Урок мудрости

УРОК МУДРОСТИ

ПО СКАЗКЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

«МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ»

( для учащихся 5 класса)

Цели:

- на примере главного героя сказки «Маленький принц» сформировать у учащихся понятие об основных законах человеческого общения: взаимопонимании, ответственности «за тех, кого мы приручили»;

- формировать у учащихся желание знакомиться с художественной литературой, учить делать выводы о прочитанном, анализируя это прочитанное;

- воспитывать определенные нравственные качества, которыми обладают положительные герои сказки;

- закреплять навыки работы с книгой, монологическую речь.

Оборудование: портрет, книжная выставка, рисунок планет-астероидов , рисунок планеты Земля.

Ход урока

Библиотекарь. Сегодня мы с вами будем говорить о сказке французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Это необычная сказка. Она не похожа на привычные детям сказки «Золушка», «Дюймовочка». Это сказка философская, серьёзная, глубокомысленная. Сказку Экзюпери считают лучшей сказкой ХХ века. Давайте попробуем разобраться, в чём заключается ее мудрость.

Сказка «Маленький принц» была написана в 1942 году. Это как бы литературное завещание писателя, его мудрый рассказ о любви и верности, о дружбе и самопожертвовании, о доброте и красоте.

В 4 года у Антуана де Сент-Экзюпери умер отец. И мать, талантливейшая художница, осталась одна с пятью детьми. Она глубоко затаила своё горе, окружила детей нежнейшей любовью. А потому детство Антуана было, несмотря на раннюю смерть, счастливейшей порой. Мать рассказывала детям сказки, окружала их атмосферой волшебства. В армии он стал пилотом, и это определило его дальнейшую профессию. На ещё несовершенных самолётах, овладевая техникой ночного полёта, прокладывал новые трассы; часто рискуя жизнью, летел спасать товарища. Он чувствовал себя в ответе за людей и за свою Землю. В 1939 году началась Вторая мировая война, Экзюпери был признан негодным для службы, но продолжал летать, сражаться за мир на Земле. Весь израненный, Экзюпери продолжал летать и вести военную разведку. 31 июня 1944 года его самолет не вернулся из разведки на базу… Он жил недолго и написал не очень много, но успел сказать людям самое главное…

Беседа о жизни Маленького принца на его планете

Учитель. В 1943 году он работал над сказкой «Маленький принц». О чём сказка? Именно там, в детстве, он ищет ответы на самые волнующие его вопросы.

Что такое дружба, верность, любовь? Автор говорит, что нельзя забывать собственное детство, нужно слышать его в себе постоянно, тогда и в поступках взрослого будет больше смысла и ответственности.

Но так ли все благополучно в мире взрослых?

Учитель. Маленький герой сказки попадает в мир взрослых, и многое ему становится непонятным, вызывает недоумение и огорчение. Почему?

Ответить на этот вопрос поможет работа аналитиков-исследователей путешествия Маленького принца. Именно мы и будем этими исследователями.

Учитель. Когда и при каких обстоятельствах мы встречаемся с принцем?

Ответы детей.

Учитель. Кто он главный герой сказки? Какой он? Есть ли у него правила, по которым он живёт? Почему Маленький принц каждый день ведёт борьбу с баобабом?

Работа со словарём. Толкование слова баобаб.

Баобаб — большое тропическое растение с очень толстым стволом и сильной корневой системой ( написано на доске )

Почему же автор говорит нам:

-Дети, берегитесь баобабов: Чем же они опасны?

Учитель. Сначала Маленькому принцу было грустно на своей планете, он был один. А что появляется у него потом? ( Цветок, который он нежно полюбил,- роза)

Учитель. Почему же Маленький принц улетает от розы? ( он обиделся и решил улететь)

Чтение по ролям эпизода «Прощание с розой» (гл. IX)

Учитель. Что же, по-вашему подарила роза на прощание принцу? (наверное, самое прекрасное, что может подарить любимая- потребность в тебе, в твоей защите. Слова розы: «Ты мне нужен»)

Учитель. За что любил Маленький принц розу? ( Трудно сказать, за что мы кого-то любим. Если мы любим за что-то, то это уже расчет, а не любовь)

Работа в группах

«Встречи маленького принца с родными людьми»

(Записывать в тетради выводы, на доске отмечать цитаты, иллюстрирующие жизненное кредо встреченных Маленьким принцем людей)

Где побывал Маленький принц? Чем поучительны его встречи?

Встреча с королём

Вывод: Правитель должен знать потребности своих подданных и не требовать от них большего, чем то, на что они способны.

Есть такое мнение: «не отдавай приказа, если ты точно знаешь, что его нельзя выполнить».

Запись на доске цитаты.

« С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумна».

Встреча с честолюбцем

Вывод: Человек, стремящийся только к достижению каких-либо амбициозных целей, постепенно теряет все нормальные человеческие чувства, он смотрит на людей как на объекты скорейшего достижения своих целей и своих планов.

Цитата : « Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал»

Встреча с пьяницей

Вывод: Каждый человек может изменить свой образ жизни, если очень этого захочет.

Цитата: «Каждый человек должен найти в себе силы изменить себя, если нужно»

Встреча с деловым человеком

Вывод: Нельзя жить лишь одним стремлением к выгоде, не замечая прекрасного вокруг. Такая жизнь ущербна.

Цитата : « Человек, который никогда никого не любил, он не человек, он гриб».

Встреча с фонарщиком

Вывод: На свете должны быть люди, которые освещают нам путь в ночи. Если бы не они, мы затерялись бы в лабиринтах жизни.

Цитата: « Фонарщики живут не только на крошечных планетах их цель- жить для кого-то»

Встреча с географом

Вывод: Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя «важным лицом и ему некогда разгуливать». Для географа ценность – наполнение знаний, которые никому не нужны, кроме него.

Цитата: « Нельзя изучать мир, не выходя из кабинета».

Учитель. И вот Маленький принц на Земле, какое разочарование постигло его здесь?

Потом он встретился с Лисом(инсценирование). Конец XXI гл.

Учитель. Какой секрет открыл Лис? Какую мудрость дарит нам?

Оформление ответов на доске и в тетради.

Чтобы стать другом, надо чтобы тебя приручили.

Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь.

Учитель. Какая мудрость открывается нам писателем?

(Рассказы о тех, кого приручили. Как люди делают не то, что хотят в силу обиды или настроения)

Заключение

Учитель. А какими были эти взрослые, когда они были такими, как Маленький принц?

Почему это случилось? ( Может быть, они не пропололи в своей душе ростки баобаба, и баобабы завладеют всей планетой, они разорвут её на клочки.) Взрослые забыли об истинных ценностях, в повседневных делах и заботах люди перестают обращать внимание на красоту мира, забывают об истинных ценностях ( добре, дружбе, любви) и тем самым обедняют себя.

И Экзюпери своей сказкой напоминает нам о том, что надо в душе всегда хранить детскую чистоту, доброту, нежность. В этом глубокий смысл сказки.

Учитель. « У каждого человека свои звёзды. Одним, кто странствует, они указывают путь. Для других — это просто маленькие огоньки»,- так говорил Маленький принц, а писатель А. Сент-Экзюпери учит нас видеть сердцем души тех, кто дорог и близок нам, любить тех, кого мы приручили, кто рядом с нами, кто дорог нам.

Я назвала наш урок УРОКОМ МУДРОСТИ.

Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру.

Что я хотел бы сказать Маленькому принцу

Нарисовать иллюстрацию к сказке.