Урок музыкальной литературы Колокольные звоны в русской музыке

Урок музыкальной литературы для 7 класса музыкального отделения ДШИ (4 год обучения музыкальной литературе).

Тема урока: «Колокольные звоны в русской музыке».

Тип урока: обобщающий.

Цель: раскрыть значение колокольных образов в русской музыке XIX – XX веков.

Задачи:

Образовательные:

обобщить знания о колокольных образах в русской музыке XIX века;

проанализировать элементы выразительности, использованные композитором при создании образа колокольного звона в их связи со спецификой строения и исполнения колокольного звона настоящего;

закрепить понятия «энгармонизм», «альтерация» и определить их роль в формировании музыкального образа;

обратить внимание учащихся на использование образа колоколов в других видах искусства, отметить элементы выразительности, которыми пользовались авторы для создания своих произведений;

сформировать собственное мнение о роли колокольного звона в русской культуре;

практически закрепить полученные знания посредством музицирования.

Воспитательные:

воспитание патриотизма через изучение русской классической музыкальной культуры;

воспитание бережного отношения к отечественному культурному наследию;

формирование эмоционально-нравственного отношения к произведениям разных видов искусства;

воспитание культуры исполнения музыки.

Развивающие:

развитие умения анализа музыкального текста;

развитие навыков сравнения, обобщения, осознанного слушания музыки;

развитие речи;

развитие умения применять ЗУН, полученные на других предметах, в ситуации интеграции данной темы с другими предметными областями.

Оборудование урока и методическое обеспечение:

компьютер, мультимедийный проектор, экран;

доска с нотной записью для анализа аккордов;

презентация к уроку;

аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений;

фортепиано;

нотные тексты фрагментов музыкальных произведений;

портреты композиторов.

Ход урока

Организационный момент. Приветствие.

Преподаватель: Давайте улыбнемся наступающему дню и начнем наш урок музыкальной литературы, посвящённый колоколам и колокольным звонам в русской музыке.

Открывает урок звучание колоколов.

Основная часть урока.

Преподаватель: Определите, пожалуйста, фрагмент какого произведения будет звучать. Звучит вступление ко второй картине Пролога из оперы Мусоргского «Борис Годунов».

Слайд №2.

Преподаватель декламирует стихотворение:

Иль влетим мы в светлый град

Со Кремлём престольным?

Чудно улицы гудят

Гулом колокольным,

И на площади народ,

В шумном ожиданье,

Видит: с запада идет

Светлое посланье…(А.К. Толстой)

Преподаватель: Узнали музыку?

Ответы учащихся.

Преподаватель: Да, это сцена коронации из оперы Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов».

Слайд №3.

Преподаватель: Действие 2-й картины Пролога в опере Мусоргского «Борис Годунов» происходит на площади Успенского собора Кремля.

Слайд №4.

Преподаватель: Посмотрите, как выглядят декорации этой сцены.

Слайд №5.

Преподаватель: Коронация, или венчание на царство – один из самых торжественных государственных ритуалов. Во время богослужения на голову государя возлагали шапку Мономаха — символ царской власти.

Слайд №6.

Преподаватель: И, конечно, такой великий праздник сопровождался звучанием колоколов.

Давайте поставим себя на место композитора. Как он может поступить, зная, что в спектакле нужен колокольный звон?

Слайд №7.

Ответы учащихся: композитор может использовать звучание настоящих колоколов.

Преподаватель: Верно. Именно так поступил Михаил Иванович Глинка. Вспомните, как называется его опера и где именно там звучат колокола.

Ответы учащихся: Опера «Жизнь за царя», Эпилог.

Слайд №8.

Преподаватель: А теперь посмотрим, как поступает Мусоргский. Для этого возьмем нотный текст и проанализируем его (Приложение №1).

Посмотрите внимательно, из каких голосов складывается музыкальная ткань. Сколько слоёв фактуры можно выделить?

Ответы учащихся: В этом музыкальном фрагменте фактура трёхслойная.

Преподаватель: И это не случайно. Слайд №9.

Колокола, как правило, размещаются таким образом, что в центре находятся самые крупные и самые низкие по звучанию — благовестники, рядом – зазвонные (высокие), подзвонные – колокола среднего регистра.

Давайте разделимся на три группы звонарей (каждой группе учащихся выдаётся на стол визитная карточка). Теперь посмотрим, что происходит в каждом слое фактуры (условно говоря, в каждой группе колоколов).

Анализируется каждый слой фактуры. В результате анализа учащиеся определяют, что в басовых голосах (группа «Благовестники») Мусоргский использует неизменное повторение (остинато). Средние голоса (Группа «Подзвонные») звучат аккорды, а верхних голосах (группа «Зазвонные») проводится фигурация аккордов среднего слоя фактуры.

Преподаватель: Теперь, когда нам стало понятно, что композитор строит музыкальную ткань подобно строению настоящего колокольного звона, давайте проанализируем гармонию этого музыкального фрагмента.

Преподаватель: Сколько аккордов в гармонии?

Ответы учащихся: Всё вступление построено на двух аккордах.

Работа с нотным станом. На нём выписаны аккорды (Приложение 2).

Преподаватель: Определите, пожалуйста, структуру аккордов и назовите их.

Учащиеся: Первый аккорд по строению является малым мажорным секундаккордом. Второй аккорд – это малый мажорный квинтсекстаккорд.

Преподаватель: Да, на первый взгляд здесь действительно два аккорда. Но это не совсем так. Ваша задача – сделать энгармоническую замену звуков первого аккорда. Все помнят, что такое энгармонически равные звуки?

Учащиеся: Это звуки одинакового звучания, но разного названия (написания).

Преподаватель: Теперь нам стало понятно, что второй аккорд в гармонии этой сцены является альтерированным вариантом первого. Вспомним, что такое альтерация и для чего она применяется.

Ответы учащихся: Альтерация – это повышение и понижение ступеней с целью обострения ладовых тяготений.

Преподаватель: Верно. Получается, что используя в этой сцене неустойчивую, напряжённую гармонию, композитор преследует определённую цель. Почему Мусоргский так поступает? В чём смысл этого неустойчивого, напряжённого звучания?

Слайд №10.

Ответы учащихся: Звон колоколов здесь необходим, это — традиция, правило русской жизни. Неустойчивые и напряжённые аккорды передают внутреннее состояние Бориса Годунова.

Преподаватель: Действительно, Мусоргский, следуя за Пушкиным и Карамзиным, принял версию об убийстве царевича Дмитрия и причастности к ней Годунова, он считал Бориса преступником и гениально передал в этой сцене двойственность его души, терзаемой трагедией совести.

Слайд №11.

Преподаватель: Вспомните, будет ли еще звучать колокольный звон в опере?

Учащиеся: Это будет погребальный звон в сцене смерти Бориса Годунова. Преподаватель: Как мы видим, колокола обрамляют партию Годунова, обозначая вехи его жизненного пути: вступление на престол и смерть.

В каких произведениях Мусоргского есть еще колокольные звучания?

Ответы учащихся: В пьесе «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки», во Вступлении к опере «Хованщина» («Рассвет на Москва – реке»).

Преподаватель: А в произведениях других русских композиторов? Где ещё в русской музыке XIX века можно встретить колокольные звоны или темы, связанные с колоколами? Я буду показывать вам портреты композиторов, а вы, пожалуйста, вспоминайте их «колокольные» темы.

Преподаватель показывает портреты Чайковского и Рахманинова (Приложение 3), учащиеся приводят примеры музыкальных произведений.

Ответы учащихся: Кантата «Москва», пьеса «В церкви» из Детского альбома Чайковского; Прелюдия cis moll для фортепиано, главная тема из Второго фортепианного концерта, вокально – симфоническая поэма «Колокола» Рахманинова.

Преподаватель: Сюда же можно отнести уже упоминавшуюся оперу Глинки «Жизнь за царя», набатный колокол из оперы Бородина «Князь Игорь»

Слайд №12.

Преподаватель: Тема колокольного звона была любима не только музыкантами, но и художниками 19 века. Посмотрите на репродукцию картины русского художника Исаака Левитана «Вечерний звон».

Слайд №13.

Преподаватель: Исследователи творчества художника считают, что линии в пейзажах Левитана расходятся подобно кругам на воде. Само собой напрашивается сравнение с тем, как разносится в пространстве звон колокола.

Слайд №14.

Преподаватель: XX –й век принёс русской культуре невиданные испытания. Это отразилось в восприятии и в отражении образа колоколов в искусстве.

Слайд №15.

Преподаватель: В Третьяковской галерее хранится картина художника Аристарха Лентулова с изображением колокольни Ивана Великого. По настроению она очень противоречивая: праздничный калейдоскоп «лоскутных» пятен – как будто звук колоколов,

тревожная изломанность форм – предвестник грядущей катастрофы.

На многие десятилетия замолчали колокола. Но в музыке – театральной и симфонической их звучание продолжалось. Кроме того, в кино тоже часто использовали колокольные звоны.

Слайд №16.

Преподаватель: Например, у режиссера Сергея Эйзенштейна, в его фильмах, колокола, как незримые актеры, исполняют свои роли.

Слайд №17.

Преподаватель: Скажите, над какими фильмами Эйзенштейн работал вместе с композитором Сергеем Прокофьевым?

Слайд №18.

Ответы учащихся: «Александр Невский», «Иван Грозный».

Преподаватель: Возьмите нотный пример, определите название темы.

Учащиеся: Это тема хора «Вставайте, люди, русские» из кантаты «Александр Невский». Музыка этой кантаты Прокофьева основана на музыкальном материале из фильма «Александр Невский».

Преподаватель: В этом номере из кантаты тоже есть звучание колокола. Сейчас я предлагаю вам исполнить тему хора, но «колокольное» вступление вы будете импровизировать сами на фортепиано (Приложение 4).

Выбираются 2 человека для импровизации вступления. С ними обговаривается фактура, продолжительность и характер исполнения. Остальные учащиеся настраиваются в тональности, с ними тоже обговаривается темп и характер исполнения.

Далее следуют импровизация вступления и пение с листа.

Заключительная часть урока.

Слайд №19.

Преподаватель: Послесловием к нашему исполнению могут стать следующие стихотворные строки:

…И колокол гудел над головой

Так, словно то сама душа России

Своих детей звала на смертный бой.

Преподаватель: Сегодня мы убедились, что колокольные звоны в русской музыкальной культуре имеют особое значение. Подобно тому, как звучание колокола сопровождало важные события в жизни отдельного человека и целого народа, так и в музыке с колокольные темы отмечают вехи русской истории и культуры. Попробуйте сами определить, что значит колокольный звон в нашем мире.

Ответы учащихся: Колокол – это голос истории. Колокол – это голос совести. Колокол – это голос Бога. Колокол – это вестник жизни или смерти.

Слайд №20.

Преподаватель: А сейчас, каждый из вас, закрыв глаза, определит для себя самый яркий и наиболее запомнившийся момент сегодняшнего урока и затем сообщит об этом всем остальным.

Ответы учащихся.

Слайд №21.

Преподаватель оценивает работу учащихся на уроке, объясняет домашнее задание.

Домашнее задание:

Вспомнить авторов и названия музыкальных произведений, прозвучавших на уроке. И записать их в тетрадь.

Существуют специалисты по колоколам и колокольным звонам. Как называется эта профессия?