Урок литературы Знаете ли Вы украинскую ночь

Урок литературы в 6 классе

Тема: « Знаете ли вы украинскую ночь?»

Тип урока: Обобщение.

Цели :

Образовательная

-формировать умение составлять высказывание;

- совершенствовать умение анализа текста.

Развивающая:

- развивать письменную и устную речь, логическое мышление, фантазию;

- развивать у учащихся внимание к художественному слову через нахождение ключевых слов в эпизодах.

Воспитывающая:

- воспитывать интерес к предмету, патриотизму, прививать любовь к природе.

Оборудование: учебник, доска, портрет Н.В. Гоголя, презентация.

Ход урока.

Орг. момент.

- Сегодня, ребята у нас обобщающий урок. Мы завершаем творчество Н.В. Гоголя.

ни для кого не секрет, что каждый настоящий художник, владеет он кистью, пером или чем – то иным, находит в окружающем мире ту особенную красоту, открывшееся только ему очарование, будь то чудесный цветок из мертвого камня или дивный узор в ослепительном крещенском морозном окне… И тогда торопится он открыть всем неведанное чудо. Так и Гоголь, готовя нас к встрече с необычным чудесным, обращается к нам с вопросом: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!…»

помните ли вы из какого произведения эти слова? («Майская ночь» или «Утоплиница»)

1. Какой изображает писатель Украинскую ночь?

2. Какие краски использует автор, чтобы передать читателю всю теплоту и прелесть «Малороссийского чуда»?

3. Какое место картины родной природы занимают в творчестве Н.В. Гоголя?

4. чем можно объяснить такое отношение писателя к украинской ночи?

на все эти поставленные вопросы мы должны, ребята, попытаться ответить.

Записываем число, тему урока…. и эпиграф к нему:

« Чудно устроено на нашем свете!

Все, что ни живет в нем, все силится

перенимать и передразнивать одним другого».

- Художественное своеобразие художественного произведения заключается в том, что события, изображенные писателем, развиваются на фоне прекрасной природы. Описания природы создают поэтический настрой и являются своеобразной рамкой, объединяющей все действия и отдельные эпизоды.

учитель читает начало повести «Майская ночь..» от слов « Звонкая песня… превращая все в неопределенность и даль».

— Так начинается одна из самых поэтических повестей Н.В. Гоголя, входящая в сборник «Вечера на Хуторе близ Диканьки», «Майская ночь» или «Утоплиница». Лиризм обаяние придают повести описание природы. они не просто обрамляют действие красочным фоном. они преобразуют эмоциональный настрой произведения, позволяют взглянуть на характеры героев.

- Давай выразительно прочитаем описание украинской ночи и подумаем, какой цвет в пейзаже главный?

- Итак, главный цвет? (серебряный) т.е. какой? (блестяще – белый с блеском)

- Вы встречали такой цвет в природе? Где и Когда?

- Как вы представляете лунную ночь?



- Какую обстановку создает серебряный цвет? каков он по настроению?



- да украинская ночь сказочная, и как в сказке в ней есть преувеличения. Найдите их в тексте.

какие же слова в пейзаже вам кажутся красивыми, самыми выразительными, за которыми ясно видишь изображение?

- Природа не только явственно предстает перед нами взором во всей многокрасочности, природа дышит, движется. Найдите в тексте глаголы, которыми пользуется писатель.

- Гоголь в своем описании передает ощущение того, что природа жива. Что еще необычно в этом пейзаже? Посмотрите, как гармонично сливаются мир земной и небесный. Месяц «посреди неба заслушался соловья». Объединяют эти два мира божественная ночь.

задумаемся над вопросом: кто спрашивает нас: «Знаете ли вы украинскую ночь?»

В описании ночи незримо присутствует автор. но так ли незримо? найдите в отрывке слова, подтверждающие его присутствие, его оценку, описываемого мира.

- очарование лунной ночи испытываем мы, потому, что такой ее увидел Гоголь.

- Является ли «Майская ночь…» единственным произведением «Вечеров на хуторе близ Диканьки» погружающим читателей в особый мир украинской ночи?

- А сейчас послушаем выступление ребят, которые нам сегодня инсценировку и попробуем представить украинскую ночь.



Музыка. Выступление творческой группы.

- В самом начале повествования Н.В. Гоголь погружает своего читателя в полную христианской добродетели и любви к ближнему, атмосферу рождественской ночи.

- Давай выразительно прочитаем описание рождественской ночи.

- Какую роль играет пейзаж в развитии действия повести?

- Какие фантастические черты несет в себе пейзаж?

- И опять автор в своем описании передает, ощущение того, что природа жива, т.е. пейзаж одушевлен.

- Случайно ли черт решает украсть месяц, а ведьма звезды?

- Какой литературный прием использует автор?

- А что за праздник Рождество?

Выступление творческой группы, дополняют знания детей о рождестве.

Вернемся к произведению. Что происходит в природе, когда исчезает месяц и звезды?

- Как удалось освободиться месяцу?

- Месяц, наконец – то освободился из плена и снова воссиял на небе, чтобы радовать добрых людей, встречающих рождество пением колядок.

- Как автор описывает пейзаж? Что несет в себе серебряный цвет? Подтвердите тестом.

- Как автор описывает праздничное настроение героев?

- Почему хохот награждал «затейника», когда молодой казак во время колядования «отпускал щедровку»?

- читая и перечитывая цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Еще раз убеждаешься во мнении, что все в ней согрето теплом гоголевского смеха: и события, и персонажи, мастерски описанные автором «Вечеров».

Да разве может что-то подобное произойти в другом месте и в другое время как ни в ночь на «милой Украине»?

Итог урока: Возвращаемся к вопросу поставленному в начале урока: Какая же она украинская ночь?

(дети рассуждают)

Д/з: — Дома напишите мини-сочинение, т.е. ответите письменно на поставленный вопрос.

Оценки: