Урок музыки Песня — душа народа

«Песня – душа народа»

Цели урока:

Приобщать к культуре русского народа.

Изучать истоки народной песни и ее дальнейшее развитие в композиторской музыке. (Приложение 1, слайд №2)

Задачи:

Образовательная:

Закрепление знаний о народной музыке, песнях, музыкальных народных инструментах.

Развивающая:

Развитие псих. процессов, культуры слушания, вокальных навыков.

Воспитательная:

Воспитание чувства патриотизма и уважения к истории России. (слайд №3)

Материалы к уроку:

Слуховая наглядность фонохрестоматия 2 кл., диск колокольный звон Петропавловской крепости, презентация, учебник, репродукции картин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Со звонком на урок звучит песня » С чего начинается Родина?»

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

«Ничего нет на свете чудеснейИ прекраснее нет ничего,Чем простая народная песня,Что в душе разливалась его.»(С. Широбоков) (слайд №4)

2. Сообщение темы урока.

- Просто сказать о песне, что это музыкальный жанр или жанр вокальной музыки — значит сказать всё и ничего.

Песня — душа народа. Песня — это верный и вечный, живой и чуткий спутник человека. (слайд №5, 6)

В каких бы условиях ни находились люди, в песне они всегда свободны и искренни. Помимо воли людей песни выражают их характеры и настроения, вкусы и жизненные ценности, темперамент и интеллект, возраст и социальный статус, время и место их пребывания на земле. Особое место в искусстве занимает русская песня. Сегодня мы будем говорить о русской песне.

3. Проверка домашнего задания.

Запись вопросов на доске. (слайд №7)

4. Работа по теме урока.

1. Народные праздники и обряды

- Народные песни давали настолько выразительную картину русской жизни, что для большей художественной достоверности вводились в литературные и музыкальные произведения — часто с элементами обряда. К примеру, свадебная песня «Сватушка» звучит в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Русалка» и в опере Даргомыжского, созданной на основе этого произведения. Знаете ли вы, как в далёком прошлом праздновали на Руси свадьбы? Свадебная игра, как её принято называть (во многих сказках вы, вероятно, слышали: «сыграли свадьбу»), продолжалась несколько дней, а иногда и несколько недель. Она складывалась из разнохарактерных сцен, то лирических, то комических, а то и трагедийных, из различных игр и обрядов. Очень большое место в ней занимали песни.

Звучали песни торжественные, величальные, славящие невесту и жениха, шуточные, комические, иногда пародийные, чаще всего высмеивающие сватов; гостевые, застольные, плясовые. Всё в этом своеобразнейшем действе — песни, хороводы, диалоги, прибаутки — проникнуто мудростью и красотой сердца русского народа.

Не только свадьбы игрались в народе так ярко и красочно. Вся жизнь наших предков сопровождалась пением, игровыми действиями. Существуют песни бытовые: колыбельные, шуточные, лирические; песни причитания, оплакивающие умерших; песни — сказы, былины, повествующие о далёком прошлом.

2. Слушание музыки

- Сегодня мы с вами прослушаем замечательную лирическую русскую народную песню «Ах ты, степь широкая». (слайд № 8)

Слушание песни.

- Как звучала эта песня? Кто её исполнял? Что в ней необычного в нении с совремеяными песнями? (Прозвучала русская народная песня «Ах ты, степь широкая» в исполнении смешанного хора, без сопровождения. Музыка звучала широко, раздольно, плавно, протяжно. Она рассказывала о бескрайней степи, о Волге-матушке.)

А как вы думаете, почему Волгу народ называет матушкой? (Потому что Волга — кормилица и поилица народа. Она полноводна, в ней много рыбы, по ней бурлаки тащат баржи, зарабатывая себе копейку на пропитание.)

Совершенно верно. А что же всё-таки отличает лирическую народную песню от современных песен с музыкальной точки зрения. (То, что в протяжных лирических песнях много распевов, то есть на один слог пропевается достаточно много нот.)

Верно, например:

Ах ты степь широ-о-о-о-ка-я.Степь раздо-о-о-льна-а-я.Ах ты, Волга-ма-а-а-а-ту-ушка,Волга во-о-о-о-льна-я.

Учитель показывает нотную запись данной строфы.

- Множество песен связано с годовым земледельческим кругом: сельские работы, все календарные праздники нашли в них своё отражение.

Использование русской народной песни придаёт музыкальным «ведениям особый колорит, так как в них запечатлены образ времени и глубокое своеобразие народной культуры. К примеру, Ильич Чайковский использует детскую песню-игру «Гори, гори ясно» в первом действии оперы «Пиковая дама», Николай Андреевич Римский-Корсаков — народный обряд масленицы в прологе оперы «Снегурочка».

3. Работа с учебником

- Откройте учебники на стр. 60 и прочитайте два последних абзаца. (слайд №9)

Ученики читают вслух по желанию, остальные следят за текстом по учебникам.

- Какой вывод можно сделать? (Мы можем сказать, что русская поэзия также является важным источником для создания песен.)

Прочитайте стихотворение И. Козлова «Вечерний звон», которое легло в основу известной песни. А теперь послушайте это поистине знаменательное для России произведение. (слайд №10)

Слушание.(слайд №11)





- Что вы можете сказать об этом произведении? (Прозвучала песня «Вечерний звон» в исполнении солиста и детского хора, который как бы аккомпанировал певцу. Музыка звучала плавно, протяжно, задумчиво, а детский хор изображал колокольный звон.)

Это не единственный вариант песни «Вечерний звон». Существует несколько музыкальных интерпретаций к этому стихотворению, среди которых известен и «Вечерний звон» Александр Алексеевич Алябьева, автора знаменитого «Соловья». Как вы думаете, в чём секрет привлекательности этого стихотворения? (Наверное, это стихотворение привлекает композиторов потому, что оно легко ложится на музыку. Кроме того, образ деревянной России с её церквями, храмами, колокольным звоном близок каждой русской душе. Это часть родного края, детства, юности, мечтах, надеждах, то есть всего того, что составляет духовную сторону человеческой жизни.)

4. Рассматривание картины (слайд №11)

- Всмотритесь, вслушайтесь в репродукцию картины замечательного художника, которая так и называется — «Вечерний звон». Перекликается ли это произведение искусства с тем, что мы с вами только что прослушали? (Да, на картине изображены храмы, церковь на берегу небольшой речушки ,в водах которой они отражаются. Сумерки, лодка на противоположном берегу и осенний лес. Все это — облик Родины.)

- А сейчас мы с вами послушаем «Во степи Русской» в исполнении музыкального ударного инструмента карильона.

Карильон (от французского ли латинского, буквально означает «четверка»,) предшественники карильона состояли, как правило, из 4 колоколов, соединенных с башенными или стенными часами. — ударный музыкальный инструмент, представляющий собой набор колоколов, настроенных по диатоническому или хроматическому звукоряду и соединенных с помощью системы рычагов и тяг со специальной клавиатурой. Карильоны, получившие распространение в странах Западной Европы с конца 15 в., обычно устанавливались на городских ратушах и церковных колокольнях, которые поэтому часто называли » поющими башнями». Искусство игры на карильоне получило вторую жизнь в 20 столетии в Бельгии.

Устройство карильона. Через коленчатые рычаги языки колоколов связаны с горизонтальными прямыми рычагами. Рычаги укреплены в стольной раме на двух уровнях. Один находится вблизи пола, а другой на высоте пояса. Оба ряда образуют две клавиатуры. Одна из них ножная ( педали как в органе), а вторая ручная. Сами клавиши делаются из дерева, как правило, из дуба. И на мануале, и на педали они образуют два ряда — нижний ряд соответствует белым клавишам фортепианной клавиатуре, а верхний ряд — черным. Современные карильоны в основном имеют диапазон около 4 октав, от «с» до «с4″ включительно. Состоит современный карильон обычно из 48-49 колоколов, образующих хроматический звукоряд, но встречаются и инструменты меньших размеров. Самый большой карильон в мире установлен на башне Риверсайдской церкви в Нью-Йорке, он состоит из 76 колоколов, самый большой колокол весит 20 тонн. (слайд № 12,13)

В Россию карильон привез Петр I, в Петербург, в Собор Петропавловской Крепости, количество колоколов в первого карильона Петербурга было — 35 (собор был деревянным и не раз горел, то от удара молнии от пожара) До Октябрьской революции 1917 г. исполнялась мелодия «Боже, царя храни», с октября 1917г. по ноябрь 1937г. колокола молчали, во время ВОВ пришел в полное запустение, один из колоколов попадает в Московский Малый театр, в 1954 г. Карильон был реставрирован, к механизму курантов подключен электродвигатель, до 1991 г. 4 раза в сутки карильон Петропавловского собора с отлитыми в России колоколами играл гимн СССР. Старые голландские колокола не использовались. (слайд № 14,15,16)

С осени 2001 карильон вновь звучит во всей своей красе с башен Петропавловского собора, который является одним из символов Санкт-Петербурга, по приказу Петра великого собор был самым высоким зданием города. (Если не считать телевизионную башню, то собор и сегодня остается самым высоким сооружением в городе). Высота колокольни собора 122 м. наверху расположен флюгер в форме ангела с крестом в руках. Сегодняшний карильон Петропавловского собора состоит из 51 колокола.

- Послушайте и сравните эти две народные песни.

Слушание. (слайд № 18)

5. Вокально-хоровая работа.

- Русская песня отражала окружающую жизнь, природу России, ее пейзажи.

Сегодня мы вспомним русскую народную песню «Солдатушки бравы ребятушки», к какому жанру русских народных песен ее можно отнести?

Исполнение. (попевка, песня)

Исполнение песни «Колокола» Е. Крылатова.

5. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке? (Песни пришли к нам сквозь «дым столетий». Их создавал весь народ. М рождались они для определённых «житейских» целей. Были песни трудовые, помогающие в работе — бурлацкие, покосные, жатвенные; существовали песни обрядовые, звучавшие на праздниках, — свадебные, масленичные, колядки; есть песни игровые; исторические, лирические и т.д. Веками, переходя из поколения в поколение, оттачивались напевы, шлифовался текст. И лучшие из народных песен радуют нас величайшей художественной ценностью, нерасторжимым сплавом текста и мелодии. В них живут вечная мудрость и красота.)

6. Домашнее задание

Выучить записи в тетради (что такое Карильон, песня)

Двум учащимся дать материал для подготовки к следующему уроку.

(Сообщение о И.М. Глинке)