим фрагмент «Ледовое побоище» из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» и нарисовать фрагмент битвы, согласно развитию событий, о которых композитор рассказал нам с помощью изобразительных и выразительных средств музыки.

Список литературы:

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений — 6-е издание М.: Просвещение, 2010 , с.90-95

Список сайтов

www.peoples.ru/state/statesmen/aleksandr_nevsky/

www.naexamen.ru/doklady/aleksandr_nevskij.shtml

shkolazhizni.ru/archive/0/n-27506/