Урок мужества ПОМНЯТ ЛЮДИ

ПОМНЯТ ЛЮДИ

(Урок мужества – город-герой Волгоград)

Цели: способствовать воспитанию чувства уважения к людям старшего поколения; воспитывать в детях чувство гордости и любви к городу-герою.

Оформление: выставка книг военной тематики, цветы в вазах, плакат «Здесь Родины моей начало».

Ход классного часа

В е д у щ а я. 2 февраля — необычный день календаря. Каждый год в этот день тысячи людей приходят к Мамаеву кургану, чтобы почтить память тех, кого уже нет с нами сегодня.

У ч е н и к (читает стихотворение Е. Долматовского «Мой город»).

Гудками теплоходов встречая синеву,

Стоит над Волгой город, в котором я живу.

Я знаю: есть на Волге другие города,

Но над моим сияет

Солдатская звезда.

Над ним зимой и летом,

И в ночь, и среди дня

Горит, не гаснет пламя

Солдатского огня.

Я вырасту, уеду в далекие края,

Но то, что я — отсюда,

Навек запомню я.

В е д у щ а я. Ребята, есть город, который стоит на берегу великой русской реки Волги. Его имя известно всему миру. Это — город-герой Волгоград.

— А кто из вас знает, как он назывался раньше? (Ответы детей)

— А почему город известен всему миру? (Ответы детей)

— За что ему дали имя «город-герой»? (Ответы детей)

В е д у щ а я. Действительно, ребята, в годы Великой Отечественной войны в 1942 году началось великое сражение, которое получило название — Сталинградская битва. Вместе с солдатами город защищали все его жители, курсанты военных училищ, моряки, рабочие заводов. На тракторном заводе в основном женщины и девушки собирали танки, которые сразу с конвейера отправлялись на поле боя.

Дети читают стихи М. Агашиной.

1-й у ч е н и к

От рожденья земля не видала

Ни осады, ни битвы такой.

Содрогалась земля, и краснели поля,

Все пылало над Волгой-рекой.

С трех сторон, стесненный черной чашей,

Сталинград, придвинувшись к реке,

В час смертельный, ужасом грозящий,

Кажется, висел на волоске.

В е д у щ а я. Бои здесь шли ожесточенные, сражались за каждую улицу, за каждый дом. Раненых перевозили на другой берег Волги на лодках, катерах, баркасах. Когда спросили однажды привезенных раненых, что в городе делается, они ответили: «Все горит: дома, заводы, земля. Металл плавится». — «А люди?» — «Люди? Стоят насмерть!» Да, все вместе они выстояли, не отдали врагу родной город. 2 февраля 1943 года прозвучал последний залп. 60 лет тому назад закончилась великая битва на Волге (Сталинградская битва) полной победой нашего народа.

Здесь, на Волге, люди поверили в свои силы; наша армия шла только вперед, одерживая победу за победой, освобождая города и поселки до полной, окончательной победы весной 1945 года.

В е д у щ а я. Война ни одну семью не обошла стороной. Кто из вас смог бы рассказать о своем дедушке или прадедушке?

Ученик рассказывает о своем дедушке, показывает фотографии и письма с фронта. Он читает стихотворение 3. Катаевой «Мой дед»

Я тебя не увидел, мой дед,

Только места здесь нет для обид,

В гимнастерке партийный билет

Вместе с сердцем навылет пробит.

За любимую землю свою,

Чтобы солнышку вечно сиять,

За березы в родимом краю

Уходил ты тогда воевать.

Все смотрю на знакомый портрет:

Улыбаешься ты, как живой.

Я все думаю, разве ты дед?

Ты совсем у меня молодой.

В е д у щ а я. Более 60 лет прошло с того времени, когда на месте, где сейчас стоит город-герой Волгоград, шли бои. Окопы заросли травой, город отстроили заново, но что же нам с вами напоминает о том, что когда-то здесь шли бои?

Дети приводят примеры.

Р е б е н о к (читает стихи).

Сто лет пройдет и сто метелиц,

А мы пред ними все в долгу.

Февраль, февраль, солдатский месяц—

Горят гвоздики на снегу.

Е. Долматовский

В е д у щ а я. В этот день в город съедутся бывшие фронтовики, чтобы встретиться со своими друзьями-ветеранами. Им хочется побывать здесь, где они воевали. Многое им вспомнится сегодня. Это будет не только радостная встреча, но и печальная, так как очень многих не будет сегодня с ними, но их невозможно забыть.

Помните!

Через века, через года

Помните!

0 тех, кто уже не придет никогда,—

Помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны…

Памяти павших будьте достойны.

Р. Рождественский

А сейчас я попрошу всех встать и минутой молчания почтить память тех, кто погиб или умер от ран.

Минута молчания.

Дети исполняют песню «Катюша» (сл. М Исаковского, муз. М. Блантера).

В е д у щ а я. Ребята, а как мы с вами можем быть достойны памяти тех, кто погиб, сражаясь за то, чтобы мы сейчас жили в мире, учились, играли? Ответы детей.

В е д у щ а я. Мы желаем крепкого здоровья и долгих лет жизни всем ветеранам. Спасибо вам за все.

Звучит тихая музыка.