Урок мужества для учащихся 10-11 классов

Урок мужества для учащихся 11-го класса.

Тема урока: «Служба срочная — военная.»

Цель: Воспитание молодежи в духе патриотизма, уважения к Вооруженным Силам России.

Задачи: 1. Формирование у учащихся положительного настроя и готовности к военной службе по призыву.

2. Ознакомить учащихся с законодательными документами по вопросу, связанному с военной службой по призыву.

3. Рассмотреть (заслушать) точки зрения на военную службу по призыву.

Учебно-методическое сопровождение урока:

Учебник по ОБЖ

раздаточные материалы:

- Конституция Российской Федерации – ст. 59, 71, 83, 87,102, 106, 114.

- закон «Об обороне» — ст. 1

- закон «О воинской обязанности и военной службе» — ст. 1,2,3.

- результаты анонимного опора учащихся;

- диаграмма «Сроки военной службы по призыву в истории Российского государства»

4. Политическая карта Российской Федерации.

5. Портреты Великих полководцев.

6. Цитаты по теме на доске.

7. Карта России.

8. Компьютер, проектор, презентация.

9. Анкета для юношей и девушек.

Содержание урока.

Заранее проводилось анонимное анкетирование учащихся 11-х классов.

На урок приглашены юноши-выпускники школы, которые недавно отслужили или проходят службу по призыву.

Вступительное слово учителя.

Клянусь Вам своей честью, что я ни за что на свете не согласился бы

Ни переменить Родину, ни иметь другую историю, чем историю наших предков, какую нам послал Господь. А.С.Пушкин.

Военная служба –есть особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах Российской Федерации, а также в других войсках и воинских формирований. Поэтому она имеет высокую значимость для всего общества.

Фронтальная беседа.

1.Повышение обороноспособности страны –объективная необходимость.

Вопросы учащимся:

Каковы основные функции государства?

Что представляет наибольшую угрозу безопасности России?.

3.Дать определение армии (Вооруженным силам).

Любому государству, а России в особенности для обеспечения обороны хорошо подготовленная и вооруженная самым современным оружием армия. Почему России в особенности нужна такая армия?

1.У России самая большая протяженность границ (60 932 км, из них 38 807 км –

морские границы).

На многих участках после развала СССР границы стали прозрачными.

Кроме того , из истории хорошо известно, что очень часто развалу или гибели государства предшествовало поражение армии.

Вывод учителя:

Таким образом , наличие у государства хорошо оснащенных, отлично обученных Вооруженных сил- объективная необходимость.

Историческая справка.

На протяжении многих веков многочисленные вражеские орды опустошали российские земли. Поэтому нашему народу приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое существование и независимость. Вот почему профессия воина, защитника Отечества, так всегда ценилась на Руси. Даже враги России постоянно отмечали, что российский воин обладает несгибаемой волей к победе, проявляет стойкость в обороне и твердую решимость в наступлении. За всю историю Российского государства подавляющая часть полководцев, флотоводцев, генералов, адмиралов, офицеров. Солдат и матросов реализовывали государственно-патриотическую идею. Незыблимой традицией был и остается патриотизм и верность своему Отечеству.

(Несколько коротких выступлений учащихся о великих полководцах)

2. Военная служба по призыву в Конституции и законах.

Для того чтобы создать Вооруженные силы, содержать их, пополнять личным составом, нужна прежде всего законодательная база. Главным правовым документом, определяющим деятельность каждого гражданина и Вооруженных сил РФ по обеспечению безопасности страны, является Конституция РФ.

Учащимся раздаются ксерокопии статей Конституции. имеющих отношение к Вооруженным силам и предлагается, ознакомившись с ними, ответить на следующие вопросы:

Чем для граждан РФ является защита Отечества?

Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ?

Кто осуществляет меры по обеспечению обороны страны?

В соответствии с требованиями Основного закона (Конституции) страны были разработаны и приняты федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, которые и лежат в основе деятельности Вооруженных сил РФ.

«Об обороне»

«О статусе военнослужащих»

«О воинской обязанности и военной службе»

«Концепция национальной безопасности»

«Военная доктрина»

«Общевоинские уставы»

«Положение о воинском учете»

Сегодня мы рассмотрим некоторые статьи двух законов:

Закона «Об обороне»

Закона «О воинской обязанности и военной службе»

Учащиеся работают с ксерокопиями законов. Затем им предлагается ответить на вопросы:

( Закон «Об обороне»)

С какой целью устанавливается воинская обязанность граждан РФ?

С какой целью создаются Вооруженные силы РФ?

(Закон «О воинской обязанности и военной службе»)

1. Что предусматривает воинская обязанность?

2. Имеет ли право гражданин РФ проходить военную службу в добровольном порядке?

3. Имеет ли право гражданин РФ заменить военную службу альтернативной гражданской службой?

3.Мнение учащихся о воинской обязанности.

Итак, все необходимые законы есть. Но есть и проблемы, заключающиеся в неоднозначном отношении молодежи к военной службе по призыву.

Предлагаю учащимся высказать свою точку зрения по этому вопросу.

( время выступления 1 минута)

Мы выслушали ваше мнение, а теперь послушаем наших гостей.

Вопросы выступающим гостям:

Что дала Вам служба в армии?

Какую новую профессию вы приобрели?

Появились ли у вас новые друзья?

А сейчас я познакомлю вас с результатами проведенного опроса среди юношей и девушек вашего класса и других классов.

Большинство девушек на вопросы анкеты ответили отрицательно, но ведь нужно иметь в виду, что служба в армии имеет и положительные стороны.

В армии каждый военнослужащий может повысить свое мастерство и получить новую специальность, которая пригодиться в будущем.

— страх перед предстоящей службой в армии испытывают юноши, имеющие

неудовлетворительные результаты по физической подготовке. Поэтому надо закаляться, тренироваться. Набираться сил, и тогда появится уверенность в себе, а страхи пропадут.

Все, кто посчитал необходимым высказать свою точку зрения на воинскую службу по призыву, сделали это.

А теперь давайте посмотрим на карту России. Те из вас, кому приходилось путешествовать по стране, видели ее просторы, ее красоты, от которых замирает сердце. Такую страну нельзя не любить, такую страну нельзя не защищать. И ее защищали во все времена ваши далекие прадеды, деды и отцы.

(см. Сроки военной службы по призыву в истории Российского государства)

Итог урока.

Скоро придет время , когда обязанность защиты Родины ляжет на ваши плечи. На сколько вы к этой миссии готовы, какие чувства испытываете при этом, мы услышали от тех, кто поделился с нами.

Сегодня вы познакомились и сейчас имеете представление об обороне государства, как важнейшем элементе безопасности личности и общества;

Знаете о конституционных обязанностях граждан России по защите Отечества и имеете возможность психологически подготовить себя к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

На протяжении своей жизни человек занимается различными видами

деятельности, в том числе и воинской. Издревле мужчине на роду написано быть не только кормильцем семьи, тружеником, но и воином. Он в случае необходимости должен уметь постоять и за свою семью, и за свою честь и достоинство, и за свою страну.

Армия в нашем Отечестве всегда была школой мужества и героизма, верности гражданскому и воинскому долгу.

Домашнее задание.

Подумать, как готовить себя к выполнению воинского долга уже сейчас и психологически и физически?