урок литературы в 7 классе_23507

Урок литературы в 7 классе. Японские хокку.

I. Организация внимания (интрига)

1. Работа в группах (составление икебаны, звучит японская музыка)

- О какой стране пойдет речь? ( Пока дети делают икебаны учитель говорит подсказки. Икебана возникла в этой стране в XV веке и первоначально имела религиозную направленность, являясь подношением богам в храмах

ИКЭБАНА — традиционное искусство этой страны аранжировки цветов. Дословно икэбана — это «цветы, которые живут».

Простота как знак оригинальности и единичное как знак целого — вот кредо истинных художников икэбаны. Их творения в этом смысле напоминают японские стихи хайку: их отличают те же краткость, глубина и совершенство. Искусство икэбаны в современной стране является одним из самых популярных, оно осознается как символ национального своеобразия и как воплощение высокого художественного вкуса, признанного во всем мире.)

УУД — регулятивные

Учитывая психологические особенности детей данного возраста, этот метод позволяет позитивно настроить учащихся на урок, заинтересовать необычным началом.

II. Изучение нового материала

1. Сообщение темы урока

- Да, речь идет о Японии. Темой нашего урока является знакомство с культурой Японии и одним из жанров японской литературы — лирическим стихотворением хокку.

2. Знакомство с культурой и традициями Японии. Презентация (слайды о Японии, японская музыка)

Японская культура довольно часто причисляется к «закрытым» культурам. Не сразу, не с первого знакомства открываются европейцу своеобразие японской эстетики, непривычное очарование японских обычаев и красота памятников японского искусства. Пожалуй, одним из проявлений «загадочной японской души» является хокку. Но чтобы понять немного эту душу, мы поговорим о Японии – стране с очень древней и своеобразной культурой.

«Страна восходящего солнца». Ниппон – название страны состоит из 2 знаков: первый означает «Солнце», второй – «основа», т.е. Страна восходящего солнца. На флаге Японии изображено солнце. Расположена на 3922 островах.

Гора Фудзи. Фудзи – действующий вулкан, в переводе «огонь». Является главным символом Японии. Высота – 3772 м. Японцы совершают паломничества с целью увидеть с вершины восход Солнца. Есть такая примета: если в Новый год приснится гора Фудзи, то год принесет здоровье и счастье.

Сакура. Ветка цветущей сакуры – символ Японии. Когда зацветает вишня, все, от мала до велика, целыми семьями, с друзьями и близкими собираются в садах и парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми облаками нежных лепестков. Это одна из древнейших традиций японцев. К этому зрелищу тщательно готовятся. Чтобы выбрать хорошее место, надо иногда прийти на сутки раньше. Японцы, как правило, празднуют цветение вишни дважды: с коллегами и в кругу семьи. В первом случае – это святая обязанность, которая никем не нарушается, во-втором – истинное удовольствие. Созерцание цветущих вишен оказывает на человека благотворное воздействие, настраивает на философский лад, вызывает восхищение, радость и умиротворение.

Сакура — неотъемлемая часть культуры Японии. Ее воспевают в поэзии, музыке. Сакура – замечательный пример утонченной красоты, любование которой доставляет истинное удовольствие. Сакура цветет от нескольких часов до двух дней. Процесс любование цветущей сакурой называется ханами.

УУД — познавательные

Использование видеоматериалов помогает детям лучше усвоить материал, так как у детей этого возраста развито образное мышление и они , в большинстве своем, являются визуалистами.

3. Работа в группах. Составление синквейна о Японии (ученикам раздаются памятки).

УУД – коммуникативные, познавательные

На данном этапе используется синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме). Цель: добиться более глубокого осмысления темы.

4. Знакомство с хокку.

Хокку (хайку) — японское лирическое стихотворение, отличающееся предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Поначалу японцы писали большей частью танка – стихотворение в пять строчек, которые делились на два полустишья: 2 и 3 стиха. С течением времени эти стихотворения стали складывать вдвоем. Их называли рэнгасовместное выяснение истины. В 16 веке рэнга приобрела шуточный характер. Что мы видим: исчезли последние два стиха. Так хокку зажило самостоятельной жизнью. Оно обогатилось новыми темами и стало серьезней. И именно в творчестве Мацуо Басе становится высоким искусством.

УУД — познавательные

5. Сообщения учащихся (Мацуо Басё, Кобаяси Исса)

УУД — познавательные

6. Прослушивание хокку Мацуо Басё и анализ.

Из сердцевины пиона

Медленно выползает пчела…

О, с какой неохотой!

Басё





Вот так чутко японец относится к природе, трепетно

наслаждается ее красотой, впитывает ее.

Может быть, причину такого отношения надо искать в древней религии японского народа — синтоизме? Синто проповедует: будь благодарен природе. Она бывает безжалостной и суровой, но чаще — щедрой и ласковой. Именно синтоистская вера воспитала в японцах чуткость к природе, умение наслаждаться ее бесконечной переменчивостью. На смену синто пришел буддизм, подобно тому, как на Руси христианство вытеснило язычество. Синто и буддизм — разительный контраст. С одной стороны — священное отношение к природе, почитание предков, с другой — сложная восточная философия. Парадоксально, но эти две религии мирно уживаются в Стране восходящего солнца. Современный японец будет любоваться цветущей сакурой, вишней, осенними кленами, полыхающими огнем. Простота хокку – это гениальная простота, за которой постоянная работа души, обостренная чуткость восприятия мира.

УУД — познавательные

7. Беседа

- В чем же все-таки особенность этого лирического стихотворения.

Ученик: Нет рифмы.

Учитель: Рифмы в японском языке никогда не было. Такой уж язык: не принимает рифмы.

Ученик: Очень короткие.

Ученик: Смысл зашифрован. Наводит на размышления.

Ученик: Упоминаются времена года, сезонное словечко.

Ученик: Главный герой – человек.

Ученик: В первой строке 5 слогов, во второй – 7, в третьей – 5.

Учитель: Однако перевод не соответствует этой схеме, потому что строго соответствовать закономерности очень трудно. В переводе сохранено главное – лирическое чувство.

УУД — коммуникативные

8. Сообщения учащихся (Кобаяси Исса)

УУД — познавательные

9. Прослушивание хокку Кобаяси Исса и анализ.

Еще одно знаменитое имя — Кобаяси Исса. Часто его голос печален

Наша жизнь — росинка.Пусть лишь капелька росы Наша жизнь — и все же…

Учитель: Это стихотворение написано на смерть его маленькой дочки. Буддизм учит не переживать из-за ухода близких, ведь жизнь – росинка. Но, прислушайтесь к голосу поэта, сколько неизбывного горя в этом «и все же…».

Часто в финале хокку появляется многоточие. Это не случайность, а традиция, принцип японского искусства. Для жителя Страны восходящего солнца важна и близка мысль: мир вечно изменяется, поэтому и в искусстве не может быть завершенности, не может быть вершины — точки равновесия и покоя. У японцев есть даже крылатая фраза: «Пустые места на свитке исполнены большего смысла, чем начертала на нем кисть».

Хокку знали и стар, и млад – все грамотные японцы заучивали наизусть. Иногда устраивались состязания: кто лучше сочинит стихотворение о стрекозе, про заходящее солнце… Получалось весело и интересно.

Книжки хокку делились на 4 главы: весна, лето, осень и зима. В каждом хокку можно заметить сезонное словечко: талая вода, вишня, лягушки… И везде главный герой – человек: как живет на земле, о чем думает, грустит, веселится. Средства художественной выразительности этот жанр выбирает крайне скупо: мало эпитетов, метафор. Нет рифмы, не соблюдается строгий ритм. Как же автору удается создать образ в немногих словах, скупыми средствами. Оказывается, поэт творит чудо: он будит фантазию самого читателя. Искусство хокку — это умение сказать многое в нескольких строчках. В каком-то смысле каждое трехстишие заканчивается многоточием. Прочитав стихотворение, представляешь себе картину, образ, переживаешь его, переосмысливаешь, додумываешь, творишь.

УУД – познавательные, коммуникативные

10. Работа в группах. Составление кластера о хокку.

УУД – регулятивные, коммуникативные

На данном этапе используется кластер – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную темув виде схемы. Цель: добиться более глубокого осмысления и запоминания темы.

11. Творческая работа

- Напишите собственное хокку. У нас с вами также очень много мест, которыми мы можем восхищаться: разноцветные луга, золотая осень, белоснежная зима, цветущая весна). Тема вашего хокку — весна, предверие праздника весны — 8 марта.

УУД — коммуникативные

12. Демонстрация детских хокку.

13. Рефлексия

Японские поэты учат нас понимать прекрасное, беречь все живое, жалеть все живое, потому что жалость – великое чувство. Кто не умеет по-настоящему жалеть, тот никогда не станет добрым человеком. Поэты Японии повторяют вновь и вновь свои хокку:

«Всматривайтесь в привычное – и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое – и увидите красивое, всматривайтесь в частицы – и увидите целое, всматривайтесь в малое – и увидите великое. Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, и не проходите мимо…» (музыка)

УУД — личностные

Домашнее задание:

1. Стр. 207, вопросы 1, 2.

2. Попробуйте подготовить собственные хокку, посвятив их родной природе или своим отношениям с друзьями.*