Урок литературы в 9 классеСмысл названия комедии АСГрибоедова Горе от ума

Урок- мастерская в 9 классе «Смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Индукция.

Вспомните, какого умного человека вы встречали в жизни? ( ассоциации к слову «умный»)

Допишите, что делает человека умным?

Сравните свои определения и дайте общее определение ума

Прочитайте вслух свои определения и дополните свои записи, выслушав одноклассников.

Об уме ( и сумасшествии) в комедии говорят все. На прошлом уроке мы говорили о разном понимании ума . Поразмышляем над главными героями комедии – Фамусове, Софье, Чацком и Молчалине.

Задание для групп:

Воспользовавшись текстом комедии, таблицей в тетради, выберите понятия из словарных статей, предложенных для группы, обсудите и сделайте вывод, с какой точки зрения ваш герой умный? Кто счел бы его умным и почему?

Сформулируйте вопросы другим группам, которые еще остаются без ответа.

ФАМУСОВ

МОЛЧАЛИН

СОФЬЯ

ЧАЦКИЙ

Дополним свои наблюдения прямым высказыванием на этот счёт автора. В письме к П.А. Катенину (январь 1825 года) Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих”.

Сравним несколько точек зрения об уме Чацкого. Подумайте, с чем вы согласны, какая точка зрения вам ближе и что вызывает у вас возражения. Попробуйте обосновать свою точку зрения и сформулировать письменно.

Обратимся к проблемному вопросу домашнего задания: Каким «горем сжата душа» Чацкого?»

Обратимся к названию комедии. Первоначальное название комедии «Горе уму». Давайте попробуем определить, в чем разница названий? Используя символы, знаки, фигуры, попробуйте изобразить эти различия графически, попытайтесь прокомментировать.

Исходя из вышесказанного, попродуйте дома порассуждать, победитель Чацкий или побежденный?

Рефлексия. Допишите предложения: «Что было важно…», «Когда было трудно…», «Что понравилось…»