Урок музыки Творчество АПБородина

Тема: Александр Порфирьевич Бородин и главная тема его творчества. (Открытый урок в 6 классе)

Общая цель: Формирование духовной культуры учащихся средствами музыки и в интегративных связях с ИЗО, литературой, историей.

Цели:

а) Эмоциональное воспитание: (Воспитывающие): воспитание эстетической культуры, эмоциональной культуры, культуры слушания и культуры ответов.

б) Обучающие восприятие: Развитие художественного мышления через интегративные связи, умение сопоставлять зрительные и слуховые впечатления, закрепления знаний через фронтальный опрос, тестирование, работа в группах по карточкам, иллюстрация на тему урока.

в) Развивающие: развитие слушательской культуры; образно-ассоциативного мышления, развитие эмоционально-личностного переживания произведений искусства.

Этапы урока:

1. Организационный этап

2. Актуализация знаний

3. Физкультминутка

4. Изучение новой темы

5.Вокально-хоровая деятельность

6.Закрепление нового материала

7. Домашнее задание

Основные понятия темы: квартет, симфония, репродукция, экспозиция.

Музыкальный материал: Струнный квартет №2, симфония №2 «Богатырская» (экспозиция 1 часть), песня «Моя Россия»

Зрительный ряд: И.Глазунов «Князь Игорь», В.М.Васнецов «Три богатыря» М.А.Врубель «Богатырь», Н.К.Рерих «Русская сила богатырская»

1.Организационный этап.

Вход в класс, приветствие, посадка.

2. Актуализация знаний

Учитель:

-Ребята, давайте вспомним, что такой квартет? (это ансамбль и 4-х музыкантов)

-Правильно. А какие бывают квартеты? (арфа, флейта, кларнет, скрипка; 4 трубы; и тд.)

- Вы просто молодцы, что запомнили виды квартетов. Но мы еще говорили с вами, что такие квартеты встречаются крайне редко. Зато в прежние времена и в наши дни композиторы сочиняли струнные квартеты. (Струнные, потому что в исполнении этого квартета используются струнные музыкальные инструменты. Это- 2 скрипки, альт и виолончель.)

Взгляните на экран. ( Слайд 1. Рисунки музыкальных инструментов струнного квартета. Приложение 1)

Учитель:

- А в литературе вам не встречался квартет?

Ответы детей (в басне Крылова)

Слайд 2.Изображение Крылова

Учитель:

-Да, в басне Крылова как раз идет разговор про струнный квартет. Крылов называет виолончель басом, так как он самый низкий басовый инструмент.

(Ученик читает басню Крылова)

Слайд 3.Рисунок их квартета.

Учитель:

- А как в этой басне высказывается главная мысль? («Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней» Важно не только уметь играть, но и иметь способности)

Учитель:





-Верно. А сейчас послушаем, как же звучит струнный квартет

(Звучит отрывок из квартета №2 А.П.Бородина)

Учитель:

-Какой характер носит музыка этого квартета? (мягкая лиричность, напевность) А сейчас я познакомлю вас с композитором, который написал это прекрасное произведение. Но прежде — отдохнем.

3.Физкультминутка.

4.Изучение новой темы

Слайд 3.Фотографии Бородина

Учитель:

— Александр Порфирьевич Бородин-русский композитор, ученый-химик. Родился в 1833году в Петербурге, умер 1887г. Он окончил Медико-хирургическую академию, доктор медицины, профессор, академик. Занимался научной и общественной деятельностью. Автор более 40 работ по химии. Его творческое наследие не велико по объему, но является ценным вкладом в развитие русской музыкальной классики.

Сегодня мы с вами уже познакомились с его одним творением, но я бы хотела познакомить еще одним из самых значительных его произведений с оперой «Князь Игорь». В основе этой оперы лежит эпос «Слово о полку Игореве»

Слайд №4.Репродукция И.Глазунова «Князь Игорь»

Главная тема его творчества — величие русского народа, любовь к Родине и свободолюбие. Еще одна тема встречается почти во всех его произведениях — это «богатырская» тематика. Именно им он посвятил свою вторую симфонию, которая так и называется «Богатырская». А кто такие богатыри? (могучие защитники земли Русской от чужеземцев) В первой части композитор хотел показать собрание русских богатырей, а в финале – сцену богатырского пира «при звуке гусель, при ликовании великой народной толпы».

Слайд№5.Репродукции картин

а) Васнецов. «Три богатыря»

б) М.А.Врубель «Богатырь»

в) Н.К.Рерих «Русская сила богатырская»

Учитель:

-Сегодня мы с вами послушаем экспозицию 1части симфонии (слушание симфонии «богатырская» часть 1)

Учитель:

- Удалось ли А.П.Бородину «нарисовать собрание русских богатырей», и какими он их изобразил? (необычайно стойкие, сильные и решительные, готовые в любую минуту бросится на могучий призыв, боевой клич)

-А сейчас я предлагаю вам вспомнить песню «Моя Россия» (сл.Н.Соловьевой муз. Г.Струве.)

5.Вокально-хоровая работа:

Распевка. Д.Кабалевский «Мы спокойные ребята»

Исполнение песни «Моя Россия»

(При исполнении песни уделить особое внимание манере исполнения: негромкое, теплое, задушевное звучание должно правдиво передать ту доверительную дружескую обстановку, в которой обычно исполняют песни о Родине)

6. Закрепление нового материала

-Сегодня мы на уроке снова пополнили свой музыкальный багаж. С какой музыкой мы сегодня встретились на уроке? Чему научила нас музыка сегодня?

(Самым активным участникам урока выставляются оценки)

7.Домашнее задание: нарисовать рисунок на тему «Русская сила богатырская»