Урок — мастерская Духовный путь Сергия Радонежского 8 класс

Урок - мастерская

Духовный путь Сергия Радонежского.

8 класс.

Цель: ввести учащихся в мир книги, повествующей о духовном пути Сергия Радонежского, и сопоставить её с жанром жития.

Задачи:

-учить бережному отношению к художественному слову;

-развивать умение комплексно анализировать художественный образ:

-стимулировать самостоятельный поиск нужной информации;

-создавать на уроке условия для активной творческой деятельности каждого ребёнка.

Оборудование:

- компьютер;

-мультимедийный проектор;

-мультимедийная презентация:

-« Житие Сергия » Епифания Премудрого;

- раздаточный материал.

Форма работы: групповая.

Ход урока.

1 этап. Индукция. Создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы учеников.

Часть 1. На листах бумаги формата А 4 учащиеся пишут слово ДУХОВНОСТЬ дают ему толкование и подбирают синонимы к слову. Листы передаются по группам.

Часть 2. Учитель читает фрагмент молитвы: « О святой Божий, угодник Спаса!

О преподобный избранник Христа!

О священный муж, преблаженный отец Сергий Великий!

Часть 3. Выступления учащихся от групп.

Учитель. Духовность – свойство души , состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.( толковый словарь Ожегова).

Похожие слова;

Духовный – не имеющий физического, материального выражения; нематериальный, нетелесный, связанный с религией, церковью.

Духовность – способность понимать других людей.

Синонимы : религиозность, душевность, интеллектуальность, церковность.

«Духовность – отрешённость от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа». (Словарь Д. Н. Ушакова).

- Почему преблаженный отец Сергий великий?

-Почему мы называем его Сергием, когда его настоящее имя Варфоломей?

-Почему Сергий Радонежский?

2 этап. Самоконструкция. Оформление опорного конспекта (звуковые ассоциации со словом «Радонежский»).

Преблаженный , великий-

Сергий – имя , данное при постриге;

Радонежский – из села Радонежского.

Радонежский:

Дар, радость, душа , дух, Бог, жизнь, житие, святость, скромность, нежность, инок, деятель, крепость духа, труд.

3 этап. Социоконструкция. Сопоставление своих знаний с опытом товарища, корректировка их с учётом полученной в процессе взаимодействия информации.

Часть 1.Слово учителя.

К сожалению, ни одного письменного документа – послания, поучения, начертанного рукой самого Сергия, или достоверной записи его бесед до нас не дошло. В основе всех наших знаний о жизни и подвиге «игумена Земли Русской» лежит известное сочинение выдающегося древнерусского писателя – Епифания Премудрого, о жизни которого можно узнать только из его произведений.



Часть 2. Рассказ о жизни древнерусского писателя Епифания Премудрого (сообщение подготовленного ученика).

Часть 3. Слово учителя.

Сергий Радонежский –русский святой ,живший в 14 веке и благословивший князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Его « спокойная, чистая и святая жизнь» отразилась в « Житии Сергия Радонежского»,написанном Епифанием Премудрым в 15 в.(в 1418 г.).

Житие –это жанр древнерусской литературы, повествующий о жизни святого.



Как в иконописи, так и в жанре жития существовал свой строгий канон. Житие должно было иметь три части: вступление (самоуничижение, восхваление Бога),; основную часть (повествование о жизни святого, чудесах и его смерти); похвалу святому.

Часть 2.

4 этап. Социализация. Обсуждение проблемы . Групповая работа с текстом произведения.

Задача групп – подготовить устный ответ по вопросам, касающимся жизненного пути Сергия, и найти детали, создающие его духовный облик.

1 группа ( Рассказ о рождении будущего святого и его детских годах).

-В какой семье родился Варфоломей?

Какие черты характера , духовные качества отличали его в детстве?

Какая встреча стала судьбоносной для Варфоломея?

2 группа ( Постриг. Основание церкви, Троицкого монастыря).

-Каким было начало монашеского служения Сергия?

-Какие душевные качества отличают его?

3 группа ( Принятие игуменства. «Духовник и водитель душ»)

-Почему Сергий не хотел сначала быть игуменом?

-Какие душевные качества формируют облик Сергия?

4 группа (Чудеса Сергия).

- Какие чудеса свершались Сергием?

5 группа ( Чудесное видение Сергия – его посетила Пречистая Богоматерь).

-Какова роль этой встречи для Сергия? (эта « встреча» стала вершиной всех его мистических озарений, всей его жизни).

Запись в тетради :

Встреча со старцем. Одоление грамоты.

Постриг. Основание церкви, Троицкого монастыря.

Принятие игуменства. «Духовник и водитель душ».

Чудо с источником. Исцеление ребёнка.



5 этап. Афиширование. Формирование творческого коллективного опыта.

Работа с текстом произведения. Создание образа Сергия. Учащиеся зачитывают из текста , комментируют и фиксируют в тетрадях основные духовные качества Сергия.

Учитель.

Что вы вкладываете в понятие « духовный путь»?

1.Развитие: 1314 —— 1391 ———1392——

2. Восхождение.

Учитель. Жизнь Сергия даёт образ постепенного, ясного, внутренне здорового движения. Так из уединённого пустынника, молитвенника, созерцателя вырастал в Сергии деятель.

6 этап. Разрыв. Поиск доказательств достоверности полученного в мастерской нового знания.

Творческая работа. В чём заключается духовный подвиг Сергия Радонежского?

7 этап. Рефлексия. Речевое оформление переживаний, которые сопровождали процесс творческой познавательной деятельности .

Учитель. Предлагаю вам высказаться и рассказать о том, что для каждого из вас на занятии было наиболее важным и значимым.

(Ребята делятся впечатлениями).

-