Урок литературы в 7 классе Размышляя над стихотворением ИБродского Пилигримы

Урок литературы в 7 классе по теме

«Размышляя над стихотворением И.Бродского «Пилигримы»»

Учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 5

г.о. Железнодорожный Московской области

Волошко Любовь Игоревна

Тип урока: исследование художественного текста.

Цель урока:

1.Анализ стихотворения И.Бродского «Пилигримы»;

2.Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с текстом, наблюдение); учебно-коммуникативных (ответы на вопросы, создание письменного высказывания) взаимодействия при работе в парах;

4.Соотносить результаты своей деятельности с образцом, определять причины затруднений.

Используемые педагогические технологии:

- развитие критического мышления через чтение и письмо,

-компьютерные технологии.

Ход урока (сопровождается презентацией по теме)

Стадия вызова.

-Легко ли увидеть в настоящем прошлое? Почему? Как это можно сделать? А кому это сделать проще — обыкновенному человеку или представителю творческой профессии? Как?

-Действительно, соединить прошлое и настоящее, вообще пересечь какие-либо границы — временные, пространственные — проще человеку творческому: художнику, писателю.

-Перед вами гравюра известного литовского художника Стасиса Красаускаса, который создал цикл «Вечно живые» по мотивам произведения «Реквием» Роберта Рождественского.

-Как бы вы могли определить главную мысль гравюры?

-Как в этой работе соединено прошлое и настоящее? Какое художественное средство использует художник для передачи этой мысли? (Композицию, гравюра разбита на 2 части)

- Итак, действительно, в арсенале художника, писателя, поэта есть специальные художественные средства создания художественного образа. Поскольку сегодня мы будем работать со стихотворением, подумайте, какие художественные средства из перечисленных вам знакомы? (Отметьте «галочкой»)

-Обсудите значения терминов с соседом по парте.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Фонетика (звукопись)

Лексика (тропы)

Эпитет

Метафора

Аллегория

Символ

Морфология (использование частей речи)

Синтаксис

Анафора

Параллелизм

Рифма

Композиция

Проверка.

2. Объявление темы урока, формулировка целей урока.

-Итак, сегодня мы поразмышляем над стихотворением И.Бродского «Пилигримы» и ответим на вопрос, как поэт создает художественный образ в стихотворении и как художественные средства помогают понять замысел поэта.

Заполняют графу Хочу узнать.

Осмысление содержания

-Стихотворение «Пилигримы» было написано Иосифом Бродским – замечательным русским поэтом современности, в 1958 году, т.е. когда ему было всего 18 лет. Таким образом, данное стихотворение относится к его раннему творчеству.

Прогноз.

-Кто такие пилигримы? (Пилигрим – это путешественник, скиталец. В русском языке часто в качестве синонима слова пилигрим употребляют странник, имея в виду человека, который странствует, путешествует. )

-Предположите, о чем пойдет речь в стихотворении. ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ. (Пилигрим, дорога, движение, страны, странствующие люди, рюкзак и т.д.)

Деятельность учащихся.

- Обратимся к стихотворению.

I. Выразительное чтение.

1. Первичное впечатление от стихотворения.

-Понравилось ли Вам стихотворение?

-Какие картины вы себе представили?

-Что не удалось представить?

2. Словарная работа с мультимедийной поддержкой, разъяснение лексического смысла слов: ристалище, капище, Мекка.

-Оправдались ли наши ожидания: это действительно обычные странники, пилигримы, или нет? Что нами угадано, а что — нет7 (Подчеркнуть ключевые слова, которые нами угаданы) Почему?

Указана ли страна или город, в который они держат путь? (Бродский говорит здесь не о простом путешествии, а о путешествии во времени. Его пилигримы идут не из страны в страну, не из города в город, а из века в век.)

3. Но все-таки стихотворение настолько необычное, что надо поработать над его содержанием.

Задание: делимся на 3 группы

Найдите в стихотворении строки, в которых создается образ дороги, движения пилигримов. Как создается образ дороги?

Найдите в стихотворении строки, в которых говорится о пилигримах. Как создается их образ?

Что говорится об окружающем пилигримов мире? Как создается образ мира?

Поработаем с таблицей (записывайте примеры, которые найдете в ходе чтения, прямо в таблицу,) Самостоятельная работа.

-Обсудите с соседом по парте, что вам удалось найти.

II. _Проверка.

- Прочитайте ту часть стихотворения, в которой создается образ дороги.

Проверка 1 группы.

-Как создается движение? (мелькают объекты, само слово пилигрим, повторяется предлог — мимо, это подчеркивает движение взгляда и какую-то бесконечную дорогу, пейзаж меняется все время, повторяются слова — рассветы, закаты) А глагол тут только один — «идут».

-Обратите внимание, один из ведущих приемов создания образа дороги — анафора (единоначатие, повторение каких-либо элементов в начале предложения) Как это помогает представить дорогу?

Новое: морфология, звукопись, анафора.

Проверка 2 группы. Прочитайте.

Какие они, пилигримы, в стихотворении Бродского? Обычные?(идут мимо всего, своя цель в жизни, не нужна суета жизни).

-Как вы поняли смысл фразы глаза их полны заката, сердца их полны рассвета? В каком значении используются слова ЗАКАТ, РАССВЕТ? (прямое?переносное?) В чем символическое значение этих слов?

-Что в описании пилигримов, их отношения к миру вызвало удивление? С чем не согласны? (Мимо горя идут мимо)

-Почему? (У каждого свой путь и предназначение)

Проверка 3 группы. Прочитайте.

-Почему солнце СИНЕЕ?(эпитет)

-Как нарисован окружающий мир? Какой он? (разнообразный, бесконечный) На каком художественном приеме основана рифма СНЕЖНЫЙ-НЕЖНЫЙ? (Антитеза) Приведите еще примеры антитезы.

-Почему слова, противоположные по смыслу, объединены соединительным союзом?

Как это помогает понять образ мира? Какой он? (мир противоречивый)

-Как мир относится к пилигримам? (Птицы хрипло кричат ).

-Не кажется ли вам, что это аллегория?

-Какую роль играет здесь многоточие? (Еще много можно говорить)

-О чем хотят сказать?(Ничего не изменится, не стоит тратить силы. В жизни так много интересного, зачем искать что-то еще))

-Почему, по мнению мира, не будет толка от веры в себя и в Бога? (Иногда ничто не помогает объяснить мир, постичь его).Значит, остается только иллюзия — чего? (того, что ты что-то понял)

ВОПРОСЫ ко всем группам

-Пилигримы согласны с этим? (нет, они продолжают свой путь). Почему? (Они верят, что во всем есть смысл)

—Как эпиграф помогает понять смысл стихотворения? Что же это за дорога, по которой идут пилигримы? (Это вечная дорога всего человечества, к смыслу жизни).

- Каково настроение стихотворения? Созвучно ли оно настроению гравюры Красаускаса? В чем? (Смысл есть у всего в жизни, все — не зря).

-И именно такую жизнь — бесконечную, противоречивую, но полную смысла одобрят поэты и напишут стихи.

III. Рефлексия

-Используя свою таблицу, анализируя свой поэтический образ, напишите 3-4 связных предложения на тему: «Как использованные поэтом художественные приемы помогают понять смысл образа __________?»

Проверка.

-Выразительное чтение стихотворения учеником.

IV. Подведение итогов урока. - Итак, что нового узнали?

Оцените свою работу:

Было интересно?

Что понравилось на уроке?

Что не понравилось?

Что удивило?

-Выставление оценок.

Домашнее задание. Устно подготовьте ответ на вопрос «Что я увидел и понял, читая стихотворение И.Бродского»