Урок Многофигурная композиция Бал 19 века Силуэты

Урок «Многофигурная композиция «Бал 19 века. Силуэты»

Тема урока: «Многофигурная композиция «Бал 19 века. Силуэты».

(по произведению А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).

Тип урока: Урок-образ.

Цель урока: познакомить учащихся с историей придворных балов 19 века на примере музыкальных и литературных произведений А.С.Пушкина «Евгений Онегин», закрепление знаний о пропорции фигуры человека в движение, графической техники “Силуэт” применительно к пушкинской тематике, использование в своих работах основных правил построения композиции (закона равновесия, композиционного центра).

Задачи:

Воспитательная — прививать любовь и почтительное отношение учащихся к истории русской культуре на примере творчества А.С.Пушкина, её гениального представителя; формирование художественно – творческой активности учащихся; нравственно – эстетическое отношение к миру, искусству, культуре.

Обучающая – учить показывать движения, познакомить учащихся с эпохой 19 века в России с веянием моды, возникновение бальных танцев, произведениями поэтов и творчестве композиторов.

Развивающая – развить творческую фантазию, воображение, интерес к искусству, культуре, умение работать в коллективе (создание коллективного панно, используя индивидуальные работы каждого ученика), формирование художественной грамотности и вкуса в работе над силуэтной композицией.

Оборудование и материалы:

Зрительный ряд: Презентация, фрагменты из фильмов «Как царь Петр Арапа женил», «Анна на шее», Фрагмент «Война и мир», «Летучая мышь», иллюстрации к роману А. С. Пушкина »Евгений Онегин», рисунки костюмов 19 века, таблица «пропорции человека», работы художников выполненные в графической технике силуэта и детские работы.

Музыкальный ряд; М. Огинский «Полонез», «Вальс» П.И.Чайковский, Ф.Ф.Шопен «Мазурка».

Литературный ряд: стихи. А Ф.Кони, А.С.Пушкина.

ТСО: диапроектор, магнитофон.

Материалы и инструменты: большой лист белой бумаги и черной, карандаш, раздаточный материал: сборная модель фигуры человека, клей, ножницы.

Новые слова. Словарь названий одежды и предметов туалета, употребляемых в романе «Евгений Онегин».

Берет – мягкий, свободно облегающий головной убор.

Боливар – мужская шляпа с очень широкими полями, род цилиндра.

Веер – небольшое ручное складное опахало, в развернутом виде имеющее форму полукруга, необходимая дамская бальная принадлежность.

Жилет – короткая мужская одежда без воротника и рукавов, поверх которой надевается сюртук, фрак.

Корсет – широкий упругий пояс, охватывающий торс и под платьем стягивающий талию.

Панталоны – мужские длинные штаны со штрипками без отворотов и заглаженной складки.

Перчатки – предмет одежды, закрывающий руки от запястья до конца пальцев и каждый палец в отдельности.

Сюртук – мужская первоначально верхняя одежда до колен, глухая или с открытой грудью, со стоячим или отложным воротником, в талию, с узкими длинными рукавами.

Фрак – мужская одежда, отрезная в талии, с узкими длинными фалдами сзади и вырезанными спереди полами, с отложным воротником и лацканами, часто отделанными бархатом.

Цилиндр – высокая твердая мужская шляпа с небольшими твердыми полями, верхняя часть которой имеет форму цилиндра.

Ход урока:

I Организационный момент.

(создание атмосферы взаимопонимания, проверка готовности к занятию.)

II Вступление.

Учитель:

- Какие ассоциации вызывает у вас эти слова — Бал! Бал! Бал!

Ученик:

- Радость. Смех. Музыка. Танцы. Движение. Нарядные люди. Веселье. Дамы. Кавалеры.

Учитель:

…Бал – настоящая находка

Для юных франтов и для дам;

Его с восторгом ждет красотка,

Он праздник пасмурным отцам.

Чтоб дочка куколкой оделась,

Хлопочет опытная мать,

А чтоб она не засиделась,

Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

Фрагмент «Война и мир».

III. Основная часть.

Учитель:

- Как вы наверно догадались. Тема нашего урока. « Многофигурная композиция. Бал 19 века. Силуэты» (по произведению А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)

Учитель:

- В каком веке появилось массовое увлечение бальными танцами, и какая страна считалась законодателем бального танца.

Ученик:

- Бальный танец возник в XIV в. в Италии и служил для массового развлечения. Затем он распространился во Франции. В XVI-XVII в. Франция стала законодательницей бальных танцев, в России впервые бал состоялся на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек. Потом о них забыли. Возобновил их русский царь Петр-1, и с тех пор они стали любимы и почитаемы.

Слайд.

Учитель:

- Как выглядел интерьер дворцовых залов?

Ученик:

- Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. Бал для дворян был местом отдыха и общения.

Учитель:

Чтобы погрузиться в чарующую и пьянящую атмосферу великосветского бала обратимся к страницам А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Слайд.

Учитель:

— У нас теперь не то в предмете

Мы лучше поспешим на бал,

Когда стремглав в ямской карете,

Уж мой Онегин поскакал.

Вот наш герой подъехал к сеням

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням,

Расправил волоса рукой.

Ученик:

- Вошел. Полна народу зала;

Музыка уж греметь устала

Толпа мазуркой занята,

Кругом и шум, и теснота

Бренчат кавалергарда шпоры,

Летают ножки милых дам

По их пленительным следам,

Летают пламенные взоры,

И ревом скрипок заглушен

Ревнивый шепот модных жен.

Ученик:

- Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума

Верней нет места для признаний

И для вручении письма.

Увы, на разные забавы

Я много жизни погубил,

Но если б не страдали нравы,

Я балы б до сих пор любил.

Ученик:

“… Люблю я бешеную младость

И тесноту, и блеск, и радость

И дам обдуманный наряд.

Люблю их ножки только вряд ли

Найдете вы в России целой, три пары

Стройных женских ног.

Слайд.

Учитель:

- Кто и где обучал бальным танцам?

Ученик:

- Танцами обучали с детства специально приглашенные, часто заграничные мастера-танцмейстеры. Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Умение хорошо танцевать считалось важным достоинством, и могло принести молодому человеку успех не только на паркете, но и в служебной карьере. Для девушки же оно было просто жизненной необходимостью, ведь зачастую именно появление на балу было для нее светским дебютом, и здесь происходило ее знакомство с будущим женихом.

Слайд.

Учитель:

-Какие бальные танцы были популярны в России?

Ученик:



-Менуэт, вальс, мазурка, котильон. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон.

Фрагмент из фильма «Война и мир», «Как царь Петр Арапа женил». «Анна на шее».

Учитель:

-На балах бальный внешний вид строго регламентировался. Как же одевались женщины?

Ученик:

-Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья , для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов — голубого, розового. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. Волосы должны быть убраны в высокую причёску, несколько локонов могут быть выпущены. При короткой стрижке желательно завить и украсить волосы (лентами и гребнями ).

Слайд

Украшения дам могли быть любыми — главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Обязательным атрибутом был веер.

Дамские туфельки, были сшиты из атласа, имели форму лодочки и обвязывались лентами вокруг щиколотки наподобие античных сандалий.

Слайд.

Учитель:

- Не случайно А.С. Пушкин посвятил в «Евгении Онегине» столько поэтических строк женским ножкам:

«…Летают ножки милых дам;

По их пленительным следам

Летают пламенные взоры…»

Во второй четверти XIX века силуэт женского платья вновь меняется. Возвращается корсет.

Вот как об этом сказано у Пушкина в «Евгении Онегине»:

«…Корсет носила очень узкий



И русский Н, как N французский,

Произносить умела в нос…»

Ученик:

-Юбка и рукава сильно расширились, чтобы талия казалась тоньше. Женская фигура по форме стала напоминать перевернутый бокал. На плечи набрасывали кашемировые шали, которые прикрывали декольте. Дамы могли украсить себя головным убором — беретом.

“…Кто там в малиновом берете

С послом испанским говорит?»

Князь на Онегина глядит.

— Ага! давно ж ты не был в свете.

Постой, тебя представлю я.

«Да кто ж она?» — Женя моя …»

Слайд.

Учитель:

- Как назывался стиль моды к 20-м годам 19 века.

Ученик:

- Стиль назывался ампир.

Учитель:

-Отгремела война 1812 года, но тем не менее, наиболее популярным в культуре вообще, и в моде был стиль ампир. Название его происходит от французского слова “империя”, а вдохновили его победы Наполеона. В основе этого стиля лежит подражание античным образцам. Костюм был выдержан в одном стиле с колоннами, высокая талия женских платьев, прямая юбка, корсет, помогающий лучше сохранить силуэт, создавали образ высокой, стройной красавицы античного Рима.

“…Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар,

Красавиц лёгкие уборы.

Людьми пестреющие хоры,

Невест обширный полукруг,

Всё чувства поражает вдруг…”

Слайд.

Ученик:

-Мужская мода была пронизана идеям романтизма. В мужской фигуре подчёркивалась выгнутая грудь, тонкая талия, изящная осанка.

“…На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры — во фраке.

Я мог бы пред ученым светом

Здесь описать его наряд;

Конечно б это было смело,

Описывать моё же дело:

Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет…”

в это время костюм включал длинные панталоны, которые держались на вошедших в моду подтяжках, жилет, смокинг, фрак, под фрак одевается шейный платок и белая рубашка. Дополняли мужской костюм белые перчатки и цилиндр.

На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор. На придворные балы полагалось приезжать военным в торжественном обмундировании полной парадной форме, в наградах.

Пушкин пишет об Онегине:

«…Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет —

И наконец увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил».

Слайд.

Физкультминутка.

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуть, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

IV Практическая работа.

Учитель:

- Вспоминаем, что такое силуэт?

Ученик:

- Силуэт – контурный рисунок предмета, закрашенный в один тон. (Показ рисунков с силуэтами на доске).

Учитель:

- Какие силуэты бывают?

Ученики:

- Черные, белые.

Учитель:

- Откуда произошло слово Силуэт.

Ученик:

- От фамилии министра финансов Эжена де Силуэта.

Учитель:

- На уроке мы познакомились с историей костюма и балов во времена Пушкина, вспомнили, что такое силуэт. Каждый из вас создаст парный (фигуры дам и кавалеров) танцующий силуэтный образ, характерный для бала 19 века во времена А.С.Пушкина.

Учитель:

- Что для этого нужно?

Изобразить на темной бумаге, на обратной стороне (которая белая), фигуры в движении (мужской и женский образ), исполняющий бальный танец. Если будет сложно сделать, то можно воспользоваться сборной моделью фигуры человека. Придумать необыкновенный красивый костюм и прическу, для дамы и кавалера и одеть фигуру в костюмы. Нарисовать одежду помогают репродукции 19 века, а также выставка детских работ. Готовый образ силуэт, вырежьте из чёрной бумаги. Если нет вопросов. Приступайте к работе. Чтобы вам легче было творить, я предлагаю слушать музыку, популярную в те времена.

Дети начинают самостоятельную работу.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы;

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст