Урок музыки в 3-м классе Портрет в музыке

Урок музыки в 3 классе.

Учитель музыки МБОУ СОШ № 5

Щербакова Н.А.

Цели:

Воспитательная: формирование эмоционального отношения к музыке, понимание музыки, развитие культуры речи, сравнение музыкальных образов и оценивание характером.

Развивающая: восприятие музыкальных образов, умение различать музыкальные фрагменты, образное мышление, способность сопоставлять факты, анализировать и высказывать свою точку зрения.

Обучающая: углубить знания о средствах музыкальной выразительности – динамические оттенки, штрихи, тембр, интонация. Умение использовать их при составлении музыкального портрета.

Задачи урока:

- формировать культуру слушателя; дать понятие о выразительных и изобразительных интонациях; познакомить со средствами музыкальной выразительности (тембром, динамикой, штрихами), их ролью в создании характера, образа; воспитывать в детях положительные черты характера.

Оборудование:

ТАВСО

Музыкальные инструменты: свирель, бубен, ложки, синтезатор.

Методы обучения, используемые на уроке:

Музыкальные:

Метод эмоциональной драматургии;

Метод наблюдения за музыкой;

Метод сопереживания;

Метод музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному;

Метод размышления о музыке;

Метод моделирования художественно-творческого процесса.

Общепедагогические:

По источнику знаний – практический, наглядно-слуховой, словесный.

По характеру познавательной деятельности – объясниьтельно – иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, игровой.

По дидактическим целям – методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

Ход урока:

Оргомент:

Музыкальное приветствие (на тему «Болтунья» С.С. Прокофьева) – эмоциональный настрой на урок.

Учитель: Сегодня у нас с вами очень интересный урок. А чему мы научимся на уроке музыки, об этом мы попробуем сказать вместе.

Чему нас учит музыка?

Ученики: Умению слушать, понимать и чувствовать.

Учитель: Хорошо, а как вы думаете, музыка может только выражать чувства или она может еще и изображать?

Ученики: Музыка может изображать.

Учитель: А какие картины музыка может нам нарисовать?

Ученики: Музыка может изображать картины природы, настроение, может нарисовать образы животных и людей.

Учитель: Молодцы. В изобразительном искусстве картины природы называют – пейзаж, а картины, где изображен образ человека как называется?

Ученики: Портрет.

Учитель: Правильно. Вот мы и подошли к теме нашего урока. Кто мне сможет ее точно назвать:

Ученики: Портрет в музыке.

Учитель: Замечательно. Так как мы находимся на уроке музыки, то будем рисовать музыкальные портреты. И целью нашего урока будет: узнать, какими музыкальными красками можно нарисовать портрет. Художник, чтобы нарисовать картину может пользоваться красками: масляные, акварельные, гуашь. Так же и композитор может пользоваться красками, но только музыкальными.

А теперь вспомните наше музыкальное приветствие. Мелодию вы слышали впервые или она уже вам знакома? (Если не вспомнили, то напеть или наиграть).

Конечно. Это «Болтунья». Откройте учебники на странице 26-27, и найдите, кто автор этого стихотворения и кто композитор?

Ученики: Автор стихотворения – Агния Барто, композитор – С.С.Прокофьев.

Учитель: Молодцы. Со стихами А.Барто мы встречаемся с самого детства, это и «Зайку бросила хозяйка», «Идет бычок качается» и многие другие. И с музыкой Прокофьева мы уже встречались. А сейчас еще раз внимательно послушаем это произведение и подумаем, какой же образ нарисовала нам музыка? (Слушание).



Учитель: Молодцы. Все внимательно слушали, а теперь попробуем ответить на поставленный вопрос.

Ученики: Музыка нам нарисовала образ девочки Лиды, которая все время болтала.

Учитель: Прочитайте, пожалуйста, 2-е четверостишие, с выражением. Что общего здесь между музыкальной и разговорной речью?

Ученики: Скороговорка и убедительная размеренная речь – чередование.

Учитель: Композитору удалось передать настроение стихотворения? Музыка ка звучала?

Ученики: Музыка звучала легко, весело, шутливо, быстро

Учитель: Хорошо, вот мы и нарисовали первый портрет и в этом помогла нам музыка С.С.Прокофьева.



А сейчас вы сами будете исполнителями, но для этого нам нужно подготовить свой голосовой аппарат к работе.

Дыхательная гимнастика:

1.Зевок

2.Собачка.

3.Шарик.

4. А,О,У – Работа над исполнением штрихов — legato, staccato, nonlegato.

Учитель: Хорошо, наш голосовой аппарат готов к работе.

Сейчас я вам исполню 3 музыкальных фрагмента. У вас на партах лежат файлы, достаньте розовый лист. Обратите внимание, на них написаны три четверостишия, ваша задача – внимательно прослушать фрагменты и правильно подобрать, к каждому свой стих. (Приложение № 1)



Слушание.

Учитель: А теперь мы разобьемся на группы?: 1,2,3.

Еще раз играю фрагмент, а вы попробуйте подобрать название нашей будущей песенке – (читают, называют)

Тоже проделываем с другими фрагментами.

Молодцы, а теперь обратите внимание на доску, это наша музыкальная палитра – здесь Музыкальные краски, которые помогут нам точнее передать все 3 образа.

Берем первую краску:

ИНТОНАЦИЯ – это музыкальное зерно, из которого рождается музыкальное произведение. Давайте подберем к каждому фрагменту свои интонации (повторяем – какими бывают интонации — подбираем).

Следующая краска – динамика – Что это?

Ученики: Сила звука.

Учитель: Какие динамические оттенки вы знаете?

Ученики: Громко, тихо, не очень громко, не очень тихо. (подбираем)

Учитель: Следующая краска – штрихи – они помогают ярче представить характер звучания. Какие штрихи вы знаете, мы с ними сегодня уже встречались, когда готовили свой голосовой аппарат к работе.

Ученики: Легато – плавно, Стоккато – отрывисто, нон- легато – подчеркивая. (подбираем).

Учитель: А теперь, используя все краски, которые мы подобрали к каждому фрагменту, исполним их (поем хором и соло).

Поаплодируем нашим солистам.

Вот мы с вами и нарисовали 3 образа, какие музыкальные краски мы использовали на уроке?

Ученики: Штрихи, динамические оттенки, интонацию.

Учитель: Музыка может рисовать не только портреты людей – взрослых и детей. Она может рисовать еще и образы животных и птиц.

А чей образ мы будем сейчас рисовать — вам расскажет музыка. Закрываем глаза, кладем голову на руки и внимательно слушаем.

Ученики: Музыка нарисовала нам образ Червячков.

Учитель: Возьмите музыкальную палитру и опишите образ Червячков (дети описывают)

Молодцы, а теперь настало время физминутки.

Исполнение физминутки «Червячки».

Сегодня очень плодотворный урок, мы уже нарисовали несколько портретов. Перечислите их.

Ученики: Болтунья, Плакса, Злюка, Резвушка, Червячки.

Учитель: Молодцы. Сейчас я вам предлагаю прослушать новую песню, которая называется «Вечный двигатель».

Ваша задача – внимательно прослушать и подумать о каком же вечном двигателе в ней идет речь, какие композитор взял музыкальные краски для того, чтобы точно показать вечный двигатель. (Разучивание припева).

Учитель: Подведение итога урока, оценивание учащихся, ДЗ.

Приложение № 1

3 фрагмента.

«Брошу на пол куклу я,

Уходите все друзья.

Не хочу я веселиться,

Буду только злиться, злиться».

«На скакалке я скачу,

Прыгаю и хохочу,

Я люблю играть, резвиться

И с друзьями веселиться».

«Плачет дождик за окном,

Плачет Таня за столом,

Не хочу идти гулять,

Буду слезы проливать».