Урок Мир русской избы

Урок истории России (6-7 классы)

Разработала учитель истории высшей квалификационной категории

МОУ «Цыбинская СОШ» Ногач Татьяна Алексеевна

Тема: «Мир русской избы»

Продолжительность урока: 45 мин.

Тип урока: обучающий

Форма урока: урок-экскурсия

Задачи урока

Образовательные:

Продолжить знакомство учащихся с условиями быта крестьян, подчеркнув, что они оставались почти неизменными на протяжении веков;

обратить внимание на богатство традиции и обычаев, связанных с миром крестьянской избы;

привлечь учащихся к поиску старинных вещей, оформлению экспозиции, сбору пословиц и поговорок по теме урока, что способствует повышению интереса к предмету и развитию творческих способностей учащихся;

подчеркнуть самобытность, талантливость русского народа, его простоту и глубокую духовность.

Развивающие:

Активизировать познавательный интерес к истории;

развивать кругозор детей, память, внимание учащихся, мышление, умение анализировать, обобщать, графические умения, связанные с составлением схемы жилья, воображение и фантазию.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся интерес к историческому прошлому Родины

Воспитывать эстетический и художественный вкус в процессе восприятия учебного материала.

План урока

1Оргмомент-1 мин

2. Сообщение темы, цели и задач урока- 1-2 мин

3.Повторение пройденного по теме «Русская изба»,

проверка домашнего задания.

4. Объяснение нового материала:

-красный угол;

-печной угол- (самостоятельная работа);

-женский угол;

-мужской угол;

5.Подведение итогов, домашнее задание.

Ход урока

Презентация

3. Повторение пройденного по теме «Русская изба»,проверка домашнего задания.

Беседа учителя с учащимися: Русская изба… С ней мы уже не первый раз встречаемся на нашем уроке,и вновь обращаемся к ее образу. Деревенский дом — это своеобразная колыбель крестьянской России. Еще в начале 20 века большинство населения страны жили в селах и многочисленных деревнях в деревянных домах.,причем их вид практичене менялся с 15 века. В деревенских избах рождались и прожили свои жизни десятки поколений простых русских людей, трудом которых создавалось и приумножалось богатство России. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы (Работа со слайдом1) ее конструкцией: фронтон избы — чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.(Слайд 2)

Глаголем, кошелем и брусомДом строили с резным крыльцом,С обдуманным мужицким вкусомИ каждый со своим лицом.

В.Федотов

Давайте посмотрим на лица домов нашей деревни,заглянем им в глаза, о чем они нам раскажут.

Я просила вас, сфотографировать дома цыбинчан, давайте посмотрим ваши работы. (слайд3) (Смотрим,анализируем).

Вывод учащихся:

Каждый дом в нашей деревне имел свое лицо

В наше времяогда внешний вид деревни меняетсяполностью,он становится более практичным,стандартным очень важно сохранить их первозданный вид,хотя бы в фотографиях,чтобы подрастающее поколение имело представление,в каких домах жили их пращуры.

Учитель: Как строилась русская изба?

примерный ответ ученик Жаль, что до наших дней мало дошло старинных деревянных сооружений. Одни из них уничтожены пожарами в лихие годы, другие не пожалело время. Но мы всё равно знаем, что строили наши предки свои дома при помощи одного топора. А потому-то избы и назывались рублеными. Нет в такой постройке ни одного гвоздя. Ведь гвозди ржавеют, а вместе с ними портится и дерево. Но кроме этого, наши предки считали, что дерево – это живое существо, а в живое можно ли гвозди вбивать?

Крыли избы соломой, а иногда осиновыми пластинами. Об этом дереве говорят: осина не горит без керосина (т.е. плохо горит). А значит строение, покрытое осиновыми пластинами, не сразу возгорится. И ещё одно свойство осины использовали наши предки: после высыхания она приобретала металлический блеск, а на солнце отсвечивала золотыми оттенками.

4. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Беседа учителя с учащимися: В народной культуре дом-средоточие основных жизненных ценностей, счастья, достатка, единства семьи и рода.

Дом там и жизнь там, где от покойной бабки остались рушники и веретено, где зарубка, что сделал дед, тулуп отцовский, и детство, и сказки, и домовой… Давайте шагнем с крыльца и окажемся в…….(дети - сенях).(Кадр 3) Учитель: О!!! Какой чудесный запах? Чем же здесь пахнет? (Ответы детей)Для чего сени были нужны? Каково их предназначение? (ответ детей)

Давайте же шагнем за порог деревенской избы, только договоримся: во время экскурсии мы на альбомных листах будем рисовать схему (вид сверху) избы,а потом проверим,что унас получилось.

Мы отворяем двери, и ой как больно я ударилась? ой! как ногу больно? Вопрос: Обо что я ударилась? (дети – порогужен,чтобы хранить тепло и не пускать злые силы)

Красный угол

Перед нами слева красный угол избы.(кадр презентации ) Бывает он и справа,все зависит от того,в каком углу у входа стояла печь-красный угол рапологался по диагонали от него. В нашей деревне печь, в основном стояла в правом углу ,а красный угол – был напротив ,в левом. Почему этот угол называют красным? Не знаете? А что означает слово красный? С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол. Красный значит красивый, главный.

Красный угол (передний, большой, святой ) Изначально строили дома так, чтобы этот угол дома был направлен на юго-восток. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами.

В красном углу находилась божница с иконами и лампадой, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. В красном углу подле стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей, — две полки полавочника(Кадр презентации).Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол. Войдя в избу, гость оказывался лицом к лицу с образами и на них крестился и кланялся,а уже затем здоровался с хозяевами.

В красном углу под образами помещался стол. У группы ребят было проектное задание « Стол в русской избе». Мы их сейчас и заслушаем.

Выступление учащихся (Презентация проэкта учащихся)В народной традиции стол считали ладонью Божьей, протянутой к человеку. И не зря говорят, приглашая к столу: «Угощайтесь, чем Бог послал». Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын — по левую, третий — рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человека, их нарушившего, могли строго наказать. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений.

Поведение за столом было скромным и почтительным. Не разрешалось стучать по столу, нельзя было громко разговаривать и смеяться, скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол.

Стол редко передвигался на другое место. Это свойство стола – неподвижность – использовали в обрядах. Так, женщина, купившая кур на базаре, брала их за ноги и обносила вокруг стола, приговаривая: «Как стол от избы не отходит, так бы и вы, куры, от двора не отходили». Стол всегда был местом, где происходило единение людей: человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался как «свой».

На стол не разрешалось помещать посторонние предметы. На столе могли находиться только хлеб и соль. В сказках, былинах, пословицах и поговорках, народных песнях хлеб и соль упоминаются вместе. Да и сегодня обед не обходится без соли. «Без хлеба не сытно, без соли не вкусно», «Без соли и хлеб не естся», — говаривали в старину.

В седой дали веков сложилось убеждение, что хлеб и соль – это символ достатка и благополучия, щедрости и гостеприимства. По старинному обычаю и в наши дни дорогих гостей встречают хлебом-солью, а незваные непрошеные уходя «несолоно хлебавши».

Без соли человек не может обойтись так же, как и без воздуха, воды. Потому-то к соли всегда относились бережно — просыпать соль считалось большим грехом. До сих пор бытует примета: рассыпать соль – к ссоре.

На Руси немалым грехом считалось уронить и не поднять хотя бы крошку хлеба, ещё большим — растоптать кусок хлеба ногами. В народе считали: кто роняет крошки хлеба на землю, за тем подбирают нечистые духи, и если собранные крошки будут весить больше человека, то душа его достанется дьяволу. Сказать о хлебе дурное слово было недопустимо грешно. Нельзя было катать из хлеба шарики, не то бог накажет неурожаем и голодом.

По тому, как человек ценил хлеб, ему и уважение, и почет был.

Много пословиц и поговорок было сложено о хлебе: «Без ума проколотишься, а без хлеба не проживёшь», «Худ обед, коли хлеба нет»; «Без печки холодно, без хлеба голодно».

Учитель. Хлеб на нашем столе…(Кадр презентации) Он лежит перед нами, наполненный силой крестьянского труда, обласканный верой в его животворность. Хлеб удивителен тем, что он ненавязчиво привычен. Деды говаривали: «Хорош гусь с яблоками, да и тот приелся». А вот хлеб не надоедает. Мы его едим каждый день по нескольку раз.

В старину поклонялись огню, земле и воде, считая их основами жизни. Трижды был славен хлеб, ведь он соединил в себе эти начала.

Интересный рассказ? Давайте проверим, как вы запомнили пословицы и поговорки. (ИГРА).

Какие еще пословицы и поговорки о хлебе вы знаете? Вот вам 1 задание на дом: узнать пословицы,поговорки,загадки о хлебе и столе.

Печной угол

Беседа учителя с учащимися. — Как вы думаете, что самое важное в избе? (печь)(Кадр презентации)

Достаточно вспомнить, что и само слово «изба» произошло от слова «истопить»: «истопка» – отапливаемая часть дома, отсюда и «истьба» (изба). О печи вы узнаете самостоятельно. перед Вами информация о русской печке, схема печи.Прочитайте, заполните схему нашего дома,-выделите на нем место для печи;постарайтесь запомнитьустройство печи.

Самостоятельная работа учащихся с текстом « Информация о печи»-5 мин

В избе, где печь топили «по–черному», потолка не было: дым выходил в окошко под самой крышей. Такие крестьянские избы назывались курными. Печь с трубой и изба с потолком были только у богатых. Почему так? В курной избе все стены были черные, закопченные. Оказывается, такие закопченные стены дольше не гниют, изба могла служить сотню лет, да и дров печь без трубы «съедала» меньше.

Печь в крестьянском доме ставили на опечек– фундамент из бревен. Внутри выкладывали под – днище, где горели дрова и готовили пищу. Верхняя часть печи называлась сводом, отверстие – устьем. Печь занимала почти четвертую часть крестьянской избы. От расположения печи зависела внутренняя планировка избы: даже поговорка возникла – «Плясать от печки». Печь ставили в одном из углов, справа или слева от входа, но так, чтобы она была хорошо освещена. В Цибино печь обычно ставилась справа. Расположение устья печи относительно двери зависело от климата. В местностях с теплым климатом печь ставили устьем к входу, в районах с суровым климатом – устьем к стене.

Печь всегда строили на определенном расстоянии от стены, чтобы не было пожара. Небольшое пространство между стеной и печью называлось запечьем– его использовали для хозяйственных нужд,в нашей деревне называлось-загадкой.Здесь хозяйка хранила необходимые принадлежности для работы: ухваты разных размеров, кочергу, чапельник, большую лопату. В закуте зимой содержали мелкий скот и птицу: хлева обычно были построены кое-как и кое-из-чего и новорожденные телята, ягнята, козлята могли там просто замерзнуть, так что первые дни или даже недели их содержали в закуте на толстом слое соломы, постеленном на пол.

Ухваты – это «рогатые» полукруглые приспособления для того, чтобы ставить горшки в печку. Низ горшка, или чугуна, входил между рогами ухвата. Чапельником доставали сковороды из печи: для этого посередине железной полосы делали отогнутый язык. Эти приспособления насаживали на деревянную рукоять. С помощью деревянной лопаты ставили в печь хлеб, а кочергой выгребали угли, золу.

У печи был обязательно шесток, где стояли горшки. На него сгребали угли. Под шестком в нише хранили инвентарь, лучину, а зимой… там жили куры. Были и маленькие ниши для хранения хозяйственных мелочей, сушки рукавиц. –печувы,у нас в деревне их называли «печурками». Печь в крестьянской семье любили все: она кормила вкусной, пропаренной, ни с чем не сравнимой едой. Печь грела дом, на печи спали старикии дети ней мылись. Рядом с печкой в избе всегда был рукомойник– глиняный кувшин с двумя носиками: с одной стороны воду наливали, с другой – выливали. Грязная вода собиралась в лохань – специальное деревянное ведро. Воду носили тоже в деревянных ведрах на коромысле. Это о нем говорили: «Ни свет ни заря пошел, согнувшись, со двора».

Мужской угол в русской избе

Общая схема печи: 1 — шесток; 2 — под; 3 устье; 4 — чело; 5 — кожух (голова); 6 — вьюшка; 7 — разделка; 8 — печная труба над перекрытием; 9 — лежанка; 10 — зеркало; 11 — печувы; 12 — приступка; 13 — опечки; 14 — подпечье (кошкин лаз)

Наличие печи в избе было обязательным, а её отсутствие делало дом нежилым. Отсюда и поговорка: «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил». Известна и загадка: «Чего из избы не вытащишь?». Сколько добрых слов о ней произнесено! В сказках она путника и накормит, и от злой погони укроет, а ленивый Емеля на печи, словно на телеге разъезжает. Печь в избе занимает особое место, с ней связан целый мир представлений, обрядов и верований. Желая передать свое душевное состояние, человек говорил: «Словно у печи погрелся». Где самое уютное место в доме? На печи: «Хлебом не корми, только с печи не гони». Печью клялись в правдивости своих слов: «Коли вру, так дай Бог хоть печкой подавиться». О человеке ничего не понимающем в происходящих событиях, говорят: «Словно с печи свалился».

Работа по тексту:

Выписать новые слова на доске (проверяем)

2.РАБОТА С КАДРАМИ ПРЕЗЕНТАЦИИ Покажите: 1 — шесток; 2 — под; 3 — чело; 4 — лежанка;

3. Какие пословицы,поговорки,загадки про печь вы запомнили?

4. Какое значение имела печь для человека?

Учитель: Печь поистине была не заменима. Послушайте, ребята, как сильно, мудро, по-русски глубоко написал о печи знаток крестьянского быта писатель В.Белов: “Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу.»(кадр презентации)

От печи до противоположной стены под потолком располагались полати на которых спали. Спали и на полу (для этого устраивали более низкий настил за печью), на лавках, каржине — дощатом настиле у печи.(кадр презентации)

Женский угол

Беседа учителя с учащимися: Кто больше всего времени проводил у печи? Ответ: хозяйка дома .(Кадр презентации) Угол напротив печи так и называли – бабий кут, женский угол. Здесь хозяйка ,ближе к печи,готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник. Этот угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название «чулан». Он являлся исключительно женским пространством в избе. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым. Вот перед вами посудник с посудой.(Кадр презентации). Какие предметы вам знакомы? Перечислите. Учитель знакомит с неизвестной посудой. В быту использовались сосуды самые разные(выставляю на стол) кувшины из глины, деревянные блюда, ковши, берестянные лукошки,чугуны.(Слова на доске)При еде пользовались деревянными ложками (не нагреваются и не обжигают рот).Ачто же ели наши предки,хотите узнать? Тогда это будет вашим вторым домашним заданием-познакомиться с кухней цыбинчан,что и из чего готовили наши предки.

А теперь, ребята, отгадайте загадку: « На липе сижу, сквозь клён гляжу, березой трясу». Это прялка. Из липы, дерева мягкого и теплого, делалось донце, на которое садилась пряха, в донце вставлялся гребень из клена, а из березы точили веретено. Прялок в доме обычно было несколько, у каждой женщины — своя. Девушкам часто прялки дарили женихи, а поэтому такую прялку женщина особенно берегла. А после себя завещала дочери на память.

Сколько дум передумано, в какие дальние дали улетали мысли девичьи да женские за работой на прялке! Сколько песен да сказок родилось!

Пряли в русской деревне все женщины. Учились прясть ещё детьми – лет с 8-9, а потом с прялкой не расставались всю жизнь. Девушке надо было напрясть и наткать холстов себе на приданное, да и сколько-нибудь продать, чтобы купить себе обнову. А женщине нужно было одеть всю семью. Незря в старину говорили: «Мужик не прядет, да без рубахи не ходит, а баба и прядет, да не по две носит». Как все продумано было в русской избе! Рядом на матке(Что такое матка,давайте вспомним?) подвешивалась люлька для детей,чтобы женщина могла не отрываясь от работы следить за ребенком.

Мужской угол

Другой угол – около двери и напротив окна – был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин работал, а иногда и спал. Под лавкой хранили крестьянское добро. А на стене висела конская сбруя, одежда и принадлежности для работы. Угол этот, как и стоявшую здесь лавку, называли коник: на лавке делали узоры в виде конской головы. Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа На мужской стороне находилась и еще одна вещь… Она одновременно служила и лавкой, и постелью, и хранилищем вещей. Догадались, о чём идет речь? Конечно же, это сундук.(Слово на доске)(Кадр презентации). Со временем он заменил коник.

Сундуки бывали разных размеров. Маленькие сундучки, не предназначенные для сидения, назывались ларями. Большие же сундуки для прочности обивали железными полосами, часто делали скобу для замка. Их украшали резьбой, кованными металлическими узорами, рисунками. И хранили в сундуках вещи, украшения.

5.Подведение итогов

Учитель: Ребята! мы познакомились с интерьером русской избы нашей деревни в далекие времена. Что Вы узнали для себя нового?(Отвечают). Поверка выполнения схемы русской избы.(Слайд )Вспоминают домашнее задание,записывают,высказывают пожелания,чтобы еще хотелось узнать о жизни наших предков.

ВЫВОД ДЕТЕЙ: Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ,надо знать и хранить историю своей деревни.

(Если осталось время:

игры по пословицам и загадкамовые слова.

По интерьеру русской избы-работа с презентацией.)

Заключительное слово учителя. Вот и подошло к концу наше путешествие в мир русской избы. Мы его начали от порога и у порога заканчиваем. Но прежде, чем вы шагнёте за порог, я хочу напомнить, что из далекой старины ведётся хороший обычай: отправляющегося в дорогу благословляли и говорили: «Иди с Богом!».

С Богом иди, — говорила старуха,

Так провожая меня за порог.

Чётко слова доносились до слуха,

Как заклинанье: «Храни тебя Бог!»

Как заклинанье шептала молитву:

«Господи наш, Иисусе Христе»…

Будто шагал я на страшную битву

Иль умирать, как Христос, на кресте…

И подпевали туманные дали,

Тёмная гладь торфянистой реки,

Где испокон в тишине и печали

С богом живут старики на Руси.

Рубцов

Учитель. Ребята, в путешествии нас сегодня не сопровождали ни музыка, ни песни. Это не случайно. Мне очень хотелось, чтобы вы услышали музыку старинного русского слова, музыку своей души. (Обращаясь к записям на доске).

Ветшают прадедов слова,

Уже давно полузабыты.

Но, как извечная трава,

Все ж пробиваются сквозь плиты.

Нас к этим словам привадила мать.

Они к нам приходят из детства.

И мы не можем никак растерять

Доверенное нам наследство.

Учитель. Наши прадеды придавали большое значение каждому слову, считая, что доброе слово – к добру, а злое – злом и оборачивается. Например, разрезая хлеб, обязательно говорили: «Благослови, Господи, хлеб наш насущный». Передавая какую-то вещь в руки чужого человека, произносили: «В добрые руки с добрыми намерениями».(Вручают гостям подарки).

При расставании с родными, близкими, добрыми знакомыми желали: «Храни тебя Бог!».

И я вам говорю: «Храни вас Бог в дороге дальней, в работе трудной, в больших начинаниях. Пусть не оскудеет ваша память, чтобы помнили о корнях своих».