Урок математики в 9 классе Нахождение нескольких процентов от числа

Тема. Нахождение нескольких процентов от числа.

Цель. Развивать навыки нахождения нескольких процентов от числа, решая экономические задачи, направленные на адаптацию учеников к жизненным ситуациям.

Задачи:

Образовательная.

Повторить правила нахождения 1% и нескольких % от числа, правила деления на 100 целых чисел и десятичных дробей. Развивать навыки устного и письменного счёта; навыки решения задач на нахождение нескольких процентов от числа.

Развивающая.

Развивать коммуникативные навыки, работая в группах; логическое мышление, решая задачи; математическую речь, проговаривая математические термины.

Воспитательная.

Воспитывать интерес к данной теме в практическом её применение.

Оборудование. Компьютер, проектор, интерактивная доска, индивидуальные ПК, презентация, тесты.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Чтение эпиграфа к уроку. «Гений – это 1% таланта и 99% труда»

Томас Эдисон. Слайд 3

- Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим учиться находить несколько процентов от числа. Как вы думаете, пригодятся ли вам эти знания в жизни? Где они вам пригодятся?

II. Устный опрос.

Подготовимся к решению задач на вычисление нескольких процентов от числа, вспомним правило деления чисел на 100.

- Как разделить целое число, оканчивающееся нулями на 100? Слайд 4

- Как разделить десятичную дробь на100?

III. Актуализация знаний, подготовка к решению задач.

1) Устный счёт.

Заполним таблицу и отгадаем ключевое слово нашего урока. Для Сдайд 5

этого устно решим примеры, затем сопоставим ответ каждого примера с буквой и занесём эту букву в таблицу.

82400 : 100 — о 46 : 100 -н

60,5 : 100 — р 122,8 : 100 -ц

344 : 100 — п 600 : 100 -ы

5 : 100 — т 5900 : 100 -е

3,44

0,605

824

1,228

59

0,46

0,05

6

Ключевое слово проценты.

2) Откуда появилось это слово, и что оно означает? Слайд 6

Слово «процент» имеет латинское происхождение: «pro centum», что означает в переводе «на сто» т.е. процентом называется сотая часть числа.

½ — половина ¼ — четверть Слайд 7

1/3 – треть 1/100 — ? (процент)

1% = 1/100 = 0,01 Слайд 8

3) История знака %. Слайд 9

В 1685 году в Париже была издана книга «Руководство по комерческой арифметике» Матье де ла Порта. В одном месте речь шла о процентах, которые тогда обозначали «cto» (сокращённо от «cento»). Однако наборщик принял это «cto» за дробь и напечатал %. Так из-за опечатки этот знак вошёл в обиход.

4) Давайте вспомним: Слайд 10

Как найти 1 % от числа? (Чтобы найти 1% от числа, надо это число разделить на 100.)

Как найти несколько процентов от числа? ( Чтобы найти несколько % от числа, надо это число разделить на 100 и полученное частное умножить на число процентов.)

IV. А теперь интересные задачи.

Задачи решают в группах.

1 группа. Слайд 11





Клиент взял в банке кредит 18000 рублей на год под 16%. Он должен погасить кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег с тем, чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно?

Решение.

Сколько рублей должен переплатить клиент?

18000р. : 100 х 16 = 2880 р.

Сколько всего рублей должен заплатить клиент за год?

18000р. + 2880р. = 20880р.

Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно?

20880р.: 12 = 1740р.

Ответ: 1740 рублей он должен вносить в банк ежемесячно.

2 группа. Слайд 12

На сезонной распродаже магазин снизил цены на обувь на 20%. Сколько рублей будут стоить сапоги после снижения цен, если до снижения цен они стоили 2500 рублей?

Решение.

На сколько рублей снижена цена на сапоги?

2500 р. : 100 х 20 = 500 р.

Сколько рублей будут стоить сапоги после снижения цен?

2500 р. – 500 р. = 2000 р.

Ответ: 2000 рублей будут стоить сапоги после снижения цен.

3 группа. Слайд 13

Вклад в банке имеет годовой прирост 6%. Начальная сумма вклада 10000 рублей. На сколько рублей возрастёт сумма вклада в конце года?

Проверка решения задач на слайдах 13, 14. 15 Слайд 14,15,16

V. Физминутка. Слайд 17

VI. Работа на индивидуальных компьютерах (тестирование). Слайд 18

1,2 группа

Выбери правильный ответ.

Найти 10% от 33,4

3340

3,34

334

0,334

Найти 20% от 3300

66

0,66

6600

660

Найти 12% от 500

60

600

50

500

Найти 40% от 4100

164

1640

410

440

Найти 15% от 3000

4,5

4500

45

450

3 группа.

Найти 3% от 200

4

6

5

2

Найти 2% от 1000

20

100

10

50

Найти 10% от 300

3

30

300

3000

Найти 8% от 800

640

80

8

64

Найти 5% от 400

20

40

10

30

Проверка тестов. Слайд 19

VII. Домашнее задание.

Придумать задачу про проценты.

VIII. Итог урока.

Что изучали на уроке? Слайд 20

Что такое 1%?

Как найти 1% от числа?

Как найти несколько процентов от числа?

Выставление оценок за урок.

1 группа.

Клиент взял в банке кредит 18000 рублей на год под 16%. Он должен погасить кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег с тем, чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно?

2 группа.

На сезонной распродаже магазин снизил цены на обувь на 20%. Сколько рублей будут стоить сапоги после снижения цен, если до снижения цен они стоили 2500 рублей?

3 группа.

Вклад в банке имеет годовой прирост 6%. Начальная сумма вклада 10000 рублей. На сколько рублей возрастёт сумма вклада в конце года?