Урок музыки в 5 классе на тему Звуки и краски зимы

5 класс III четверть

Тема урока: «Звуки и краски зимы».

Цель: Раскрыть взаимосвязь музыки и живописи посредством образного восприятия мира.

Задачи:

Показать учащимся, как музыка и живопись по-своему и независимо друг от друга воплощают одно и то же жизненное содержание.

Развивать у учащихся образное мышление путём активизации воображения; развивать музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку; совершенствовать певческие навыки.

Воспитывать у учащихся музыкальный вкус, любовь к классической музыке; повышать уровень их музыкальной культуры.

Тип урока: интегрированный.

Оборудование: фортепиано, мультимедиа комплекс, музыкальный центр.

Музыкальный репертуар:

П.И. Чайковский. «Святки». Декабрь.

«У камелька». Январь.

«Масленица». Февраль (из цикла «Времена года»).

А. Вивальди. Зима (из цикла «Времена года»).

Г.В. Свиридов. Зимняя дорога (из Музыки к драме «Метель»)

Зрительный ряд: презентация.

Ход урока.

На музыкальном языке живописать –

значит звуками будить в наше сердце

те или иные воспоминания, а в нашем уме

те или иные образы.

Оноре де Бальзак

Организационный момент.

Звучит музыка. Учащиеся входят и выбирают жетоны для того, чтобы разделиться на 2 группы: знатоки музыки и знатоки живописи.

Учитель: Сегодня мы проведём заседание Клуба знатоков. Займите, пожалуйста, свои места в соответствии с выбранными жетонами.

Слайд 1 «Звуки и краски зимы». Эпиграф.

Учитель: Обратите внимание на тему нашего сегодняшнего заседания «Звуки и краски зимы». Какой смысл заложен в этой фразе?

Ученики: Музыку можно не только услышать, но и увидеть.

Учитель: В ходе нашего занятия мы постараемся убедиться в том, как в двух видах искусства: музыке и живописи средствами, присущими только им, изображена русская зима.

Учитель: Итак, мы начинаем. Заседание Клуба знатоков мы проведём в несколько этапов.

Работа по теме урока.

1 этап. «Разминка».

Слайды 2,3 «Разминка»

Учитель: На этом этапе команды друг другу задают по 10 вопросов из соответствующей области искусства. Для этого используются листы с вопросами викторины. Вопросы необходимо задавать по порядку. Правильные ответы вы увидите на экране. Фиксировать свои ответы вам нужно на листах самоконтроля знаками «+» или «-»

Вопросы знатокам музыки (Приложение 1)

Вопросы знатокам живописи (Приложение 2)

Слайд 4 «Творческий»

2 этап. «Творческий».

Звучит стихотворение на фоне музыки («У камелька» П.И. Чайковского).

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Учитель: Задание знатокам музыки. Прослушайте 3 музыкальных фрагмента и назовите музыкальные произведения и их авторов в том порядке, в котором они прозвучат.

Слайд 5. Звучат фрагменты музыкальной викторины.

Дети отвечают.

Слайд 6. Правильный ответ.

Учитель: Что объединяет все эти произведения?

Ученики: Все они посвящены зиме.

Учитель: Какие чувства вызывает у вас музыка, посвящённая зиме? Какие образы навевает? Я предлагаю вам охарактеризовать эти музыкальные произведения.

Работают обе команды.

Учитель: Какие возможности музыкальной речи композиторы использовали для создания этих музыкальных «картин»?

Ученики: Разнообразные музыкальные краски: тембровые, регистровые, ладовые, ритмические, динамические.

Учитель: А теперь задание для знатоков живописи. Обратите внимание на репродукции картин известных русских художников. Вспомните их названия и фамилии художников.

Слайд 7. Зимние пейзажи русских художников.

Дети отвечают.

Слайд 8. Правильный ответ.

Учитель: Что объединяет эти полотна? Попробуйте раскрыть те чувства, которые вызывают у вас данные картины.

Ученики: На них изображена зимняя природа?

Учитель: Как каждый художник представил свой зимний пейзаж?

Работают обе команды. Описание репродукций картин.

Учитель: Какими средствами композитор создаёт эти живописные образы?

Ученик: Разнообразием красок, цвета и света.

Учитель: Таким образом, мы убедились в том, что наш русская зима на всех этих полотнах представлена по-разному. И, несомненно, как одно из прекрасных времён года, вдохновляла композиторов и художников на создание своих произведений.

Учитель: В двух разных видах искусства: музыке и живописи мы наблюдаем общие черты, с помощью которых композиторы и художники передают жизненное содержание, выражают определённые чувства. Во-первых, это жанровое сходство. Какой жанр в живописи посвящён изображению природы?

Ученики: Пейзаж.

Учитель: В музыке тоже есть пейзаж. Что же представляет собой «музыкальный пейзаж»? Запишите в тетради толкование этого термина.

М у з ы к а л ь н ы й п е й з а ж – это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными возможностями музыкального языка.

Слайд 9.

Учитель: Это значит, что музыка владеет своеобразными художественными средствами (красками) – тембровыми, регистровыми, ладовыми, ритмическими, динамическими, с помощью которых изображает жизнь.

Мы также наблюдаем сходство в словесной характеристике музыкальных и художественных произведений. Например: «героические образы живописи и музыки», «картины спокойной, мирной природы и умиротворённый лирический характер музыки».

А в чём же различие в передаче даже сходных настроений?

Ученики: Композитор и художник раскрывают те или иные чувства средствами, присущими только их виду искусства.

Физкультминутка.

3 этап. «Практический».

Учитель: На данном этапе вам нужно ответить на вопрос темы III четверти «Можем ли мы увидеть музыку?»

Слайд 10.

Для вас прозвучит фрагмент незнакомого музыкального произведения. Вам необходимо создать словесную картину прозвучавшего фрагмента. Какие средства выразительности помогли композитору передать настроение «увиденной» вами картины?

Слайд 11. Звучит фрагмент

Ответы детей.

Учитель: Посмотрите на зимние пейзажи современного художника. Созвучны ли настроения этих картин характеру прозвучавшей музыки? Чем именно?

Слайд 12.

Ответы детей.

Я согласна с вами, что настроения этих картин и сочинения Г.В. Свиридова «Зимняя дорога» очень близки. Это ещё раз подтверждает тот факт, что музыку и живопись объединяет сходство настроений, но воплощённых композиторами и художниками разными средствами.

Слайд 13. Портрет Г.В. Свиридова.

Учитель: Что же значит «увидеть музыку»?

Слайд 14. Вывод.

Вывод. Музыка может вызывать в нашем представлении живописные образы, картины. Для этого композитор использует изобразительные средства музыки.

Вокальная работа.

Учитель: Ребята, а для кого из вас зима – любимое время года? Чем же она вас привлекает?

Ответы детей.

А что связывает разученную нами песню «Эх, зима» с темой нашего урока?

Ученики: Это тоже музыкальный пейзаж.

Учитель: Сегодня мы будем работать над выразительностью исполнения этой песни.

Распевание:

звукоряд до-соль вверх, вниз;

«Звуки музыки».

Работа над песней.

Трудность исполнения песни: быстрый темп, мелкая артикуляция, чёткое проговаривание повторяющихся слов, точное исполнение синкопы в мелодии.

Слайд 15. Текст песни.

Итог урока.

Учитель: Чем вам запомнился сегодняшний урок? Что вы для себя нового усвоили?

Ученики: Взаимосвязь музыки и живописи передаётся через образное восприятие мира. Таким образом, композитор и художник могут выражать сходные чувства, но разными средствами.

Слайд 16. Итог урока.

Учитель: Каждый человек в душе – художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию, или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают свои музыкальные картины и образы, а художники – свои, но они очень близки порой по настроению друг к другу. Поэтому, можно увидеть музыку и услышать живопись. От природы у каждого человека есть внутренний слух и внутреннее зрение, их только нужно развивать.

Домашнее задание. Подумать, какие ещё сходные жанры есть в музыке и живописи и в чём их своеобразие.

Подведение итогов. Оценивание работы детей.