Урок литературы в 7 классеТема Бородино МЮЛермонтова и Полтава АСПушкина Сцены боя срав

Открытый урок в 7-м классе

Тема: « Бородино» М. Ю. Лермонтова и

« Полтава» А. С. Пушкина. Сцены боя .»

Цели: показать раскрытие темы русского героизма в данных отрывках, как она продолжена в литературе, как реализуется в современной жизни; совершенствовать умение анализа поэтического текста.

Задачи

образовательная: углубление знаний о художественных средствах выразительности поэтического текста; выявить особенности языка Пушкина и

Лермонтова;

воспитательная: продолжение воспитания патриотизма, любви к России, развитие интереса к ее историческому прошлому;

развивающая: развитие умений анализировать, сравнивать, находить особенности художественного текста, делать выводы.

Ход урока

«…Война, конечно, есть несчастье,но…

подвиг самопожертвования кровью своею

за все то, что мы почитаем святым, конечно,

нравственнее всего…»

Ф.М. Достоевский.

1.Слово учителя, постановка проблемы.

Сегодня у нас будет не совсем обычный урок . Эпиграфом к нему я взяла слова

Федора Михайловича Достоевского, в конце которых сейчас, в начале урока,

мы поставим вопросительный знак. Очень надеюсь, что в конце урока он исчезнет или поменяется на другой.

Предметом нашего изучения сегодня будут два отрывка из произведений, вам

уже известных: «Бородино» Лермонтова и «Полтава» Пушкина.

2. Предварительная беседа.

— Каким историческим событиям посвящены эти произведения?

-Какое значение эти события имели для нашей страны?

-Как вы думаете, какой ценой дались нашим предкам эти победы?( В Бородинском сражении полегла большая часть русской армии, под Полтавой

также погибло очень много русских солдат.)

3. Работа с текстом.

Сейчас вы прочитаете данные отрывки ( про себя ).

-Какой момент боя изображен в данных отрывках? ( Кульминация.)

Наша задача: посмотреть, что объединяет два описания боя, а в чем особенности каждого отрывка.

-Какие средства художественной выразительности вы знаете? Запишем это в виде сравнительной таблицы.

Лермонтов Пушкин

Эпитеты дым летучий, удалой бой град ( пуль ) раскаленных,

протяжный вой свежий строй, тяжкая туча

Сравнения французы двинулись, как

тучи

носились знамена, как тени

земля тряслась — как

наши груди

Метафоры стеной живою отраженный

над падшим строем

свежий строй штыки

смыкает

Звукопись звучал булат, картечь визжала, браздами, сабляи звуча,

сшибаясь, рубятся с плеча

…………………………………………… …………………………………….

ядрам пролетать мешала шары чугунные… прыгают,

гора кровавых тел разят, прах роют и в крови

шипят

Интонация, не резкая, сказовая речь живая, быстрая,

отрывистая

ритм

Вывод: богатый поэтический язык и у Пушкина, и у Леронтова. Только Леронтов чаще использует сравнения; Пушкин, чтобы передать смену действий, темп событий, использует одиночные глаголы, перпчисления, нераспространенные предложения. У Лермонтова все предложения закончены, видно, что картину боя пересказывает простой человек, очевидец.

4. Формулировка вывода, рефлексия.

-Какой идее служат эти эпитеты, сравнения, метафоры и др.?( Победа достается огромными усилиями, человеческими жертвами.)

-Послушайте финальные строчки этих отрывков ( читает учитель ).

-Помните ли вы продолжение « Бородино»?

-Лермонтов был разочарован своим поколением и не верил в то, что такие герои еще будут в России. Что показала история? Приведите примеры.

Возвращаемся к эпиграфу.

-Как вы думаете, какие чувства испытывает солдат перед боем?

-Что будет, если, поддавшись чувству страха, солдаты покинут поле боя? Что было бы с нашей страной и существовала бы она вообще?

-Так прав ли был Достоевский, говоря о том, что проливать кровь за Родину

« нравственнее всего»? ( В ходе урока у учащихся сформировался ответ на данный вопрос, который они дают учителю и поясняют свою точку зрения).