Урок математики Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число

Борисенко Виолетта Николаевна.

ГКОУ РО школа – интернат VIII вида п. Матвеева Кургана.

Учитель математики.

Урок математики «Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число» в 5 классе специальной (коррекционной) школы.

Цель урока: формирование вычислительных навыков.

Задачи:

- формировать вычислительные навыки;

учитьприменять знания о природе в разных ситуациях;

развивать мышление и речь путем беседы, обогащать словарный запас, учить сравнивать, обобщать;

- воспитывать экологическую культуру воспитанника.

Оборудование: учебник, тетрадь, ручка, презентация, индивидуальные карточки, танграммы.

Ход урока

I.Организационный момент.

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое — пчелой забралось на цветок,

А третье — лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом и так — целый день.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

II.Актуализация знаний. (Слайд 2).

-Найдите значения выражений и расшифруйте обращение.

320 + 510

Б

720 : 8

К

70 х 10

Ч

30 х 2

О

80 : 4

Е

470 + 330

Л

80×4

Н

20×2

В

50×2

Т

250+550

А

800 : 10

И

320

20

800

60

40

80

100

20

830

800

830

60

700

20

90

Как вы думаете, кто мог дать такой совет?

Ответ детей: природа.

- Правильно! Это природа.

- Посмотрите, ребята, на доску. (Слайд 3)

- Как природа разукрасила бабочек? Какие они красивые

- Из каких геометрических фигур состоит бабочка? ( Ответы детей)

Бабочек — насчитывают 140 тысяч видов.( Слайд 4). Распространены они по всему свету. В России обитает несколько тысяч видов бабочек.Кто из нас не восхищался прелестными бабочками, порхающими с цветка на цветок? Древние люди недаром называли их летающими цветами — до того они красивы.

Бабочки стали приносить людям пользу около 7000 лет назад. Существует легенда о том, как впервые люди узнали о шёлковой нити. Императрица Си-Лин-ши нашла под кустом тутовника кокон, принятый ею за какой-то дивный плод. Он случайно выпал из её рук в чашку с чаем и от жидкости размяк. В течение многих тысячелетий в Китае разводят эту бабочку. Долгое время под страхом смертной казни удавалось сохранять тайну получения шёлка, который в других странах ценился на вес золота. Однако шёлк не единственный дар тутового шелкопряда людям: из его куколок сравнительно недавно начали выделять масло, используемое как лекарство для лечения рака.(Слайд 5).

- Но сейчас очень много видов бабочек исчезло.

III. Постановка цели и задач урока.

Почему все чаще говорят по телевидению, пишут в газетах и учебниках о том, что нужно обратить внимание на проблемы природы?

А какие проблемы природы можете назвать вы?

Сегодня мы узнаем, что такое экологическая безопасность, как мы связаны с окружающей средой. А еще будем решать задачи и примеры, которые помогут нам относиться к природе бережно, помогать ей.

IV.Работа по теме урока (Слайд 6)

-Что такое экология? (Наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде.)

Экология изучает как растения, так и животные, в том числе и людей, которые живут рядом, влияя друг на друга и на окружающую среду.

Но давайте совершим заочное путешествие в лес.

Послушайте экологический рассказ. (Слайд 7).

Всю неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже приемник. Веселой музыкой мы оповестили лес — мы приехали.

Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Быстро наломали веток, разложили костер. Заварили чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, мы взяли его с собой, С охапками луговых и лесных цветов мы пошли домой.

-Перечислите ошибки, которые допустили школьники во время прогулки.(Слайд 8).

V.Физкультминутка. (Слайд 9).





Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали Дружно, веселее.

По коленочкам ударим Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились, Ниже опустились, Завертелись, завертелись

И остановились.

VI.Продолжение работы по теме урока.

-Предлагаю ребята решить экологическую задачу.(Слайд 10).

Задача.

Для семьи из 3 человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха.

Сколько килограммов воздуха требуется для семьи из 5 человек?

- Разбор задачи.

Что нужно узнать в задаче?

Можем сразу ответить на поставленный вопрос?

Что нужно узнать?

Как узнать, сколько воздуха нужно на 1 человека?

Как узнать, сколько воздуха требуется для семьи из 5 человек?

Составляемкраткую запись:

3 чел. — 51 кг

5чел.-?кг

1чел.-?кг

Решение:

1)51 : 3 = 17 (кг) — для одного человека

2)17 х 5 = 85 (кг) — для 5 человек

Ответ: для семьи из 5 человек необходимо 85 кг чистого воздуха.

- Работа по учебнику стр. 161 755 (2).

Решим примеры, данные в учебнике. (Обучающиеся выполняют задание у доски «ручейком»).

VII.Закрепление изученного материала.

-Индивидуальные карточки.

Отгадайте слово. Выполните действий.

Расположите числа в порядке возрастания, и вы сможете прочитать слово:

Л 94:2 + 70:7 =Г 54:6 + 9×8 = К 7×9 8×4 =

О 17×3 + 3 =Э 6×8:4 =О 35×2-18:2 =

СЛОВО:

Р 120:6+50 = О 8х8 +9= Д 70:7 +10х10= Р 60:6 +30х2=

И 90: 9+80= П 6х5 +25= А 320+50 +20=

СЛОВО:

В100+120:2 = Л 320:8 +52 = О 324- 121 =

Е6х8+ 12 = Ч 180:9 +10 х2 = Е 6 х5 +10 х3 =

К 150 +(100 +50) =

СЛОВО:

Ы 489 – 89 = Т(350 -50) – 100 = Н 9х9+200 =

В 7х7 + 7х3 = Ж20х2 – 2х5 = И 100 – 8х5 =

О 360:6 +160:4 = Е400: 8 +300 =

СЛОВО:

- Какие слова у вас получились?

-Чем занимается эколог? (Эколог — человек, не допускающий загрязнения окружающей среды. Следит за тем, чтобы не нарушались экологические законы.)

Экология — наука о нашем общем доме (природе) и о законах, по которым мы в нем живем.(Слайд 11, 12,13).

(Дети читаю стихотворение)

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живет в нем солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги ни вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли зовется этот дом.

-Работа по танграммам.(Слайд 15).

( Составление из геометрических фигур животных).

- Какие животные у вас получились?

VIII.Домашнее задание.

IX.Итог урока.(Слайд 16).

О чем мы с вами говорили сегодня на уроке?

Какие задания решали?

Какой вред природе может принести человек своей деятельностью?

Важно знать, предвидеть, что может случиться. Всегда нужно беречь природу, относиться к ней бережно.

Природа – это математика.

Ее спиральные туманности вдали

Рисуют траекторий графики,

А мы читаем их с Земли.

Литература:

1. М.Н. Перова, Г.М. Капустина, Математика 5 класс.

2. Ф.Р. Залялетдинова, Нестандартные уроки математики в коррекционной школе.

3. С.Е. Степурина, Математика 5 – 6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия.

4. М.Н. Ляшова, Математика: открытые уроки.

5.Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2007. (мастерская учителя).

6.Трошин В.В. Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник заданий. М.: Глобус,2008.

7.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.– М.: Просвещение, 1990.