Урок музыки Старинной песни мир

Урок музыки

Тема: «Старинной песни мир»

Цели урока:

Образовательнаясовершенствовать знания в области истории музыки, литературы;

Развивающая: развивать интерес к предмету, учить самостоятельно мыслить, рассуждать о музыке, характеризовать музыкальные образы и определять их развитие, находить параллели в образах музыки, литературы и изобразительного искусства.

Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран.

Организационный момент:

Звучит «Аве, Мария» Ф.Шуберта.

Учитель: -Здравствуйте, ребята. Очень рада вас сегодня всех видеть. Присаживайтесь.

Изучение нового материала:

Учитель: -Ребята, кто из вас слышал эту музыку? Может быть, кто-то знает ее автора?

Это звучит одно из самых известных произведений австрийского композитора Франца Шуберта. Сегодня на уроке мы поговорим об этом замечательном композиторе и его произведениях, а конкретно песнях.

Учитель: -Давайте вспомним, что такое песня? (Это вокальный жанр с простой мелодией, с повторами). Песни бывают не только со словами, но и без слов. Например, баркарола – это песня лодочника, но часто композиторы пишут баркаролы без слов.

Каким человеком был Шуберт, если он мог создать такие великие лирические произведения. Ответить на этот вопрос мы сможем после ознакомления с жизнью Шуберта. Вы поработаете в группах (3). Каждой группе будет дана информация о разных периодах его жизни. Вы прочитаете ее, выберите несколько человек из группы, которые выйдут рассказать.

Текст (детям):

Франц Шуберт родился 31 января 1797 года в австрийском городе Лихтенталь в семье школьного учителя. Музыка в их семье занимала очень важное место. Обучаться музыке Шуберт начал с 8 лет. Мальчик обладал не только абсолютным слухом, но и голосом. Он пел в церковном хоре. Свое первое произведение Шуберт сочинил в 13 лет.

Когда у Шуберта стал ломаться голос, он был вынужден уйти из хора.

Повинуясь воле отца, он стал учителем начальной школы. Давал уроки бездарным детям богачей. Эта работа ему не нравилась. Он хотел заниматься только музыкой. А отец был против. Шуберт бросает эту работу, отчего у него разрываются отношения с отцом.

В течение 4-х лет ему негде было жить, и он поочередно жил у своих друзей, которые не бросали его в трудную минуту.

Шуберт очень комплексовал по поводу своей внешности. Маленького роста, плотный, коренастый, очень близорукий. Публичных концертов он не давал, а издатели платили ему гроши.

Порой у Шуберта не было даже нотной бумаги и его друзья сами рисовали для него нотные линейки на простой бумаге.





Во время очередного безденежья Шуберт зашел в ресторанчик пообедать, но хозяин в долг кормить его больше не захотел. Тогда композитор сел к столу и стал читать журнал. В нем попалось стихотворение, которое очень понравилось Шуберту. Он подошел к окну и тут же написал к нему музыку. Ноты композитор отдал хозяину, и тот взамен принес ему телятину с картошкой.

А через 30 лет (Шуберта уже не было в живых) эти ноты были проданы на аукционе в Париже за 40 тысяч франков.

Учитель: -Давайте послушаем, что это была за песня. По ходу слушания музыки нарисуйте свои впечатления, ассоциации.

Давайте посмотрим ваши рисунки, ваши впечатления. (дети выходят по группам с рисунками).

На что она похожа? (на колыбельную песню). Она так и называется «Колыбельная песня».

Учитель: -Истинным открытием для музыки стали песни Шуберта. Раньше этот жанр считался незначительным, а Шуберт поднял его до совершенства.

Дети: -Он был робок и не умел просить, ожидая милости от влиятельных особ. Нищета не позволила ему жениться на любимой девушке.

«Что будет со мной, — писал Шуберт, — мне придется в старости ходить с протянутой рукой, стучась в дверь, и просить милостыню». Но он не знал, что старости у него не будет. За 2 года до смерти Шуберт дал свой первый и последний авторский концерт, который прошел очень успешно. Его жизнь оборвалась неожиданно. Шуберт заболел. Ослабевший организм не выдержал тяжелой болезни и Шуберт скончался.

Учитель: -Песни Шуберт писал на протяжении всей его короткой жизни, их более 600, хотя напечатано было только 200.

С какими песнями Шуберта мы уже были знакомы? («В путь», баллада «Лесной царь»).

Песню «В путь», мы уже слушали несколько раз, у вас на столах лежат слова этой песни, давайте попробуем ее спеть.

Учитель: -Песня «В путь» входит в песенный цикл «Прекрасная мельничиха», который состоит из 20 песен. Песня «В путь» находится в цикле под номером 1. Под номером 2 называется песня «Куда». Лирический герой – странствующий подмастерье мельника – юноша. И еще один герой, определите, кто он?

Песня «Куда».

Задание:

Первая группа характеризует песню по средствам музыкальной выразительности.

Средства музыкальной выразительности

(ответы детей)

1.

Ритм

ровный

2.

Лад

мажор

3.

Темп

умеренный

4.

Динамика

не очень тихая, не очень громкая

5.

Тембр

фортепиано, мужской голос

Вторая группа слушает текст песни, о чем песня.

Третья группа определяет героев и характеризует их.

Учитель: -Что стремился передать в своих песнях Шуберт? О чем его песни? (радость, счастье, скорбь, — чувства и жизненные переживания).

И в начале урока был вопрос: каким человеком был Шуберт, если он создавал такие лирические произведения?

Сейчас песни уже другие, современные, не похожие на классические песни. Но темы остаются те же. А про что мы поем с вами на уроках? (про жизнь, дружбу…)

Давайте исполним песню «Оркестр».

Итог.

О чем вы узнали на сегодняшнем уроке, что больше всего запомнилось вам?