Урок математики в 5 классе Площади и объемы вокруг нас

Сценарий урока «Площади и объемы вокруг нас» (урок математики 5 класс)

Мы живем в Кировской области, площадь которой составляет примерно 121 тысячу квадратных километров (слайд 2). Большая это территория или нет? Обратимся к карте урока, к № 1, где в таблице приведены площади нескольких европейских стран. Проставьте числа от 1 до 5 в порядке возрастания площадей.

Самой большой из приведенных территорий оказалась территория нашей области, то есть она больше некоторых стран (слайд 3).

Территория Кировской области разделена на 39 районов (слайд 4), мы живем в Нагорском районе, площадь которого около 7236 квадратных километров, что тоже немало (слайд 5).

Наш поселок лесной, но кроме леса вокруг поселка есть поля, луга (слайд 6).

Представьте, что мы поднялись на вертолете на высоту, с которой можем видеть весь луг сразу. Оказалось, что луг имеет форму, показанную в карте урока под № 2. Вычислите площадь этого луга.

Летом луга выкашиваются, сено идет на корм домашним животным (слайд 7).

Сейчас люди косят не только вручную, но и с привлечением техники, которая помогает даже собрать сухую траву в рулоны и тюки (слайд 8). Вычислите, сколько тюков сена необходимо корове на 1 месяц, если она за месяц съедает 294 кг (задание № 3 в карте урока). Каких данных не хватает вам для вычислений? Учитель добавляет данные: 1 кубический дециметр тюка весит 400 г.

Наш поселок лесной, многие мужчины работают на заготовке леса (слайд 9). Заготовленный лес перерабатывается на пилорамах, после чего пиломатериал укладывается в штабеля (штабель – ровно расположенный ряд) (слайд 10). В карте урока под № 4 показан штабель. Сосчитайте, сколько штук бруса сложено в штабель.

Так как мы живем в сельской местности, у каждой семьи есть огород для выращивания овощей (слайд 11). Предлагаю вам решить следующую задачу (№ 5 в карте урока): Прямоугольный участок, площадь которого равна 6 соток, огорожен забором. Длина участка 15 м. Какова длина забора?

В нашем районе у каждого есть возможность порыбачить, поохотиться, набрать грибов и ягод. Королева ягод – это, конечно, клюква (слайд 12). Она ценится своими полезными свойствами. Клюкву очень удобно хранить, часто ее пересыпают в обыкновенные картонные коробки и оставляют в них на холоде на всю зиму. Представьте, что вы набрали 2 десятилитровых ведра клюквы (слайд 13). Узнайте, войдут ли все набранные ягоды, если их пересыпать в коробку, размеры которой 25см, 30 см, 40 см (задание № 6 в карте урока)?

Оказывается, нас в жизни постоянно окружают площади и объемы. Что бы еще больше убедить вас в этом, я приготовила фразы, которые необходимо закончить (слайд 14). Задание: прочитать фразу, добавив подходящие единицы.

В конце урока я хочу рассказать вам реальную историю: 3 мая 2013 года вблизи Красной площади был задержан подросток, ехавший на скутере (слайд 15). Предположите, почему его задержали (правила дорожного движения он не нарушал)? Вспомогательный вопрос: в каких единицах измеряется объем двигателя скутера? Ответ (причина задержания подростка): скутер с объемов двигателя 150 кубических сантиметров должен быть зарегистрирован и требует от водителя права на вождение. Мораль: знания темы позволят контролировать даже такие моменты в жизни и помогут не попадать в неприятную ситуацию.

Зачем нужен был сегодняшний урок, ничего нового по теме «Площади и объемы» я вам не рассказала? Ученики формулируют цели урока. Учителем в качестве итога урока подчеркивается практическая значимость изученного материала.