Урок литературы в 7 классе по теме Роль языковых средств в изображении летописца Пимена

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8

города Конаково

Конспект

Открытого урока литературы в 7 классе

По теме «Роль языковых средств в изображении летописца Пимена» ( по трегедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»)

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №8 г.Конаково

Коваленко Инна Геннадьевна.

2011год.

Город Конаково Тверской области, ул. Энергетиков, д. 38

Урок литературы

Тема: Анализ трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».

Роль языковых средств в изображении летописца Пимена.

Цели урока:

Образовательная: углубление и примение на практике знания художественных средств выразительности языка. Умение определять главную мысль текста.

Воспитательная: воспитывать патриотическое отношение к своей Родине.

Развивающая: познакомить семиклассников с одним из музыкальных жанров оперой

Оборудование: примение ИКТ.(Просмотр и оценка проектов учеников)

Х о д у р о к а.

«Ещё одно последнее сказанье…»

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Н.П. Кончаловская.

I,Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель.

Этими словами я хочу начать работу над величайшим художественным созданием А.С. Пушкина – исторической народной драмой-трагедией «Борис Годунов».Создана она о периоде русской истории, называемом «Смутное время».

Сообщение «историков» с показом презентации. Приложение №1

Учитель.

Итак мы видим, что в течение 14 лет Россией правили 4 царя, вспыхнуло несколько восстаний, разразилась гражданская война, началась интервенция со стороны Польши и Швеции. Россия могла потерять свою независимость, перестать существовать как самостоятельное государство.

И только благодаря героическим усилиям русского народа, патриотической деятельности Минина и Пожарского, России удалось сохранить государственность.

Эта тема интересовала и интересует русское общество до сих пор, начиная с Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина, Фаворского, М.Мусоргского ,Ф.Шаляпина и других деятелей искусства.

Сообщение «литературоведов» о Н.М.Карамзине и его труде «История государства Российского» с показом презентации. Приложение №2

Учитель.

«История государства Российского» (первые тома) вышла в 1818 году. В это время А.С. Пушкин закончил Царскосельский лицей. За месяц в книжных лавках были раскуплены все тома.

«Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом. Несколько времени ни о чем ином не говорили»,- писал А.С. Пушкин.

Карамзин-историограф остановился на событиях Смутного времени, начале 17 века, написав X, XI тома, посвятив их царствованию Бориса Годунова

Продолжение работы «литературоведов» с показом презентации «Михайловское». Приложение № 3.

Учитель.

- Почему же изучая «Историю государства Российского», работая в книгохранилищах Святогорского монастыря, зная и с т о р и ч е с к у ю п р а в д у о событиях и лицах Смутного времени, Пушкину нужен был в ы м ы с е л, необходимо было создать художественное произведение о Смутном времени?

В разрешении этого вопроса нам опять помогут строки из стихотворения А.С. Пушкина «Элегия» (1830 год):

…Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

И ведаю, мне будут наслажденья.

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь…

- Какое слово из интересующих нас на уроке сегодня встретилось в стихотворении? (Вымысел)

- Скажите, вы когда-нибудь плакали над учебником истории?

- А над произведениями литературы? (Да, Муму, Маруся из «Детей подземелья»)

- Почему? (потому что произведения литературы воздействуют не только на наш разум, но и на чувства, заставляют переживать вместе с героями происходящее с ними, чему-то учиться.)

- Но зачем нам учиться у участников событий XVI века? Какое дело до них нам, людям XXI века?(Каждый человек связан с историей, живет в ней, а значит, опыт другого человека, которому пришлось оказаться в гуще событий, нам тоже интересен).

- Почему Пушкин не записал нравственные уроки драмы-трагедии в виде памятки, - коротко, четко, прочитал, запомнил? (Только пережив вместе с героями их злоключения, радости, мы можем проникнуться необходимостью усвоения этих уроков.)

II. Работа над сценой «Ночь. Келья в Чудовом монастыре».

Выразительное чтение-инсценирование. (Монолог Пимена и Григория.)

Учитель.

- К какому стилю относится текст? Почему? Что характерно для художественного стиля? (Образы)

-Какие образы увидели в первых монологах Пимена и Григория? (заполнение левой части таблицы «Образы»)

Идейно-образный уровень

Главная мысль. Идея.

Образы. Мотивы.

Высшая мудрость заключена для Пимена в его вдохновенном труде. Достоинство и величие Пимена от сознания исполненного долга

Да (пусть) ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу.

(Эта часть таблицы заполняется, когда будут сделаны выводы об образе летописца, о значении его труда.)

Образ монаха-летописца,

образ Григория, келья, ночь, лампада, образы святых, иконы, старинные рукописи (хартии)

-Какие художественные средства выразительности использует А.С. Пушкин для создания образа летописца Пимена?

Заполнение таблицы «Стилистический уровень».

Стилистический уровень.

Художественный стиль. Образ летописца Пимена.

Лексика.

Синтаксис.

1. Устаревшая лексика:

лампада, хартии, поминают, вече, взор, зрит, внимая, ведая, на челе, очей, владычество, сокрытые, смиренный, величавый, дьяк, минувшее.

2.Эпитеты:

труд усердный, безымянный, правдивые сказанья, вид смиренный, величавый, спокойный вид.

3.Сравнения:

точно дьяк.

1.Обратный порядок слов:

Книжному искусству вразумил.

2.Инверсия:

Монах трудолюбивый; труд усердный, безымянный.

3.Антитеза:

Событий полно –безмолвно спокойно;

Память сохранила – прочее погибло.

4.Анафора:

Немного лиц…

Немного слов…

5.Умолчание:

А прочее погибло невозвратно…

6.Бессоюзие:

а)На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною-

Давно ль оно неслось событий полно…

б)Но близок день, лампада догорает –

Ещё одно, последнее сказанье.

- В какой период жизни изображен Пимен? (В период, когда ему пора «отдохнуть», «погасить свечу», он чувствует близость собственной смерти, т.е. он осознает скорое предстояние перед Всевышним. Это придает уго речам особую убедительность.)

- Через что прошел Пимен, прежде, чем нашел истинные ценности? (Познав безумные потехи юных лет, схватки боевые, шумные пиры, роскошь и женскую лукавую любовь, Пимен находит истинные ценности в служении Богу.)

- Что мы узнаем о Пимене из его первого монолога? (Пимен пишет летопись. И этот труд он определяет как исполнение долга, завещанного Богом.

Исполнен труд, завещанный от Бога

Мне, грешному.

- Каким видит Пимена Григорий? Как я люблю его спокойный вид вид,//Когда, душой в минувшем погруженный,//Он летопись свою ведет.» На челе высоком… нельзя прочесть сокрытых дум, вид смиренный, величавый; спокойно зрит. В этих определениях выразилось стремление Пушкина отразить типичные , любимые им свойства русских поэтов-летописцев. Смиренный, величавый облик праведника, монаха запечатлен и на иконах, во внешности святых строгость, сосредоточенность, духовная просветленность. «Спокойно зрит на правых и виновных»).

-Пимен – монах, летописец. Он с нравственной, праведной высоты обозревает остальных персонажей, их действия, поступки, мотивы поведения. Обратите внимание на оценку, которую дает летописец ( в диалоге с Григорием) трем царям, которых он знал лично. Какую? Кому?

(Ивану Грозному. Несмотря на то, что на счету Ивана Грозного много жестоких преступлений, Пимен ценит в нем стремление к церковному покаянию за содеянное и с явной симпатией и состраданием воспринимает настроение «грозного царя», уставшего от гневных дум и казней, мечтающего о принятии схимы и смиренных молитвах в обители.

«И сладко речь его из уст лилася…»

О Федоре Ивановиче. Особое теплое чувство вызывает у Пимена царь Федор Иванович, старший сын Ивана Грозного , своим смирением (одно из основных христианских добродетелей), душевной святостью, пристрастием к молитвам. За это Господь, по свидетельству летописца, возлюбил и смиренного самодержца и Святую Русь. «И Русь при нем во славе безмятежной// Утешилась…»Кончина Федора Ивановича обрисована, как кончина святого.

О Борисе Годунове. Неожиданно резко меняется интонация монаха-летописца, когда он говорит о нынешнем царе. Его речь становится одновременно и скорбной и обвинительной. Приговор земного суда соединяется с небесным. Это приговор злодею цареубийце и народу, ответственному за воцарение преступника: «О страшное, невиданное горе!// Прогневали мы Бога, согрешили://Владыкою себе цареубийцу // Мы нарекли.»)

-Каким, по мнению летописца Пимена, должно быть отношение народа к царям? (За труды, за славу, за добро — поминание; за грехи, за темные деяния – молитва к Спасителю о вразумлении царя.

- Чему учит Пимен молодого инока, понимая, что его «свеча догорает»? ( Символ: догоревшая свеча – конец жизни». Не мудрствуя лукаво – не своевольничай, не привноси своей личной воли в описываемое. «Все то, чему свидетель в жизни будешь://Войну и мир, управу государей,// Угодников святые чудеса…»)

- Согласны ли вы с оценкой Григория, которую он дает монаху-летописцу? (Ошибался Григорий Отрепьев, что Пимен, работая над летописью, «спокойно зрит на правых и виновных, Добру и злу внимая равнодушно, Не ведая ни жалости, ни гнева». Летописец как гражданин своего отечества, истинный патриот не равнодушен к судьбе страны.

И т о г о в ы й в о п р о с:

- Какова цель Пименовой летописи? В чем видит свое предназначение летописец?

(Поведать потомкам правду истории.

Да (пусть) ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу).

Заполняем левую часть таблицы «Идейно-образный уровень».

К эпиграфу урока: Великое дело летописцев – оставить православным потомкам летопись православного народа.

III.Подведение итога урока.

Какой бы жестокой не представала русская история в произведениях А.Пушкина. нельзя забывать признание поэта: « Хотя я лично сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора- меня раздражают, как человек с предрассудками – я оскорблен, — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой какой нам Бог ее дал».

В жизни есть вечные понятия: долг, честь , совесть, любовь к Родине – патриотизм. В литературе есть вечные образы, среди них и летописец Пимен. Есть вечные произведения Среди них и трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». Это классика. Они будут жить вечно.

В Большом театре в декабре идет опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в четырех действиях..

Сообщение с показом презентации «искусствоведов». Презентация «Опера «Борис Годунов». Приложение № 4.

Прослушивание арии Пимена в МР3 «Сцена в келье Чудова монастыря».

IV.Домашнее задание: написать сочинение о летописце Пимене на тему «Еще одно, последнее сказанье…»