Урок мужества_23653

Смоленская область Ершичский район

МБОУ Руханская СОШ

Номинация: методика организации и проведения

«Уроков Мужества».

Тема: «Человек на войне. Правда о нём».

Авторы:

Артюхова Светлана Анатольевна, место работы – МБОУ Руханская СОШ, зам директора по УР, учитель истории.

Фролова Ирина Михайловна, место работы – МБОУ Руханская СОШ, учитель русского языка и литературы.

Адрес: Смоленская область, Ершичский район, д. Рухань.

Тип урока: интегрированный урок истории и литературы с элементом исторического краеведения.

Форма урока: Урок Мужества.

Время: 2,5 часа.

Подготовка урока: из учащихся 10го класса создаются:

Творческая группа (4 человека) изучает музейные материалы, экспонаты, воспоминания ветеранов войны, ведёт поиск фильмов и музыкальных произведений для создания наиболее сильного чувственного образа. Группа работает над представленным учителем материалом, готовит выступление.

Группа организаторов (2 человека) отвечает за приглашение ветеранов войны и труда.

Группа оформителей (2-3 человека) занимается подготовкой помещения к уроку.

Цели:

Образовательные:

сформировать у учащихся представление об основных событиях Великой Отечественной войны;

раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этой войне;

постановка проблемы перед учащимися: влияние правды войны, ужасов войны на мышление человека, мораль и нравственные нормы.

Воспитательные:

показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы;

развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру;

воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к памяти павших героев Великой Отечественной войны, к старшему поколению через наглядное и образное воссоздание событий Великой Отечественной войны.

Развивающие:

развивать логическое мышление, расширять кругозор;

закрепить навыки исследовательской деятельности, работы с архивным материалом, формирование у учащихся навыков работы с документами, мемуарными материалами, краеведческими материалами, а также с текстами художественных произведений;

учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.

Задачи:

1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества, показать на конкретных примерах, что источником героизма являлась внутренняя стойкость, сила духа;

2) воспитывать уважение молодёжи к подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины;

4) сформировать представление о долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.

Оборудование урока:

компьютерный класс, оснащенный современной техникой, включая

видеопроектор с демонстрационным экраном;

карта «Вторая мировая война»;

документы;

иллюстративный материал;

выставка художественной литературы о Великой Отечественной

войне;

мультимедийная презентация.

Оформление:

перед уроком звучат песни времён Великой Отечественной войны;

учащиеся сидят не так, как на обычном уроке: столы сдвинуты полукругом;

на передней стене фотографии – материалы о Великой Отечественной войне;

на доске записана тема урока;

эпиграф к уроку (строки из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин»):

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

Учитель истории: Великая Отечественная война… Каждый шаг продвижения вперёд в океане крови, грязи, страданий, измен, героизма давался огромной ценой. Попытаемся прочувствовать войну. Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами проблему: влияние правды войны, ужасов войны на мышление человека, мораль и нравственность.

Великая Отечественная война показала сущность души русского человека, глубокое чувство патриотизма, колоссальную обдуманную жертвенность. Наши деды ещё раз доказали, что наша земля неприступна. “Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет!” – сказал великий Александр Невский.

Воюют прежде всего люди. В который раз попытаемся понять их. И не только маршалов и генералов, но и простых солдат, мирных граждан. Потому что война – это не только военные действия, поражения и победы на поле боя, но и экономика, дипломатия, национальные традиции амбиции вождей – без них мы вряд ли поймём: что, как и почему происходило. И на протяжении всей войны люди пытались приспособиться, жить и выжить. Как им это удалось?

Учитель литературы: Возможно, мы сегодня хоть немного продвинемся и по этому пути к правде о войне. Правда о войне – это прекраснейшие литературные произведения, созданные в период войны и после неё. В первый день войны было написано стихотворение, ставшее впоследствии песней-символом.

(Звучит песня на стихи В. Лебедева-Кумача «Священная война»)

О войне возникает множество сложнейших вопросов. Ответы на них могут оказаться неожиданными. История человечества, тем более война, не делается в белых перчатках.

Тема нашего урока: «Человек на войне. Правда о нём…» (Слайд №1)

Учитель истории: 1418 дней длилась война. Как пережили её люди? Какими они были в начале войны, какими становились в течение войны, какими вернулись с фронта к мирной жизни? А вначале…

Ученик: Чтение документа «Из выступления И.В.Сталина 3 июля 1941 года». (Слайд №2)

Учитель истории: Скупые официальные сводки не давали полной картины событий. Лишь после обращения по радио Сталина к народу люди почувствовали реально нависшую опасность. Только сам народ с его стойкостью, самоотверженностью, подлинной любовью к Родине, готовностью отдать жизнь во имя её благополучия мог спасти Отечество. Люди стремились отдать все силы для достижения победы над агрессором. Миллионы людей работали для победы.

Учитель литературы: Народные ополчения – 2 миллиона человек. Плохо вооружённые, порой одним холодным оружием, ополченцы шли в бой, практически на верную гибель, но на часы, дни задерживали противника. Самое активное желание встать на защиту страны проявила молодёжь. Множество юношей и девушек, не достигших призывного возраста, приходили в военкоматы, требуя отправить их на фронт. Вот такое заявление написали выпускники одной из школ Г.Мурманска: «В бой – вот наше единое желание! В самую горячую схватку с врагом. Мы знаем, что война сурова, что предстоящие бои будут самыми жестокими, но ничего не страшит нас. Врагу нет пощады!» А ведь как им, молодым, трудно было на войне!

(Звучит стихотворение Б.Окуджавы «До свидания, мальчики…»)

Учитель истории: Трагический 41-й год! Гибли сотнями, тысячами, погиб Юго-Западный фронт, командующего Павлова расстреляли.

Тяжело воевать, но бой – часть жизни. А до и после него? Вот, артиллеристы: для орудия надо вынуть 30,56 кубов земли. По мирным меркам это два дня работы на шесть-семь человек. А нужно к вечеру. Начали копать, а тут приказ: смена позиции. Потом ещё… Солдат уже не может ни физически, ни морально – выдыхается. У него лишь одна мысль: хоть бы ранили, или пусть убьют.

Учитель литературы: Живёт пехота в грязи, в окопах. Хуже всего весной и осенью, когда главная забота – чтобы не затопило. Про зиму и говорить нечего. Летом, понятно, лучше. Ну и живёт боец в окопе. Месяцами не раздевается, переобуться не может. Сапог снял, портянку перемотал другим концом. Она на ноге и подсохла. И дальше солдат воюет…

Рукопашный бой… Человек таким делается… после лучше не смотреть друг на друга – лица меняются. Человек бьёт другого человека прикладом, колет штыком в живот, глаза, душит. И сквозь мат, визг, стоны, вопли – хруст… Это хрустят под штыком, в теле, кости…

Ученица: Стихотворение Ю.Друниной «Я только раз видала рукопашный…»

Учитель истории: Фашисты бомбят переправу, зенитчики пытаются отогнать их. Заряжающий кричит: «Сержант! Давай снаряд!» — и протягивает руки. Разогнувшись, видит сержант, что осколком снесло голову заряжающему… А тот идёт, идёт на сержанта, а вместо головы – фонтан кровавый… Заорал санинструктор: «Шапку, шапку не снимай, сержант!» Нельзя шапку-то снимать – от волнения волосы выпадали начисто, надо чуток успокоиться сначала… На трое суток у сержанта речь отнялась. Потом ничего, прошло. Страшно…

Учитель литературы: Что думает человек перед атакой? Может быть, перед последней в своей жизни? Послушаем стихотворение С.Гудзенко, написанное в 1942 году. Поэту было всего 20 лет. Он умрёт от ран в начале 50-х годов.

Ученик читает стихотворение С.Гудзенко «Когда на смерть идут – поют…»

Учитель литературы задаёт классу вопрос: Как вы думаете, можно ли говорить об особой морали в военных условиях или на войне её вообще нет?

(Выслушиваются мнения учащихся.)

Учитель истории: В качестве вывода давайте послушаем стихотворение А. Суркова «Человек склонился над водой…»

Учитель литературы зачитывает отрывок из статьи И.Эренбурга, опубликованной летом 1942 года в газете «Красная звезда». (Приложение №1)

Учитель истории: А немцы… Как же простой немецкий солдат? Вначале он хорошо вооружён, одет, доволен…

Звучит песня В. Высоцкого «Солдаты группы «Центр».

Учитель истории: Это вначале… А потом и для них – смертельная усталость, и рукопашный бой, и наступления, и отступления. Они ведь люди… Конечно, и немцы не все на одно лицо, и человеческое в них было. Но… Начиная агрессию, Гитлер провозгласил: «Речь идёт о войне на уничтожение, на Востоке жестокость – это благо для будущего». Планировался геноцид не только евреев и цыган, но и славян, 30 миллионов которых подлежали ликвидации, поскольку требовалось «жизненное пространство» для германских колонистов. Нацисты уничтожили четверть населения Белоруссии – два миллиона двести тысяч человек. Только за сутки в конце сентября 1941 года в Киеве, в Бабьем Яру, расстреляли 30 тысяч евреев.

В 41-ом немцы – весёлые ребята с губными гармошками, верившие в окончание войны к зиме. К весне 1942 года такого веселья уже не было: их остановили, они пережили холодную зиму 41-42 годов и смотрели на мир иногда не закрывающимися глазами: в окопах отморозили веки.

Война – вещь жестокая. Враг хитёр и коварен. Руководство страны посчитало – в борьбе с ним все средства хороши.

Учитель литературы зачитывает приказ И.Сталина командующим фронтам от 12 сентября 1941 года. (Приложение №2)

А на деле… шли бойцы в бой, а за ними – заградотряд; впереди –немцы, сзади – свои…

Ученик читает стихотворение В.Высоцкого «Всего лишь час дают на артобстрел…»





Учитель истории: А были и другие приказы. Сталин ещё в начале войны сказал, «что пленных у нас нет»… В плен попадали по-разному – как это случилось с генералом Лукиным, сыном Сталина – Яковом Джугашвили, четырьмя из 28 панфиловцев, сотнями тысяч других – раненые, безоружные, не имевшие возможности сопротивляться… В плен и сдавались. На фронте, как и в мирной жизни, отнюдь не все герои. Есть трусы и подлецы, обыкновенные нерасторопные и нерешительные люди, всякие. А иногда трагическая случайность…

Ученик зачитывает отрывок из повести В.Быкова «Западня». (Приложение №11 )

Всего за годы войны пленных насчитывалось до 6 миллионов человек, т.е. практически вся армия кануна войны, включая резервы. По сталинской логике, они все подлежали уничтожению. Гитлеровцы их и уничтожили – свыше 4-х миллионов человек.

Учитель литературы: Ещё в «Слове о полку Игореве» сказано: «Лучше убиту быти, чем полонёну». Только получается, что некуда деваться солдату – вокруг смерть от своих, от чужих. (Слайд №3)

Учитель истории: Лагерь… Страшнее нет… Есть такое выражение: пройти все круги ада. А сколько это – все? Давайте считать: первые бои – раз, окружение – два, плен – три, лагерь…В годы войны в немецких лагерях побывало 18 миллионов человек разных национальностей, 11 миллионов из них уничтожены.

Работа с картой: показать концлагеря.

Были концлагеря и на территории нашей области. (Слайд №4,5)

Ученик: отрывок о Ржевском и Смоленском лагерях. (Приложение №7)

Ученик: отрывок из повести М.А.Шолохова «Судьба человека». (Приложение №10)

Учитель литературы: Неужели такое можно выдержать? Да, некоторые смогли. Здесь каждый «кто как умеет». Но, оказывается, почти миллион пленных был убит при попытке к бегству или переданы в гестапо для расследования и ликвидации.

Учитель истории: В их число вошёл и сын Сталина, Яков Джугашвили, не желающий больше сносить плен, попавший в него раненым, без сознания, он бросился на колючую проволоку.

Дымили трубы крематориев в лагерях смерти. Из вновь прибывших половину отправляли сразу в печь. (Слайд №6)

Учитель литературы: Давайте сравним картину В.Верещагина «Апофеоз войны» (1871г.) и реальную фотографию времён войны. (Приложение №4)

Учитель истории: Из дневника дочери Гиммлера: «Были в Дахау. Видели всё, что только можно там увидеть, даже рисунки заключённых. Изумительно! Мы хорошо покушали и получили подарки. Всё было чудесно». Всё было чудесно…

А в это время в окружении, в блокаде умирал с голоду целый город – героический Ленинград.

Учитель литературы: Чтение стихотворения А. Ахматовой «Птицы смерти в зените стоят…»

Учитель истории: В голодном городе умерло 642 тысячи человек, но многих ленинградцев вывозили из блокадного города, и они умирали уже на большой земле. Каковы же были люди в Ленинграде? Каждый боролся за сохранение своего человеческого облика по-своему. Д.Шостакович выстрадал свою знаменитую симфонию.

Звучит фрагмент 7 симфонии Д. Шостаковича.

Учитель литературы: А простая девочка решила сделать маме подарок на день рождения. И два месяца девочка прятала свою долю сахара. Триста граммов сахара поставила она на стол… И все рыдали, поровну поделив сахар.

Говорят, голод уравнивает всех. Не совсем… Сначала умерли пожилые мужчины, больные и ослабленные люди. И всё время умирали дети, дети, дети…

Ученица: Дневник Юры Рябинкина. (Приложение №8)

Учитель истории: Вот карточка на хлеб. (Слайд №7) Учтите, что ежедневно выдавали только хлеб, а остальные продукты отпускались раз в десять дней, да и то не всегда. Хлеб состоял на 10 процентов из воды, на 10 – из целлюлозной муки и на 30 – из суррогатов и заменителей и всего 50 процентов ржаной муки.

Учитель литературы: Академик Д.С.Лихачёв пережил блокаду, когда его спросили: были ли ленинградцы героями? – академик ответил так: «Нет, это не то: они были мучениками…» Были в Ленинграде и другие люди, те, у которых были продукты: и сало, и сгущёнка, которые не умирали с голоду, а жили сыто. Но таких было меньшинство.

Учитель истории: В год, когда празднуется 65-летие Победы, нельзя не вспомнить героические события на Волге.

Учитель литературы: От рожденья земля не видала

Ни осады, ни битвы такой.

Содрогалась земля, и краснели поля.

Всё пылало над Волгой-рекой.

(В.Лебедев-Кумач)

Очень много книг написано о Сталинградской битве. Их авторы прошли дорогами войны: К.Симонов «Дни и ночи», В Некрасов «В окопах Сталинграда», В.Зайцев «За Волгой для нас земли не было», Ю.Бондарев «Горячий снег», Стихи В.Лебедева-Кумача, А.Суркова.

С чувством глубокого уважения и скорби к павшим защитникам Сталинграда стоят пришедшие на Мамаев курган. «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд. И снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» — эти слова начертаны на стене, что на Площади Героев.

Учитель истории: А на стене Зала Воинской славы дан ответ: « Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг до конца перед священной матерью-Родиной».

Учитель литературы: Так уж случилось, что наша память о войне и все представления о войне – мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но с годами мы всё больше постигаем бессмертный подвиг женщины в войне, её величайшую жертву, принесённую на алтарь Победы. Низкий поклон женщине, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами!

Ученик читает отрывок из стихотворения М.В.Исаковского «Русской женщине».

Учитель литературы: На самой страшной войне ХХ века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на её землю, на её дом, на её детей.

Ученица читает стихотворение Ю.Друниной «Зинка».

Учитель истории: Маршал Советского Союза А.И.Ерёменко писал: «Едва ли найдётся хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы».

Учитель литературы: Среди женщин-фронтовичек были медики, связистки, сапёры, снайперы, лётчицы, стрелки, зенитчицы, политработники, кавалеристы, танкисты, десантницы, матросы, регулировщицы, шофёры, рядовые банно-прачечных отрядов, повара, пекари, партизанки и подпольщицы.

Были среди девушек и комсорги танкового батальона, и механики, и водители тяжёлых танков, а в пехоте – командиры пулемётной роты, автоматчики, хотя в языке нашем у слов «танкист», «пехотинец», «автоматчик» нет женского рода, потому что эту работу ещё никогда не делала женщина.

Учитель истории: Всего за годы войны в различных родах войск служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда ещё на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.

Санитарки… Девчонки лет по 18-20. В самой-то весу чуть больше 40 кг, а она тащит мужика пудов на шесть, да на нём шинель, сапоги, оружие. И так – раз по семь за атаку. А в медсанбате первый вопрос: «Где оружие?» В 1941 году приказ вышел: за 15 тяжелораненых, вынесенных с поля боя с оружием, — медаль «За боевые заслуги», за 25 – орден Красной Звезды, за 40 – Красного Знамени, за 80 – орден Ленина.

Только где ж они, награждённые? А после боя страшно смотреть – лежат девчонки-санитарки в поле убитые, и всё в голову…

Учитель литературы: Трудно вспоминать о пережитом на войне. Светлана Александровна Алексиевич, готовя материалы для своей книги «У войны не женское лицо», встретилась с десятками женщин, выслушала и записала на магнитофон их взволнованные рассказы. Она пишет: «Начинают рассказывать тихо, а к концу почти кричат. Потом сидят подавленные, растерянные. И ты чувствуешь себя виноватой, знаешь, что уйдёшь, а они будут глотать таблетки, пить успокоительное». Предлагаем вам послушать отрывок из книги.

Ученица (в пилотке и гимнастёрке) читает отрывок из воспоминаний Ольги Яковлевны Омельченко, санинструктора стрелковой роты. (Приложение №9)

Учитель истории: У вас, ребята, тоже кто-то из родственников воевал. Вам было дано опережающее домашнее задание: подготовить материал о родственниках, участниках Великой Отечественной. Вам слово.

Ученики зачитывают краткие справки о воевавших родственниках.

Ученица: Мой прадед Беликов Иван Терентьевич родился в 1910 году в д. Крестовая Ершичского района. В начале войны был призван в армию, а дома осталась жена и пятеро детей. Воевал на Смоленщине, где и погиб. Тело его не было найдено. Прабабушка получила извещение о том, что её муж пропал без вести где-то под Вязьмой в 1942году.

Ученица: Брат моего деда, Евсеев Илья Васильевич, родился в 1925 году в д.Рухань Ершичского района. Погиб в бою 18 февраля 1945 года. Похоронен: юго-восточная окраина г. Шенфельд юго-восточнее г.Кониту (Польша).

Прадед, Напреев Харитон Васильевич, родился в д.Ростынка Ершичского района. Пропал без вести в феврале 1944 года.

Ученик: Дедушка, Рахимов Саидмухиддин, был призван на службу в мае 1943 года, служил в армии Рокоссовского. Дошёл до Франкфурта.

Ученица: Прадед, Фролов Родион Алимпович, родился в 1892 году, в 1941 был призван на фронт, в 1942 погиб под Москвой.

Его сын, Фролов Павел Родионович, в 1943 году призван в армию. Погиб на территории Белоруссии, в районе реки Проня.

Фролов Андрей Иванович, 1920 года рождения. В 1941 году призван в армию. Воевал под Ленинградом, погиб в 1943 году.

Ученик: Брат моего деда, Прусов Филипп Карпович, 1917 года рождения, уроженец д.Рухань, пропал без вести в ноябре 1943 года, предположительно под Москвой. (Извещение .)

Прусов Михаил Карпович (1919) был призван на фронт в 1941(42?) году, воевал в Войске Польском, имел звание старшего лейтенанта, был награждён польским Золотым крестом. Вернулся домой живым в марте 1946 года. (Слайды №8-14)

Учитель истории:

Война показала глубину, патриотический характер, духовную силу советского народа. В суровое время войны во всём величии проявилась духовная мощь нашего народа, беззаветно преданного своей Родине, упорного в бою за правое дело, неутомимого в труде, готового на любые жертвы и лишения во имя процветания Отечества.

Время, отдаляя от нас военные годы, позволяет глубже и полнее оценить бессмертный подвиг воинов, принявших смерть во имя жизни, во имя свободы, независимости и чести любимой Родины. Они были и будут с нами — в наших сердцах и в наших делах.

Память о них, о героях и рядовых, навсегда останется в наших сердцах. Вечная память погибшим на этой войне, слава русскому народу.

Предлагаем почтить их память минутой молчания.

Ученик: Стихотворение Р.Рождественского «Помните!»

Источники:

1.[Электронный ресурс]:(3 СД-ROM) for Windows

История России. Часть 3. §§ 31-40. 1941-1964.XX век. WWW.HISTORY.RU

2.Была война. Сотавители В.Акаткин, Л.Таганов. «Детская литература», 1984.

3.Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2 т./ — М.: «Дрофа», 2002.

4.М.А.Шолохов «Судьба человека». — М.: «Советская Россия», 1983.

5.Энциклопедия для школьников. Великая Отечественная война 1941 – 1945./ Составители И.Дамаскин, П.Кошель. — М.: «Олима-Пресс», 2001.