Урок мужества Быть или Не Быть

План-конспект урока мужества «Мужество. Быть или Не Быть….?»

Цель урока:

историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание учащихся, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны, способных встать на защиту Отечества.

Задачи:

Образовательные

- расширить запас знаний учащихся о Великой Отечественной войне

- выяснить значение и происхождение слова «мужество»

- установить внутреннюю связь между разными видами искусства

Воспитательные

- воспитать сознательную любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной Войны

- воспитание у школьников личностных качеств и свойств патриотов, защитников Отечества

- воспитание навыков слушательской культуры, эмоциональной отзывчивости

Развивающие:

- способствовать развить образного мышления

- способствовать развитию художественно-творческой активности

-способствовать развитию умения выражать свои мысли и чувства

Оборудование:

музыкальный центр , ноутбук, проектор, презентация, демонстрационный материал.

План-конспект урока «Мужество. Быть или Не Быть….?»

Дополнительный материал

Содержание урока

Деятельность учащихся

Вход в класс под музыку:

« За того парня»

слова Р. Рождественского, музыка М. Фрадкина

Из кинофильма «Минута молчания«(фрагмент)

Иллюстрации или материал в презентации:

-Вечный огонь

-Портрет Лени Голикова

-Памятник в Великом Новгороде Л. Голикову

-надгробный памятник Герою Советского Союза Л. Голикову в деревне Лукино

-А. Широков « За Родину!»

-К. Антонов « Победители»

-М. Самсонов « Сестрица»

-« Я помню, я горжусь!(надпись на фоне георгиевской ленточки и памятник Защитникам Отечества)

Дополнительный материал.

На доске заранее приготовить иллюстрации и эпиграфы.

Эпиграфы:

« Никто не забыт, ничто не забыто…»

« Быть или не быть…»

« Мы- внуки Победы…»

Здравствуйте, ребята!

Как вы уже догадались, сегодняшний урок мы посвятим Великой Отечественной Войне.

? Скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают при словах «ВОВ»?

Действительно, в исторической памяти ВОВ сохранилась как символ горя и бедствий, мужества и Победы, доставшейся нашим дедам ценой

Содержание урока

Горе, смерть, фашизм, беда, слезы, героизм, мужество, ветераны, Победа….

Деятельность учащихся

С.Рахманинов , Элегия es-moll

(4,07 мин)

Дополнительный материал

огромных потерь!

Имя Муссы Джалиля, поэта-борца, облетело весь мир. Мужественная поэзия Муссы не оставляет равнодушным ни одного человека, ни одно поколение. Недолгая, но героическая жизнь поэта, его пламенное , вдохновенное творчество является олицетворением беспримерного мужества и беззаветного служения народу и Родине. Тяжело раненный, он попадает в плен, в концлагерь Маобит. Кошмар фашистского концлагеря не сломил поэта, с большим риском для жизни он создает подпольную антифашистскую организацию, которая организовывала побеги пленных, распространяла листовки и патриотические стихи. Самому поэту не пришлось дожить до счастливого дня Победы: он был зверски четвертован 25 августа 1944 года в Берлине. Его поэзия и сейчас звучит как набат, напоминая о том, что дух истинного патриота не сломить.

Чтение стихотворения «Варварство» по музыку С. Рахманинова.

?Что чувствовали люди в эти годы?

Что помогло им выстоять и не сломаться?

Что заставило Зою Космодемьянскую молчать на допросах, испытывая невыносимые издевательства фашистов?

Что подвигло 19-летнего солдата Александра Матросова закрыть в бою собственным телом амбразуру вражеского дзота?

Что думал в свои последние минуты Николай Гастелло, принимая решение направить свой горящий самолет на скопление немецких танков, машин и бензоцистерн?

Мне бы очень хотелось, что бы вы, встречая на своем пути стариков, всегда вспоминали о мужестве этих людей, их героизме , отваге.

У Сергея Островского есть очень суровые слова, но они помогут всем нам

Содержание урока

Чувствовали Великое горе, потери, голод, смерть близких, а выстоять помогли героизм, мужество, глубокое чувство любви к своей родине и к своему народу….

Деятельность учащихся

Дополнительный материал

еще глубже понять чувства людей, прошедших войну.

Ты был солдатом?

Был ли ты солдатом?

Терял ли ты любимых на войне?

Страдал ли ты от холода, от жажды?

Кровавой тряпкой раны бинтовал?

На безымянном поле не однажды

Друзей в могилы зарывал?

Мы часто говорим о стариках и очень редко вспоминаем о том, что в годы ВОВ многие из них были примерно вашего возраста.



Так, например, Леня Голиков – Герой Советского Союза, награжден посмертно орденом Ленина и медалью « Золотая звезда». Ему было 14 лет, когда он случайно встретил своего учителя, который ушел в партизанский отряд и уговорил его взять с собой. С тех пор он почти год боролся с немецко-фашистскими захватчиками в тылу врага. Он работал сначала в паре с еще одним пареньком, Митяем. Они вместе ходили в разведку, узнавали, где располагались вражеские гарнизоны и огневые точки врага, где находились блиндажи. Ребята придумали свой способ разведки. Они одевались в лохмотья, брали суму и под видом нищих ходили по селам, выпрашивали милостыню, а сами глядели во все глаза и все примечали: сколько та солдат, какое у них оружие, сколько автомашин, пушек. Часто Леньке грозила опасность. Однажды, выполняя важное задание, Леньку контузило, и он долго пролежал в шалаше. Но поправившись, он снова стал ходить в разведку. Однажды с Митяем они должны были взорвать вражеский эшелон. Сделав это, они стали убегать, но Митяя ранили. Он умолял Леньку бросить его и спасаться, но Ленька и подумать не мог, чтобы оставить раненного товарища. Сначала он нес его на себе, а когда сил уже не было, но связал две березки, сделал волокушу

Содержание урока

Деятельность учащихся

Дополнительный материал

и на ней стал волочить друга до партизан. ( И это все в то время, когда у него над головой летали пули!). Утром командир отряда объявил Леньке благодарность перед строем и сказал, что партизан-разведчик Леонид Голиков за спасение товарища будет представлен к правительственной награде. А через несколько дней его приняли в комсомол, и он получил первую свою медаль « За боевые заслуги».

Но самым большим достижением Леньки был немецкий генеральский портфель с документами огромной важности. Ленька подорвал генеральскую машину и, увидев, что из нее выбежал человек с портфелем, стал догонять его. Между Ленькой и генералом началась перестрелка, в которой Ленька одержал победу. Позже из Москвы пришла радиограмма — предлагали представить к высшей награде всех участников операции по захвату важных немецких документов. В Москве еще не знали, что документы захватил один партизан и ему всего 14 лет!

К сожалению, Ленька так и не узнал о своем награждении. Он погиб в неравном бою под селом Острая Лука 24 января 1943года. Мать лени долго не знала о судьбе своего сына. И только однажды в Лукино приехал курьер в военной форме и передал Екатерине Алексеевне большой пакет с печатями. В нем находилась наградная грамота Герою Советского Союза Голикову Леониду Александровичу за его геройский подвиг в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в тылу врага и за особые услуги в организации партизанского движения Ленинградской области. Курьер рассказал, что Леня Голиков принимал участие в 27 боях, истребил 78 фашистов, пустил под откос вражеский эшелон, подорвал 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 3 склада с фуражом и продовольствием, 9 автомашин с боеприпасами.

В селе Острая Лука на месте, где шел неравный бой, в котором погиб партизан Леня Голиков, на пригорке против братской могилы выросла новая просторная школа. Дети приносят цветы на могилу маленького

Содержание урока

Деятельность учащихся

Дополнительный материал

Героя, который погиб в боях за Родину. Его именем названа улица в Новгороде, его имя носят школы, ему в Великом Новгороде, в сквере против Дворца пионеров, стоит гранитный памятник, возведенный в 1964 году к 20-й годовщине освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Леня изображен на памятнике с автоматом в руке. Народный мститель бдительно и смело смотрит вперед. Он навеки стал на свой пост.

Герою Л. Голикову установили памятник и в Москве на территории Всероссийского выставочного центра(бывшая ВДНХ). Улицы в Великом Новгороде, Санкт-Петербурге.

Вот таким мужеством обладали люди ВОВ!!!

? Так что же такое МУЖЕСТВО?

А знаете ли вы, что слово « мужество» в разные эпохи имело свое значение?

Например:

- в древнем мире — это смелость, храбрость, отвага, умение защитить свою семью и племя от врагов и принести добычу;

-в 17-18 веке (барокко) означало галантность, элегантность ( т.е. утонченный вкус), внешнее благородство и изысканность;

- в эпоху капитализма — это солидность и респектабельность, умение заработать деньги, обеспечивать близких, а также элегантность, т.е. умение следить за собой;

- в России с давних времен сохраняется образ « мужика» — как « мастера золотые руки», надежного, трудолюбивого, способного обеспечить себя и близких. А также в России мужество – это искренность, инициативность, трудолюбие и активность;

Содержание урока

Храбрость, смелость, отвага, риск, героизм…



Деятельность учащихся

Эпиграф на доске :

« Быть или не быть….»



Дополнительный материал

- с греческого языка « мужество» означает присутствие духа, внутренней силы и уверенность в себе в трудных обстоятельствах.

Мужество-это способность бесстрашно противостоять опасности.

Т.е. выходит, что МУЖЕСТВО-это основа всех человеческих добродетелей!

? А теперь я вас попрошу взглянуть на доску и продолжить фразу: « Быть или не быть….»

Действительно, у каждого человека всегда есть выбор: быть или не быть…. и он всегда вправе выбрать свой путь в жизни.

? Как вы думаете, для того чтобы БЫТЬ Человеком с большой буквы, честным, преданным, героем, самим собой, настоящим другом и т.д. нужно ли мужество?

?Докажите, пожалуйста!

Содержание урока

человеком ,героем, самим собой, достойным, настоящим другом, хорошим учеником, сыном, честным….

Конечно!

Чтобы быть САМИМ СОБОЙ нужно мужество решиться быть честным со всеми окружающими и с самим собой, а это часто бывает очень трудно.

Чтобы быть ЧЕЛОВЕКОМ, надо мужество всегда быть добрым, искренним, отзывчивым, любить себя и окружающих, относиться к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

Деятельность учащихся

Эпиграф на доске:

«МЫ — ВНУКИ ПОБЕДЫ»

Выход из класса под песню

« День Победы»

Сл. Харитонова В. 

Муз. Тухманова Д. 

Молодцы, ребята! Думаю, что из всего сказанного можно сделать вывод, что мы, ВНУКИ ПОБЕДЫ, должны достойно нести звание ЧЕЛОВЕК, быть мужественными в любой ситуации и помнить о тех жертвах войны, которые принесли наши деды ради нашего с вами счастливого будущего!

?Думаю, что сейчас самое время отдать частичку своего сердца нашим ветеранам и прошу вас написать письмо ветерану ВОВ, что бы вы хотели ему сказать?

Я очень рада, что вы все прониклись темой нашего урока и считаю, что смело можно закончить урок песней « День Победы»

И т.д.

Творческая работа на 5 минут

Чтение в классе писем к ветерану(ам)