Урок МХК Художественная культура ислама

Тема урока. Художественная культура ислама.

Цели урока. Познакомить детей с шедеврами исламской архитектуры, с творчеством поэта, ученого, философа Омара Хайяма, с древней формой персидской поэзии – рубаи.

Развивать любовь к прекрасному, прививать эстетический вкус, умение работать с текстами.

Воспитывать любовь и уважение к культурному наследию человечества.

Оборудование:

мультимедийный проектор,

мультимедийная презентация,

индивидуальный раздаточный материал,

книжная выставка по теме,

структурно-логическая схема по исламу.

Ход урока .

1. Организационный момент.

-Добрый день, уважаемые гости, коллеги, ребята. Начинаем урок.

(Звучит призыв муэдзина). Учитель приветствует ребят на арабском языке.

Арабский халифат . خلافة إسلاميةЯзык — арабский Население — арабы, персы, копты, армяне, сирийцы, грузины Время существования: 630 — 1258 гг.

На экране появляются названия стран (поочередно):

Сирия, Персия (Иран), Ирак, Афганистан, Азербайджан, Средняя Азия и Северная Африка, Турция и Южная Испания (читаю).

– Что объединяет эти страны, по — вашему? Слайд.

(Религия).

- Какая?

(Ислам). Слайд.

Совершенно верно. Религия, определяющая образ жизни и государственное управление в этих станах – ислам.

Как можно, исходя из этого, сформулировать тему урока?

(Художественная культура ислама).

Заставка на компьютере: Художественная культура ислама.

-Большую часть названных государств мы относим к Востоку. О нем и пойдет речь.

Кадры, сопровождаемые восточной музыкой – мечети, минареты, лица людей.

Заставка: Работа с информационной картой.

-Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой, богатством и какой-то тайной. Восточные красавицы, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде, в манерах. Многие называют Восток мудрым, кто-то коварным, многие прекрасным! Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры.

Перед вами информационные карты урока. На полях указаны сайты, которыми вы можете воспользоваться при сборе информации по теме «Ислам – одна из мировых религий». Работаем в группах с компьютерами, заполняем информационные карты. Время работы – от 5 до 7 минут. К этому уроку были подготовлены интересные факты по исламу, не дающие информации для заполнения карт, наши гости могут прослушать его, пока ребята готовятся.

Информационная карта урока.

Ф. И. __________________________________________________________

Страны, входившие в Арабский Халифат:___________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________

1.Ислам — это __________________________________________________________

2.Мусульмане- __________________________________________________________

3.Бог мусульман-______________________________________________________

4.Главная священная книга мусульман-___________________________________

Время ее создания-____________________, кол-во глав-_______,их общее название-______________,

тематика-__________________________________________________ __________________________________________________________

5.Сборник рассказов о жизни мусульманского бога-_______________________________________________- 6. Назовите пять столпов ислама:___________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________

7.Священный для мусульман день -__________________________________________________________

Главные центры ислама-__________________________________________________________

Подчеркните нужное. Исторические корни ислама восходят: а) к буддизму; б) иудаизму; в) язычеству;

Ответьте на вопросы:

Где проходила молитва у мусульман?________________________________________________



Что мечеть представляет собой, как она выглядит?_________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________

Как называется алтарная ниша?_____________________________________________________

В какую сторону обращена алтарная ниша?_____________________________________________________

Как оформлялся главный фасад с улицы?____________________________________________________

Кто созывал на молитву?__________________________________________________ Укажите источники информации:_______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________

К этому уроку было подготовлено сообщение, наши гости могут прослушать некоторые моменты из него, пока ребята готовятся.

( Интересные факты по исламу, не дающие информации ученикам).

Ребята заканчивают работу и имеют возможность проверить себя, увидев презентацию.

Проверочная презентация. (Гиптенко Остап Сергеевич) В это время:

Меняемся информационными картами, проверяем работы друг друга. Неверное подчеркиваем.



Теперь поговорим о достижениях культуры народов Арабского Востока.



-«Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда…». Эти слова сказаны Р.Киплингом.

Долгое время Восток оставался за семью печатями. Изучать его начали сравнительно недавно, в XIX веке. И сейчас мы сделаем еще шаг в сторону познания загадочной и неповторимой восточной исламской культуры.

Работу мы построим не совсем обычным образом.

Мы открываем виртуальное туристическое агентство «Арабески». Слайд.

Перед тем, как открыть туристическое агентство, нужно задуматься, как клиенты узнают о вашей фирме. Рекламируйте свое туристическое агентство, подчеркивая свою специализацию Прежде всего, необходимо познакомить гостей с направлением нашей деятельности. Мы будем работать по направлениям: Сирия, Персия (Иран), Ирак, Афганистан, Азербайджан, Средняя Азия, Северная Африка, Турция, Южная Испания. Почему Персия? Потому что виртуальное агентство предлагает путешествие тоже виртуальное – по странам Арабского Халифата.

Штат нашего туристического агентства состоит из: Слайд.

— директора (Даниловой Т.Н.)

— старшего менеджера (Гиптенко Остапа)

-рекламного агента и фотографа:(Савостьянов Даниил)

-менеджеров (Бибикова Павла, Лашкова Алексея).

— туроператоров: Капичниковой Надежды, Картавенко Ксении, Архиповой Юлии, Федорчук Евгении.

Весь штат хорошо подготовлен и в последнее время специализируется на работе с указанными направлениями.

Д/з было подготовить буклеты по направлениям, с которыми работает наша фирма. Они у вас на столе. Вы можете ознакомиться с ними и оценить, как ребята справились с задачей.

Выступления ребят. Буклеты.

А теперь туроператоры проведут экскурсии на темы:

АРХИТЕКТУРА

(Мечети)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

(арабески)

ЛИТЕРАТУРА (рубайи)

ТАНЦЫ, ОДЕЖДА, МУЗЫКА – учитель.

Работают туроператоры.

- А теперь мы проведем блиц — опрос с целью – закрепить полученные знания.

Блиц – опрос.

-Назовите самую молодую религию мира (Ислам)

-Когда она появилась? (В VII в. н. э. )

-Где зародился ислам? (На Аравийском полуострове)

-Ислам – это вера в единого бога или в многобожие? (В Аллаха, 1 бог)

-Главные центры ислама? (Мекка и Медина)

-Священная книга мусульман (Коран)

-Назовите пять столпов ислама (исповедание веры; хадж; пятикратная молитва; закят (милостыня, садака); пост).

-Священный для мусульман день (пятница)

Работаем по изученной теме.

Исправьте в тексте ошибки (выявленные ошибки подчеркните)

Ислам, как религия появился в III тысячелетии до н.э.. Зародился он в Междуречье и распространился по всему миру . Основателем ислама стал Синдхартха Гаутама. Во время медитаций ему превидился аллах, который говорил пророчества. В дальнейшем данные пророчества составили священную книгу мусульман «Талмуд». Главными мусульманскими центрами являются Афины и Рим, куда один раз в год съезжаются мусульмане. Гаутаму назвали пророком. Все мусульмане должны соблюдать 10 заповедей.

В священной для всех мусульман день в воскресенье, верующие должны пребывать в молитвах и соблюдать пост.

Проверяем.

Итог урока. Слайд.