Урок литературы в 8 классе по повести НГоголя Невский проспект

Тема: Урок – смотр знаний в 8 классе по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект».

Цели: 1) проверить знание изученных произведений Н.Гоголя;

2)вскрыть гоголевское понимание сущности Петербурга;

3)воспитание прекрасного в человеке.

Ход урока:

Вступительное слово учителя о плане урока (запись в тетрадях темы, плана, оценки за предварительное творческое задание (сочинение-рассуждение)).

Литературный диктант «Назови автора и его произведение по ключевой фразе»:

«Береги платье снову, а честь смолоду».

«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил…»

«Неча на зеркало пенять, коли рожа крива».

«Кто не умеет беречь отцовское наследство, тот всё-таки умрёт в нищете, несмотря ни на какие демонские усилия».

«Благодаря этой девушке я понял нехитрую истину: нужно делать чудеса своими руками».

Ответы:

А.Пушкин «Капитанская дочка».

М.Лермонтов «Мцыри».

Н.Гоголь «Ревизор».

А.Пушкин «Пиковая дама».

А.Грин «Алые паруса».

Слово учителя о Петербурге:

Петербург – символ могущества России воспет поэтами XVII I и первой половины XIX века;

Петербургская жизнь Н.В.Гоголя: общество, противоречия и социальные контрасты;

Сравнение: Петербург в «Вечерах…» и «Повестях»;

Смысл эпиграфа урока: «Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!»

Выразительное чтение начала повести от слов «Нет ничего лучше невского проспекта…» до «Сколько вытерпит он перемен в течение одних суток!»

Анализ прочитанного отрывка.

- Сколько же вытерпит он перемен в течение суток?

- Что означает слово «контраст»? «Фантасмагория»?

- Кто появляется поочерёдно на Невском проспекте? (Не люди, а маски)

- Как можно озаглавить данный отрывок? (Фразой эпиграфа)

Вывод: невский проспект – олицетворение всего Петербурга (контрасты утром и вечером).

- Для доказательства своих мыслей Гоголь рассказывает историю, начавшуюся на проспекте.

Инсценирование эпизода встречи поручика Пирогова и художника Пискарёва с двумя девушками.

Анализ произведения с элементами беседы.

- Кто эти юноши?

- Каковы основные душевные черты художника Пискарёва? (Мечтатель, романтик).

- Зачитайте эпизод, когда он разочаровывается в мечте.

- Каким в его сне показан Петербург? («Всё не то, чем кажется»)

- Почему Пискарёв видит избавление от страданий в наркотиках? Помогло ли это ему?

- Почему Гоголь приводит своего героя к смерти? (Не соединяется сон и реальность).

- Чем заканчивается история Пирогова?

- Почему он дружил с Пискарёвым? ( По тексту).

- Почему Гоголя сплёл вместе эти две истории?

Вывод: Гоголь срывает с проспекта красивые покровы и высказывает всю свою ненависть к продажности и равнодушию.

Выразительное чтение конца повести (последний абзац).

Итог урока:

- Как начало повести и её конец созвучны с эпиграфом нашего урока?

- В каких ещё произведениях звучит эта тема? (М. Лермонтов «Маскарад», А.Грин «Бегущая по волнам»)

- Выставление оценок.