Урок литературы_23165

«БАЗАРОВ – ЛИЦО ТРАГИЧЕСКОЕ»

( по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Тип урока – комбинированный (анализ художественного произведения).

Форма урока – проблемный урок

Оборудование – компьютер, проектор, слайд-презентация (как сопровождение урока), текст романа «Отцы и дети»

Цели урока:

Формировать осознанное отношение к событиям и героям романа Тургенева, умение давать нравственную оценку их поступкам; дать понятие внутреннего конфликта, учить сопоставлять разные истории любви и жизни героев, делать выводы о трагичности судьбы Базарова, анализировать сцены, где показано развитие образа главного героя.

Развивать познавательные способности учащихся, образное и логическое мышление, целостное восприятие литературного произведения, развивать монологическую речь учащихся за счет аргументированных ответов;

Воспитывать интерес к русской литературе, стремление к самопознанию, любовь и уважение к людям, способность сопереживать.

Задачи:

Дидактические:

-проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;

- обратить внимание на психологические приемы писателя в оценке героев и их поступков;

- погрузить учащихся в литературоведческий анализ текста, который способствует формированию собственной точки зрения;

- показать неоднозначность и сложность авторского замысла образа Базарова;

- обозначить злободневность произведения.

Развивающие:

- развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения;

- совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;

- расширить круг ассоциаций;

- развивать эмоциональную восприимчивость.

Воспитательные:

— обеспечивать гуманистический характер обучения, приоритет общечеловеческих ценностей;

- показать вневременные рамки классического художественного произведения;

- воспитывать любовь к литературе и родному языку,

- воспитывать интерес к русскому реалистическому роману,

- воспитывать терпимость к чужому мнению, культуру общения.

Технологии: — критического мышления,

— личностно — ориентированного обучения.

Эпиграф: « Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая,

до половины выросшая из почвы, сильная, честная –

и все-таки обреченная на гибель…

Я хотел сделать из него лицо трагическое…»

И.С.Тургенев.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы должны будем разобраться и понять, в чем трагедия Евгения Базарова, почему, по замыслу автора, он обречен на гибель. Но сначала нужно узнать, что означают в литературоведении такие понятия, как «трагедия», «трагический герой»? Дома вы должны были найти определения этих терминов.

2. Выступление учащихся ( проверка домашнего задания).

Трагедия – это гибель, тяжкие страдания личности. Трагедия, ставя человека перед лицом смерти, как бы освещает смысл его жизни и смысл жизни вообще. В трагедийном произведении развитие сюжета построено не только и не столько на столкновении каких-либо героев, сил, идей, принципов, сколько на борьбе героя с самим собой. Поэтому существуют такие понятия, как внешний конфликт – столкновения героев с противостоящими ему силами, и внутренний конфликт, психологический – борьба героя с самим собой, со своими заблуждениями, слабостями, борьба между разумом и чувством и т.п.

3. Внешний конфликт романа.

О внешнем конфликте мы с вами уже говорили, это противопоставление Базарова всем остальным героям романа и столкновения Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым.

- Почему именно столкновения Базарова и Павла Петровича?

Потому что ни один из персонажей романа ничем и ни в чем не превосходит Базарова и Павла Петровича по силе характера, по жизненным стремлениям, по решительности и смелости. Базаров и Павел Петрович – люди с ярко выраженным личностным началом, и это так или иначе признается всеми, кто их окружает. По утверждению Базарова, он не встретил никого, кто бы не спасовал перед ним, т. е. не почувствовал бы превосходство базаровской индивидуальности. Но и у Павла Петровича Тургенев отмечает «орлиный взгляд» и «стремление вверх, прочь от земли…»

- Вспомните, кто побеждает в спорах Базарова и Павла Петровича? Почему?

В их спорах нет победителя и побежденного, так как нет абсолютно правого и неправого.

4. Учитель:

Таким образом, внешний конфликт романа не разрешен. Но наряду с внешним, конкретно-историческим конфликтом, каждый из них «проверен» внутренним конфликтом. Именно внутренний конфликт и делает Базарова «трагическим лицом»

— Какое испытание окажется важнейшим, определяющим судьбу Базарова?

— В какие отношения друг к другу поставит Базарова и Павла Петровича результат внутреннего конфликта?

— Как это отражено в идейном значении романа?

На эти вопросы нам предстоит ответить в ходе дискуссии на сегодняшнем уроке.

5. Внутренний конфликт Базарова.

Говоря о внутреннем конфликте Базарова, о его борьбе с самим собой, необходимо ясно и четко представить, как те или иные его взгляды и убеждения изменяются, разрушаются, давая жизнь новым.

— Каким мы видим Базарова в столкновениях и спорах с Павлом Петровичем, в отношениях с Аркадием и другими героями романа?

— Дома вы должны были определить, каковы убеждения, взгляды, позиции Базарова в начале романа. На основе ваших ответов мы составим сопоставительную таблицу. ( Пока заполняется только первая половина таблицы.)

Базаров в начале романа.

Ответы учащихся:

1. Цель Базарова.

Базаров называет себя нигилистом и выступает за полное и беспощадное отрицание существующего в России социального порядка. Однако он не говорит и не указывает, во имя кого оно должно состояться, поэтому его нигилизм имеет не столько демократический, сколько анархический характер:

« Сперва нужно место расчистить, а строить – это уже не наше дело…» — говорит Базаров.

« Мы ломаем, потому что мы сила — замечает Аркадий, но Базаров с ним согласен, ведь Аркадий выражает не свои мысли, он подражает своему учителю Базарову.

2. Взгляды Базарова на народ.

Базаров называет себя демократом и утверждает, что знает народ и его нужды, так как его «дед землю пахал». Он не отворачивается, разговаривая с мужиком, и не нюхает наодеколоненный платок.

Базаров знает народный язык, речь его полна поговорок и пословиц, она точна, лаконична, выразительна, афористична:

«акация и сирень – ребята добрые,

народ мы тертый,

у твоего отца губа не дура,

дурь из него не вся вышла.»

Он говорит вместо заболеешь – «занеможешь»,

некрасиво – «неказисто»,

плохо – «худо»,

огорчается — «убивается».

3. Взгляды Базарова на науку.

Базаров – материалист. Он занимается естественными науками, и они, по его мнению, ведут к решению вопросов о причине и сущности вещей, они нужны как орудие уничтожения предрассудков и вразумления людей, их просвещения. Он занимается научными исследованиями и убежден, что все в мире постижимо, объяснимо и подвластно человеку.

Так он говорит: « Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас есть мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра. Чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березкой. А нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества… Исправьте общество, и болезней не будет

4. Базаров о времени и обстоятельствах.

Базаров говорит: «А что касается до времени, отчего я от него зависеть буду. Пускай же оно зависит от меня

Время для Базарова – это совокупность социальных, экономических, бытовых условий жизни, т.е. конкретно-историческая среда.

Базаров не верит в Бога, в судьбу, рок. В центре мироздания он ставит себя, человека: «И ведь тоже думал: «Не умру, куда, задача есть, ведь я гигант!»

5. Базаров об искусстве.

Отрицая все идеалистическое, он отрицает и искусство, культурное наследие прошлого. «Все это романтизм, чепуха, гниль, художество

Базаров высмеивает Николая Петровича, который играет на виолончели, цитирует Пушкина. Прекрасное Базаров измеряет степенью прямой пользы, которую из него можно извлечь. А в этом случае и «Рафаэль гроша медного не стоит», а «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Не признает Базаров и влияния искусства на человека, и потребности личности в прекрасном. В разговоре с ним Одинцова спрашивает его: «- Скажите, отчего, даже когда мы наслаждаемся, например, музыкой, хорошим вечером, разговором с симпатичными людьми, отчего все это кажется скорее намеком на какое-то безмерное, где-то существующее счастье, чем действительным счастьем, т.е. таким, которым мы обладаем? Или вы, может быть, ничего подобного не ощущаете?

- Вы знаете поговорку, — возражает на это Базаров. – Там хорошо, где нас нет…А мне в голову, точно, такие мысли не приходят

6. Базаров о природе.

Подобным образом относится Базаров и к природе. Он отрицает эстетическое воздействие природы на человека. «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

По-своему, как ученый-естествоиспытатель, Базаров любит природу ( его интересует редкий экземпляр водяного жука, он радуется, что разрослась березовая роща, он говорит любовно: «Акация да сирень – ребята добрые»,но ему чужды эмоции восторга, умиления перед красотами природы.

7. Базаров о любви.

Любовь Базаров понимает как физическое влечение полов друг к другу: «Нравится тебе женщина – старайся добиться толку; а нет –ну, не надо, отвернись – земля клином не сошлась.»

Базаров, материалист, ученый-теоретик, начисто отказывает любви в каких-то духовных устремлениях, таинственности, загадочности: «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться… загадочному взгляду? И что за таинственность отношений между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения

Базаров смеется над историей любви Павла Петровича.

Учитель: — Вам нравится такой Базаров? Почему?

— Но не даром учит народная мудрость: «Чему посмеешься, тому и

послужишь.»

Базаров проходит испытание любовью, и в этом испытании

рушатся его философия материалиста, на пути разгадывания

тайны любви он приходит у тому, что раньше отрицал.

— Что же открыла Базарову встреча с любовью?

Ответы учащихся:

1. Многое и принципиально новое.

2. Он не просто разумом, а всем существом своим ощутил не узкофизиологическую, как он думал, таинственно-стихийную силу этого чувства. И дело тут не в чарах Одинцовой, а в самой любви, в её неодолимой силе: «Я люблю вас, глупо, безумно…» — говорит Базаров.

3. С любовью в Базарова вселилось что-то другое, что он «никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость», и он, гонитель романтизма, «с негодованием сознавал романтика в самом себе».

4. Иначе говоря, Базаров стал по-другому относиться к любви, к жизни, к самому себе.

Учитель: — Как же меняется Базаров?



— Каким он становится? (Заполняется вторая половина таблицы).

1. Базаров о времени и обстоятельствах.



В сцене под стогом Базаров с горечью говорит: «…я вот лежу здесь под стогом… Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где до меня дела нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна пере вечностью, где меня не была и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже… Что за безобразие!»

Таким образом, удел человека уподобляет его перед лицом вечного и бесконечного мира хрупкой тростинке. Но ведь эта тростинка не только мыслящая, но и желающая преодолеть свое ничтожество и стать вечной и бесконечной. И если родители Базарова, по его словам, о таком их ничтожестве «не беспокоятся», «оно им не смердит», то у него самого это безобразие вызывает «скуку и злость» на несправедливый, но отныне ясный ему и не подвластный человеку закон мироздания.

Учитель: И это тот Базаров, который так уверенно говорил о своей независимости от времени и считал себя гигантом. Эта уверенность была поколеблена уже с началом его отношений с Одинцовой: «Каким я смирненьким стал», а накануне признания он прямо замечает, что « будущее большей частью от нас не зависит». Словами же, произнесенными им в предсмертный час, он фактически признает торжество обстоятельств над собой.

2. Базаров о народе.

Раньше Базаров с иронией воспринимал слова Кирсанова П.П. о патриархальности русского народа, о том, что он свято чтит преданья и не может жить без веры. Базаров считал, что он знает народ и не чувствовал между народом и собой границы. Но вот после дуэли Павел Петрович спрашивает его о том, что думает о них крестьянин, случайно оказавшийся на месте поединка. И слышит в ответ: «Кто же его знает… Русский мужик – это таинственный незнакомец… Кто же его поймет? Он сам себя не понимает

Это сознание не только социального различия Базарова с народом, но и духовно-психологического, которое открылось Базарову только теперь. И далее в романе это различие подтверждается в главе, где базаров беседует с крепостным крестьянином его родителей об общине: «Ты мне растолкуй, что такое есть ваш мир?» А далее Тургенев комментирует: « Увы, умевший говорить с мужиками Базаров ( как хвалился он в споре с Павлом Петровичем)… и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового…»

3. Базаров о природе.

Романтическое чувство любви озаряет новым светом окружающий Базарова мир и природу. Фон, на котором происходит объяснение Базарова с Одинцовой, — поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется в восприятии Базарова. Это ему ночная свежесть казалась «раздражительной», это ему слышалось таинственное шептание. Базарову, материалисту, ученому, ночные шорохи и шелест листвы кажутся таинственными!

4. Наука и поэзия.

В последних словах умирающего Базарова не упоминается никакая наука. Из его уст мы слышим столь необычные для Базарова, полные романтического чувства и поэзии слова: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…И довольно! Теперь…темнота…»

Учитель: — Нравится вам такой Базаров? Почему?

— А сам Базаров про себя говорит: «Расклеилась машина». Почему?

— Как происходили изменения в мировоззрении Базарова?

Ответы учащихся:

1. Изменения, которые произошли в Базарове, происходили в жесточайшей борьбе! Он пытается победить, одолеть в себе чувство к Одинцовой, понимая, что оно разрушает все, во что он раньше верил, чем жил.

2. Евгений сопротивляется охватившим его чувствам, старается отвлечься работой: « Базаров работал Упорно и угрюмо», немудреным флиртом с Фенечкой. Но вскоре все надежды одолеть любовь окончательно рассеялись: «…лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливой скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его твердая и стремительно смелая, изменилась

3. Равнодушием отвечал Базаров и на попытки отца развеять тоску сына «политическими намеками… по поводу близкого освобождения крестьян

Учитель:

Базаров производит впечатление человека, уверенно шедшего по дороге и вдруг обнаружившего, что дорога эта проходит вовсе не по земле, а по едва висящему над пропастью мосту. Полюбив, как говорит Базаров, «глупо, безумно» он теряет почву под ногами и начинает падать в эту пропасть.

Для тургеневского героя полюбить значит ввергнуться в бездну. Альтернативой бездны является не только тихое семейное счастье, как у Николая Петровича и Аркадия, но и пустота и тоска, которую выбирает Одинцова.

— Можем ли мы представить себе, что и Базаров выбрал один из этих путей?

Ответы учащихся:

1. Нет, Базаров стремительно летит в бездну.

2. «Со мною кончено. Попал под колесо — говорит он и видит себя уже не гигантом, а «червяком полураздавленным».

3. И наверное, не случайно, а скорее намеренно он стал небрежен к себе, к своему здоровью, когда вскрывая труп тифозного больного порезался и заразился.

Учитель:

Смерть Базарова трагична, и не только потому, что умер молодым ( это всегда трагедия), но и потому, что умер человек недюжинных способностей, силы, воли, а главное, сердца и души! Перед лицом смерти Базаров проявляет все лучшее, человеческое, что раньше была скрыто под внешней суровостью: это нежность к родителям, поэтичность любви к Одинцовой, жажда жизни, труда, подвига во благо России.

6. Базаров и Кирсанов П.П. — противники или собратья по судьбе?

Учитель:

Умирая, Базаров не пожелал проститься с Аркадием, не вспомнил он и своего идейного противника Павла Петровича. А между тем постижение Базаровым «трагического значения» любви, а с ней и жизни в целом существенно изменило его прежнее отношение к Павлу Петровичу.

Помните, прослушав историю Павла Петровича, он заявляет: « …человек, который жизнь свою поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту разбили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способным, этакий человек – не мужчина…» Однако, будь Базаров в этот момент прозорливее, повесть «погибшей жизни» Павла Петровича явилась бы для него предсказанием того, что вскоре произойдет и с ним.

— Вспомните пословицу: Над чем посмеешься, тому и послужишь.

— Так кто же Базаров и Кирсанов П.П., противники или собратья по судьбе?

— Давайте сравним их жизни и подумаем.

Ответы учащихся:

1. «Блестящая карьера» ожидала Павла Петровича и «великая будущность» Базарова. Но как Павел Петрович, встретив и страстно полюбив женщину, становится неприкаянным, так и Базаров «как отравленный» станет бродить с места на место ( из имения Одинцовой в деревню родителей, оттуда снова в Никольское, потом в Марьино и опять в Никольское, к родителям), утратит интерес к привычным занятиям и к жизни.

2. Вслед за Павлом Петровичем Базаров, раньше игнорировавший судьбу, признает ее власть над собой и чувствует себя ее жертвой. Покидая Никольское, он говорит Аркадию: «…нас…прибили…»

3. Павел Петрович смиряется перед судьбой, становится духовно мертвым человеком: «Да он и был мертвец.» И Базаров, несмотря на то что героически встречает смерть, все-таки умирает.

Учитель:

— Как связаны внешний и внутренний конфликты?

— Как они разрешаются? Ответив на эти вопроса, мы сможем понять идейное значение романа.

— Давайте обратимся к сцене дуэли, ведь именно эта сцена является конфликтным узлом романа. Она находится строго посередине между основными сюжетными эпизодами: четыре до ( Базаров в Марьине, в губернском городе, у Одинцовой, в родительском доме) и четыре после ( в Никольском, в деревне родителей, болезнь и смерть Базарова). Дуэль завершает и исчерпывает вн6ешний конфликт, ибо после поединка Базаров навсегда расстанется с Кирсановыми. И дуэль же, ставя Павла Петровича и Базарова в ситуацию жизни и смерти, тем самым выявила не отдельные и внешние, а главные, внутренние качества каждого.

— Какова причина поединка?

— Чем заканчивается дуэль?

Ответы учащихся:

1. Истинная причина поединка – Фенечка, в чертах которой Павел Петрович находил сходство с его роковой возлюбленной и которую он также тайно любил. Это только простодушному Николаю Петровичу кажется, что Базаров И Павел Петрович дерутся из-за несогласия во взглядах. Павел Петрович, подсмотрев дерзкий поцелуй Базарова с Фенечкой, был оскорблен в не своих идейных убеждениях или сословных предрассудках, а в своих чувствах.

2. Да и Базаров идет на поединок не теоретиком-нигилистом, а мужчиной, уже искушенным глубоким сердечным опытом.

3. После дуэли обнаружилось, что непримиримые Павел Петрович и Базаров («…мы друг друга понять не можем…») сблизились. Павел Петрович впервые признает человеческое благородство Базарова: «Вы поступили благородно», с ним он теперь «смеялся и шутил». Герои впервые сходятся в суждениях о русском мужике и отчасти аристократизме. « Я начинаю думать, что Базаров был прав, упрекая меня в аристократизме,» — говорит Павел Петрович.

4. А Базаров говорит: «О прошлом вспоминать незачем,» тем самым примиряясь со своим недавним противником и признавая духовное родство с Павлом Петровичем.

Учитель:

Действительно, в судьбах Базарова и Павла Петровича больше общего, чем различного. Ведь оба они в равной степени горды, страстны, в жизненных притязаниях бескомпромиссны. Оба не поняты и одиноки даже среди близких людей. Оба обречены на горький удел бессемейных бобылей.

Стремления обоих к полноте жизни были разрушены и окончились довременным крестом и смертью: серый деревянный крест на могиле Базарова, и крестом ,«горько стиснув губы», осеняет себя доживающий свои дни за границей П.П.Кирсанов.

7. Смысл названия романа, его идейное значение.

В русской литературе очень много произведений, в названии которых заложена антитеза, противопоставление:

«Преступление и наказание»,

« Война и мир»,

« Таланты и поклонники»,

« Волки и овцы».

— Можно ли этот ряд продолжить романом «Отцы и дети»?

Нет, не антитеза, не конфликт романа отражен в его названии, а неразрывность этих понятий. Отцы и дети — это цикл. Дети становятся отцами, и все повторяется, таков закон жизни. Стремление новых поколений к новому и отрицание опыта отцов неизбежно и свойственно человечеству. Но отрицая опыт отцов и дедов, отвергая их «принципы», дети в свою очередь встают перед теми же проблемами. И это тоже закон жизни. Нести свой крест и не роптать – таков закон каждого поколения и человечества в целом, считает Тургенев.

Таким образом, смысл слов «отцы и дети» возвышается до значения православного, христианского, вечного. Все люди: и Базаров, и Павел Петрович, и последний мужик – дети по отношению к Отцу Небесному, и закон братства во Христе должен быть нерушим.

Поэтому в конце романа, исполненном лиризма, мы слышим взволнованный, проникновенный голос автора: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрывалось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: Не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы, они говорят о вечном примирении и жизни бесконечной



Не о борьбе Базарова говорит автор, а о примирении, не о лопухе, который, по словам Базарова, вырастет на его могиле, а о вечной жизни. Тут и нравственное оправдание героя и сожаление о нем как о замечательном человеке.

8. Домашнее задание:

Написать сочинение по одной из предложенных тем:

1. Страницы из дневника Базарова.

2. Мое письмо Евгению Базарову.

3. Базаров и Павел Кирсанов – противники и собратья по судьбе.

4. Смысл названия романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».