Урок музыки в 5 классе II полугодие Музыка и изобразительное искусство

МБОУ УСОШ №4

Конспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Тема урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка».

Подготовила

учитель музыки:

Щукина Л.Н.

г. Удомля

2013г.

Тема урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка».

Цель: Формирование и развитие представлений о тесной взаимосвязи различных видов искусства (музыки и живописи).

Задачи урока:

формирование у учащихся представления о музыкальности изобразительного искусства.

воспитание творческого начала в деятельности.

развитие внимания, воображения и мышления через восприятие и анализ творчества поэтов, художников, композиторов.

Планируемые результаты изучения:

Формировать навыки сопоставления картин изобразительного искусства, поэзии и музыкальных произведений. Понимать выразительные возможности музыки и ее изобразительности.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.

Музыкальный материал:

«Форель», «Фореллен-квинтет» Ф. Шуберта, Прелюдия соль мажор, Прелюдия соль-диез минор С.В. Рахманинова.

Художественный материал:

Картины: «Ранняя весна» И. Левитана, «Зимняя дорога» А. Саврасова

Ход урока.

I. Организационная часть.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний (продолжение темы).

— На сегодняшнем уроке мы продолжим говорить на тему прошлого урока. Кто ее

озвучит?

— «Музыкальная живопись и живописная музыка».

«Можем ли мы увидеть музыку и услышать живопись?» (ответы детей).

— На эти и другие вопросы мы и попробуем сегодня ответить.

2. Планирование деятельности. (Слайд №2)

- Составьте, пожалуйста, план урока.

Знакомство с австрийским композитором Ф. Шубертом.

Слушать и анализировать произведения Ф. Шуберта.

Слушать прелюдии С. Рахманинова и сравнивать музыкальные образы этих пьес.

Сопоставить музыкальные образы прелюдий с поэтическими образами стихов и рисунками художников.

3. Работа над новым материалом.

(Слайд №3) Краткая беседа о творчестве композитора.

Франц Шуберт (1797-1828). Великий австрийский композитор, стоявший у истоков музыкального романтизма, автор более 600 песен. Все компоненты шубертовской песни – мелодика, гармония, фортепианное сопровождение – отличаются подлинно новаторским характером. Наиболее выдающаяся особенность шубертовской песни – ее огромное мелодическое обаяние. Шуберт обладал исключительным мелодическим даром: его мелодии всегда легко поются, великолепно звучат. Их отличает большая напевность и непрерывность течения: они развертываются как бы «на одном дыхании».

Одно из самых грациозных и нежных произведений композитора – песня «Форель». Она была написана на стихи немецкого поэта, музыканта

Кристиана Фридриха Даниеля Шубарта. Озорная песенка про рыбную ловлю.

(Слайд №4) Послушайте песню и постарайтесь ответить на вопросы:

- Какие изобразительные приемы песни помогают слушателям представить реальную сценку? Как композитор выразил чувства человека в единстве с образами природы?



(Ответы детей) – Подвижный темп, распев, короткие арпеджированные пассажи напоминают легкие всплески волн. Характер песни легкий, светлый, игривый, непринужденный.

- Шуберт нередко использовал свои песни в качестве материала для инструментальных произведений. Песня «Форель имела такой успех, что композитор сочинил инструментальный квинтет. Называется «Фореллен-квинтет» (для пяти инструментов: скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано). (Слайд №5)

- Послушайте и определите характер, форму и солирующие инструменты.

(ответы детей)

Вывод: Музыка Шуберта живописна. Используя музыкальные краски (тембровые) композитор создал музыкальные образы и картины.

Дыхание русской песенности.

(Слайд №6)

Музыка многих произведений Сергея Рахманинова вызывают у слушателей зримые образы: бескрайние дали, просторы России. Его мелодия «стелется, как тропа в полях» (прочтите на стр. 106 следующий абзац).

Прочтите стихотворение А. Майкова (Слайд №7).

(Слайд №8). Рассмотрите картину И. Левитана и скажите: подходит ли стихотворение Майкова по настроению к картине? (Ответы детей)

Прочтите стихотворение А. Пушкина (Слайд №9).

(Слайд №10). Рассмотрите картину А. Степанова «Цугом». Созвучны ли эти произведения? Какую музыку можно увидеть? (Ответы детей)

- Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов и картин (ладовые, динамические, тембровые, темповые, регистровые)?

- Кто может из вас сформулировать проблемный вопрос?

- Как музыка может рисовать музыкальную картину? Что такое Музыкальная картина?



(Слайд №11). Послушайте Прелюдию соль-диез минор и Прелюдию соль мажор С. Рахманинова.

- Определите характер произведений. Какие пейзажи возникают в вашем воображении под впечатлением музыки? Слушание произведения С. Рахманинова.

(Ответы на вопросы)

А теперь давайте сравним музыкальные образы этих пьес. Сравните выразительные средства – мелодию, аккомпанемент, ладовую окраску, динамику, форму, — которые усиливают контраст этих двух образов. (Ответы детей)



Сопоставьте музыкальный образ прелюдий с поэтическими и художественными образами.

Кто может сказать, что такое «музыкальная картина?»

Музыкальная картина – произведение, которое очень ярко и доступно передает впечатление композитора от картин природы, событий, явлений.

Вывод: Художники, поэты и композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. Значит, мы можем услышать живопись. А музыка С. Рахманинова создает музыкальные образы и картины, которые мы можем увидеть. Следовательно, мы можем увидеть музыку и услышать живопись

III. Подведение итогов.

- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд № 12)

— Что самое главное необходимо запомнить с урока? (Ответы детей)

— Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка)