урок литературы в 7 классе по рассказу ИСТургенева Бирюк

Урок литературы в 7 классе по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

«Откажись от зла и сотвори благо»

В глубине всякой души есть своя земля

Русская пословица

Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находится в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.

Сегодня я хочу вам помочь увидеть, услышать, исследовать. Перед вами логическая цепочка. Даны ключевые слова. К каждой паре слов поставьте вопрос, который поможет нам определить наши задачи:

увидетькакой ?мир

услышать кого?в мире

исследовать как? с помощью чего? создан мир

Таким образом, мы с вами попробуем увидеть мир рассказа И.С.Тургенева «Бирюк», услышать голос героев и автора в этом мире, исследовать, как создан этот мир. Кроме того, попытаемся понять, что имел ввиду русский народ, говоря о том, в глубине всякой души есть своя земля, и какие качества должны составлять основу нашей души, Давайте проведем небольшую словарную работу. Как вы понимаете слово «душа»?

Дута (по толковому словарю С.И. Ожегова) — это внутренний мир человека.

Земля (по толковому словарю Ушакова) — раньше так называли дно, землю.

Бирюк (по толковому словарю С.И. Ожегова).

Очень часто внутренний мир человека сравнивают с сосудом. Согласно притче, когда — то дивным — давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояло два сосуда, один сосуд был наполнен Добром, другой — Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать человек, что же такое добро и зло. Разбил он кувшины, перемешалось все их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живет человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

И вот мы с вами поможем решить эту проблему на примере рассказа И.С. Тургенева « Бирюк».

Итак, юные исследователи, в путь ….

Рассказ «Бирюк» не разделен ни на главы, ни на части. Давайте попробуем условно разделить рассказ на части, озаглавим каждую часть.

Встреча с Бирюком (жизнь Бирюка);

Встреча с порубщиком;

Финал.

Представьте, что вы художники и вам необходимо подготовить иллюстрации к произведению. Какие бы цвета преобладали при иллюстрировании 1 части?

Скорее всего, темные. Почему? Идет описание грозы. Какие художественно-изобразительные средства автор использует при описании картины природы:

Эпитеты: лиловая туча, серые облака, ручей, заросший лозняком, орешник,залитый мраком, столетние дубы и т.д.

Метафора: тени густели;

Олицетворение: деревья забушевали

Действительно, все эти средства помогают нам представить темную картину. А какая художественная деталь подчеркивает мрачность пейзажа? Овраг — глубокая, длинная впадина, яма.

Обратите внимание на то, что кроме описания пейзажа в 1 части происходит встреча с Бирюком. Вспомните или найдите в тексте, как появляется Бирюк? (фигура, словно

выросла из-под земли) как нечистая сила, внезапность появления Бирюка также усиливает

мрачные впечатления.

Цветовую гамму рассказа я буду фиксировать на доске (черная страница).

Итак, мы встречаемся с Бирюком. А кто такой Бирюк? Какой он?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выполним следующие задания (работа в группах):

1 группа: из данных слов и выражений выбирают те, которые на их взглядхарактеризуют Бирюка;

2 группа: подобрать 3 глагола,

2 группа: 2 существительных;

•3 группа: сформулируйте жизненные принципы героя(Каждая группа записывает на листочках, вывешиваем на доску)

Итак, мы дали характеристику герою. А соответствует ли прозвище характеру Бирюка? Что значит слово бирюк — 1. Волк — одиночка. 2. Нелюдимый, угрюмый человек

С кем сравнивают мужики Бирюка? (бес (злой дух), зверь — дикое животное, жестокий, свирепый человек).

Подберите Антоним этим словам? Человек. То есть называют его существом, которому чужды такие человеческие качества, как: доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость и другие.

У нас сложилось первое впечатление о Бирюке. Но мы знаем, что более полно характер человека раскрывается через поступки.

Давайте обратимся к условной второй части, которую вы озаглавили «Встреча с порубщиком».

Что происходит в данной части — столкновение, а как в теории литературы называется столкновение героев, взглядов — конфликт. То есть происходит конфликт между кем и кем лесником и порубщиком, который раскрывается в диалоге. Давайте проследим, как ведут себя порубщик и Бирюк:

Бирюк 1,2

Порубщик 23

-железный голос

-жалобно

-твердил, задыхаясь

-по-заячьи

-промолвил сурово

-бормотал

Какой прием положен в основу данной части? (антитеза). Таким образом, лесник противопоставлен порубщику. А сейчас давайте найдем в тексте описание мужика:

весь в лохмотьях;

длинная растрепанная борода;

испитое, морщинистое лицо;

нависшие брови;

беспокойные глаза;

худые члены

О чем свидетельствует это описание? О крайней бедности, нищете крестьянина, его

тяжелое положение, с «голодухи», «детей кормить надо».

А разве у Бирюка нет детей? Сытые ли они? А в каких условиях живет его семья? Найдите



в тексте описание условий жизни (описание избы, кроме хлеба есть нечего..^)

О чем это говорит? (о крайней бедности, жена бросила — о тяжелой жизни лесника).

Так что же получается, что не так уж и разные мужик и лесник.

одинаковое социальное положение (оба крепостные крестьяне)

условия жизни одинаковые (бедность, нищета, голод)Но чем же отличаются Бирюк? (своими внутренними качествами).

А где в полной мере проявляются черты характера героя? (в последней части).

Давайте проанализируем последний диалог, посмотрим, что они говорят и как?

Меняется ли тон Бирюка? (Начинает оправдываться перед мужиком « Говорят нельзя. Я тоже человек подневольный. Не видишь что ли барин…) Можно сказать, что внутри Бирюка происходит борьба? (Он не знает, что делать, отпустить мужика или нет. Трудная ситуация.

Что препятствует выйти из трудной ситуации?

Что помогло выйти из данной ситуации?

-долг

-доброта

-честность

-жалость

-непонимание

-мужество

-сила воли

Предложите свой выход из сложившейся ситуации.

А как вы думаете каково отношение автора к Бирюку, порубщику, (сначала жалеет мужика, а потом восхищается поступком лесника. Мы с вами выделили некоторые качества. Можно ли такими словами охарактеризовать беса, зверя, приведение, нечистой силе? (нет). Так как эти качества характеризуют человека.

А как вы понимаете слово «человек»? (обладающий состраданием, милосердием, отзывчивостью, чуткостью).

Т.е. Бирюк — фигура противоречивая, с одной стороны грюмый, жестокий, с другой -великодушный, благородный

Так почему же Бирюк отпускает порубщика? Может потому, что испугался? (Нет). Потому что он ЧЕЛОВЕК, а в глубине всякой души есть своя земля.

Ответьте, всегда ли верное первое впечатление о человеке? Всегда ли внешность соответствует внутреннему миру человека? Даны слова, составьте выражение (афоризм)



Не наружность надо украшать, но надо быть красивым в духовныхначинаниях (Фалес)

При красоте души не замечаешь физического несовершенства (И. Шевелев)

Никакая внешняя прелесть не сможет быть полной, если она не оживленавнутренней красотой (В.Гюго)

Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечемпохвастаться внутри( Ф. Купер)

Мне хотелось бы еще раз вернуться к началу урока. Посмотрите, что мы с вами сказали о Бирюке в начале урока?

Какие слова и выражения исключили из предложенного перечня? А что добавили?

Обратите внимание, Бирюк, кроме порубщика еще кого — то спасает (охотника)! Таким образом, мы с вами в темноте, во мраке, за угрюмой внешностью не разглядели в начале произведения доброе начало в Бирюке.

И в жизни очень часто бывает, что среди суеты, мы не замечаем человека, его добрые качества.

Согласно русской пословице, все хорошее в человеке не всегда лежит на поверхности, и не всегда можно разглядеть невооруженным взглядом.

Мы уже не на одном примере художественной литературы убедились, что часто перед человеком встает выбор: долг или совесть, чувство любви к Родине или любовь к женщине и т.д. И человек, как весы на одной чаше зло, жестокость, безучастие в судьбе человека, невнимательность к человеку, на другой великодушие, благородство, милосердие, отзывчивость. И важно очень, что перевесит в человеке. 1. А сейчас 3 группа проведет эксперимент, положит на весы карточки с положительными качествами и отрицательными, Что перевесит?

2. 2 группа поработает с отрывком из статьи литературоведа В. Лакшина«Берега культуры» в 1993 году, который писал « О трех загадках,волнующих человека…». Закончите фразы, дав ответы на вопрос: « Тризагадки волнуют человека:

Какое самое важное время?

Какой самый важный человек?

Какое самое важное дело?

Ответ такой, самое важное время- это твое настоящее, самый важный человек- это тот, с кем ты имеешь дело, тот, кто рядом, а самое важное дело — делать добро.

3. 3 группа перед вами схема опорного конспекта урока, заполните ее.

Увидеть

(какой?) добрый, светлый, яркий

мир



Услышать

Исследовать

(кого?) героев, автора

(как? с помощью чего?)

пейзажа,

портрета,

диалога,

с помощью художественно-

изобразителъных средств

в мире

создан мир

Эксперимент с весами (для 3 группы) Итак, что у вас перевесило, сделайте вывод.

Душа человека — это сосуд, чем мы его наполним в течение жизни, таким он у нас и

будет, светлым или темным. Давайте разделим содержимое сосудов, что мы поместим в

один, а что в другой? зло, жестокость, безучастие в судьбе человека,

невнимательность к человеку, в другой — великодушие, благородство, милосердие,

отзывчивость.

И чтобы наша душа, как и этот сосуд, излучала свет, тепло, радость. Хороший человек

светится изнутри, и надо учиться замечать красоту души, пусть даже в глубине, на

самом ее дне.

Итог урока. Ответьте на вопросы, которые вы сами и сформулировали

увиделикакой?мир

услышали кого?в мире

исследовали как? с помощью чего? создан мир Дана опорная схема, дополните ее. Продолжи фразу «Сегодня я на уроке понял, что…» Ответь на вопрос «Что нового я обнаружил в себе после урока» «Что нового я узнал о людях?» «Какое открытие я сделал сегодня на уроке?»