Урок логопедии для 2 класса коррекционной школы VIII вида Звуки и буквы Ы — И

Урок логопедии. Тема «Звуки и буквы Ы – И»

Цель: Закрепление знаний детей о гласных звуках и буквах Ы – И.

Задачи:

Учить дифференцировать гласные Ы – И на слух и при письме

Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, мелкую моторику, устную и письменную речь детей.

Воспитывать интерес к логопедическим урокам.

Оборудование: Компьютер, проектор, пеналы со «звуками» (красные, синие, зеленые кружочки), счетные палочки, тетради, ручки, зеркала для артикуляционной гимнастики.

Ход урока:

Организационный момент. Положительный настрой детей.

Артикуляционная гимнастика. Детям предлагается выполнить перед зеркалами 6-7 упражнений для губ, язычка.

Речевая разминка. Дети проговаривают слова пальчиковой гимнастики, выполняя действия пальчиками.

Пальчики уснули, в кулачки свернулись.

Один, два, три, четыре, пять –

Захотели поиграть.

Разбудили дом соседей.

Там проснулись шесть и семь,

Восемь, девять, десять –

Веселятся вместе.

Но пора обратно всем.

Десять, девять, восемь, семь, шесть-

Калачиком свернулся.

Пять зевнул и отвернулся,

Четыре, три, два, один –

Снова в домике мы спим.

Сообщение темы занятия (слайд 1) Рисунок 1.

Сегодня мы будем говорить о звуках и буквах Ы – И. Вспомним все, что мы о них знаем.

5. Занятие у нас необычное, праздничное, потому что нас пригласили на день рождения.

(слайд 2) Рисунок 2.

Сегодня день рождения у Мишки и Мышки. Послушайте внимательно, чем отличаются слова Мишка – Мышка? (Правильный ответ: звуками Ы-И)

Учитель предлагает детям прослушать стихи о звуках Ы – И.

Давайте дадим характеристику звукам Ы – И:

Ы – гласный первого ряда

И – гласный второго ряда

Детям предлагается игра «Наоборот», нужно заменить гласный Ы на гласный И (мы –ми, ны –ни, кы – ки и т.д.) Логопед заостряет внимание детей на том, как звучат согласные перед гласными Ы-И.

6.(3 слайд) Рисунок 3.

Именинники пригласили к себе на день рождения зверей. Давайте посмотрим и подумаем КТО КОГО ПРИГЛАСИЛ?

Правильные ответы:

Мишка – тигра, индюка, лису.

Мышка – рысь, быка, крысу.

Посмотрите, кто здесь лишний и почему?

Правильный ответ: Лишний лось, так как в этом слове нет гласных Ы — И.

7. Давайте подумаем, чем будут угощать гостей именинники?

Детям предлагается выложить из красных, синих и зеленых кружков слова со звуками Ы – И, например:

Ы – сыр, рыба, помидоры.

И – икра, ириска, слива.

8. (слайд 4) Рисунок 4.Давайте вспомним, на что похожи буквы Ы — И?

Ы —

Смешно мальчишкам и девчонкам

Проходят мимо толстый с тонким

Они идут, не понимают,

Что букву Ы напоминают.

А бедняжка буква Ы

Ходит с палочкой, увы.

И –

Буква И наискосок

Примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула-

К правой ножке пристегнула.

Детям предлается послушать частушки Бабы-Яги про буквы Ы — И.

9.(слайд 5) Рисунок 5.

Посмотрите на слайд, найдите все буквы Ы (Их 7) – И (Их 8)

Задание на развитие мелкой моторики:

Выложить из счетных палочек букву, которая похожа на толстого с тонким.

Выложить букву, которая состоит из 3 палочек, одна из них положена наискосок.

10. (слайд 6) На слайд вставлена музыка. Физминутка. Ребята, вы не забыли, что мы на дне рождения? Именинники хотели бы, чтобы мы подарили им танец.

Выполняется танец для именинников (по показу учителя).

11. Работа в тетради. Загадки (слайд 7) Рисунок 6.

Задание: отгадать загадки, записать ответы в тетради в два столбика, в один – с буквой Ы, в другой – с буквой И.

Это украшение носят женщины на шее. Они могут быть разного цвета и из разного материала (бусы)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать (часы)

Вкусные, сладкие, к чаю ароматному (конфеты)

Душистые горошки на зеленой тонкой ножке (ландыш)

В этой подушечке спят девчушечки.

Сами мастерицы, носики стальные,

Хвостики льняные (игольница)

Разноцветные сестрицы заскучали без водицы (краски)

Стоял на белой ножке, теперь лежит в лукошке (гриб)

12. Работа с предложением (слайд 8) Рисунок 7.

Задание: Придумайте предложение с любым из записанных слов по схеме.

Например: На поляне растет красивый гриб.

13. Итог урока. Дети, к кому мы ходили на день рождения?

Игра «Голос за кадром»

Что понравилось Мишке на своем дне рождения. Ребенку предлагается от имени Мишки сказать, что ему понравилось на уроке. Например: Мне на моем дне рождения понравилась игра «Наоборот»

Что понравилось Мышке на своем дне рождения. Другому ребенку от имени Мышки нужно сказать, что ему понравилось на уроке. Например: Мне на моем дне рождения понравился танец, который танцевали гости.

Молодцы, урок закончен.